22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Выстрел наугад: как погиб авианосец "Арк Ройял"
Military авианосец Великобритания Вторая мировая война

Выстрел наугад: как погиб авианосец "Арк Ройял"

13 ноября 1941 года ушел на дно один из самых известных кораблей Второй мировой войны – британский авианосец «Арк Ройял». Прославился он не только благодаря своим многочисленным боевым достижениям, но и нелепости обстоятельств гибели.

Гибель авианосца HMS Ark Royal 13ноября 1941 года

Британский авианосец "Арк Ройял"

©ADMIRALTY PHOTO/B.O.P./AP Photo /TASS
Содержание:

Второй, но первый

«Арк Ройял» стал вторым построенным британцами авианосцем (первый назывался «Гермес»). Причем по своим размерам и возможностям он заметно превосходил предшественника. Конструкция «Арк Ройяла» включала ряд нововведений, которые должны были стать стандартом для британских авианосцев – закрытые ангары на двух уровнях, являющиеся частью конструкции корпуса, закрытый «ураганный» нос и ярко выраженный выступ на корме, добавлявший почти 25 м к длине корабля. Кроме того, «Арк Ройял» был первым крупным кораблем флота Великобритании, при строительстве которого широко использовалась сварка.

Гибель "Лаконии": как инцидент с британским лайнером изменил подводную войну

Авианосец встал в строй в конце 1938-го. Прежде чем включить его в состав флота метрополии, «Арк Ройял» отправили в Средиземное море для подготовки. С началом войны он и «Корейджес» стали ядрами групп ПЛО, сформированных для поиска и уничтожения подлодок в Атлантике. Первым признаком того, что эта тактика может обернуться катастрофой, стало нападений субмарины U-39 на «Арк Ройял», произошедшее 14 сентября 1939-го. Впрочем, поскольку лодку уничтожили сопровождавшие авианосец эсминцы, адмиралтейство лишь укрепилось в мысли, что выбранная им тактика себя оправдывает. И только после того как три дня спустя был потоплен «Корейджес», авианосцам решили подыскать другое применение.

26 сентября «Арк Ройял» в Северном море был впервые атакован люфтваффе, но уцелел, поскольку ни одна из бомб в него не попала. С октября 1939-го по февраль 1940-го авианосец вместе с линейным крейсером «Ринаун» действовал против немецких рейдеров в Южной Атлантике. В апреле началась Норвежская кампания, во время которой «Арк Ройял» противодействовал немецкому вторжению в Скандинавию. 10 апреля его пикировщики, правда, взлетевшие с наземного аэродрома, потопили в Бергене немецкий легкий крейсер «Кёнигсберг», что стало первым в истории случаем уничтожения авиацией крупного военного корабля.

После эвакуации союзников из Норвегии «Арк Ройял» отбыл на юг, в Гибралтар, где присоединился к «соединению H» адмирала Сомервилла. В его составе он участвовал в нападении на французский флот в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940 года (британцы атаковали французские корабли, чтобы те не достались немцам). В течение следующих нескольких месяцев авианосец совершал рейды в Западное Средиземноморье, нанося удары по итальянским авиабазам и прикрывая конвои на Мальту и в Александрию. 9 февраля 1941 года корабли Сомервилла провели дерзкую воздушную и артиллерийскую бомбардировку Генуи, Специи и Ливорно, нанеся их береговым сооружениям серьезный ущерб.

Авантюра Черчилля: как британский флот разменял свой авианосец на немецкую подлодку

«Арк Ройял» действовал не только в Средиземноморье. В сентябре 1940-го он участвовал в неудачной атаке на вишисткий Дакар, а в марте 1941-го его самолет-разведчик заметил немецкие линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» адмирала Лютьенса в Атлантике. Впрочем, линкорам удалось достигнуть французского Бреста, прежде чем британцы их перехватили. Через два месяца «Арк Ройял» снова встретился с Лютьенсом, который на сей раз управлял линкором «Бисмарк». 26 мая торпедоносцы «Арк Ройяла» два раза попали в стального гиганта, из-за чего он стал неуправляемым. На следующее утро «Бисмарк» был добит британской эскадрой.

Летом 1941 года авианосец вернулся в Средиземном море, где продолжил прикрывать конвои и доставлять самолеты на Мальту.

Две атаки

В сентябре Гитлер отправил подлодки в Средиземное море на помощь итальянцам. Первые субмарины прошли Гибралтарский пролив в конце сентября – начале октября. В ноябре за ними отправилась следующая группа «серых волков», первыми из которых были Франц-Георг Решке на U-205 и Фридрих Гуггенбергер на U-81. В период новолуния 11–12 ноября обе лодки прошли через пролив незамеченными.

Днем ранее «соединение Н», состоящее из линкора «Малайя», авианосцев «Арк Ройял» и «Аргус», а также эсминцев, вышло из Гибралтара для переброски самолетов на Мальту. Выполнив эту задачу, 12 ноября Сомервилл повернул обратно, «сопровождаемый» итальянскими воздушными разведчиками. Узнав о передвижениях «соединения Н», командующий подводными силами рейха Карл Дениц приказал U-81 и U-205 перехватить британскую эскадру к востоку от Гибралтара.

Как немецкий флот унизил владычицу морей Великобританию

U-205 заметила британские корабли рано утром 13 ноября. Сначала расстояние до целей было слишком велико для торпед. Но в 5:06 эскадра временно легла на выгодный курс, сократив дистанцию стрельбы до шести километров. Хотя шансы на успех все равно были невелики, Решке выпустил три торпеды, после чего вдалеке увидел «яркую вспышку», а затем услышал «два металлических удара». Так как о результате нападения можно было лишь гадать, он не стал спешить с победной реляцией.

U-81 обнаружила «соединение Н» в 16:00. Условия для атаки были сложными: цели были далеко и над ними кружили самолеты. Тем не менее в 16:36 Гуггенбергер с дистанции в три-четыре километра выпустил по линкору четыре торпеды. Результат залпа он не видел, так как сразу ушел на глубину. Спустя шесть минут немцы услышали сильный взрыв и решили, что попали в «Малайю». А через восемь минут взорвалась еще одна торпеда. Так как ее проход составил более шести километров, то Гуггенбергер предположил, что постепенно замедлявшийся снаряд попал или в эсминец, или в один из авианосцев.

Далее сложилась комичная ситуация. Будучи не уверенными в результатах своих атак, командиры U-81 и U-205 не спешили докладывать о них в штаб. Каждый из них ждал, что доложит другой. Молчанку прервал Дениц. Он передал на лодки, что, по данным агентства «Рейтер», «Арк Ройял» потоплен, и желал знать, кто это сделал. Тогда Решке сообщил о трех попаданиях в «авианосец и эсминец», а Гуггенбергер доложил, что торпедировал линкор и, возможно, поразил еще одну цель.

Когда месяц спустя U-81 и U-205 вернулись на базу, командующий, проанализировав записи их вахтенных журналов, пришел к выводу, что авианосец потопил Гуггенбергер. 10 декабря 1941 года его наградили Рыцарским крестом.

Гибель "Арк Ройяла"

Спасение команды авианосца Ark Royal

Выжившие на борту "Арк Ройяла" после попадания торпеды, 14 ноября 1941 года

AP Photo/TASS

Как оказалось, для Сомервилла атака U-205 стала неприятным сюрпризом. Из-за непогоды скорость эскадры менялась. В 5:14 британцы услышали подводный взрыв за эсминцем «Легион». Это сработала одна из торпед Решке. С рассветом «Арк Ройял» поднял в воздух самолеты для защиты от лодок. А вскоре «соединение Н» получило предупреждение по радио о субмарине, находящейся рядом с ним. Тогда Сомервилл решил изменить курс и идти на базу новым путем.

Обычно «соединение Н» возвращалось в Гибралтар, двигаясь вдоль испанского или марокканского побережья. Но, получив предупреждение, оно изменило курс, чтобы приблизиться к Гибралтару непосредственно с востока. Это решение стало роковым, поскольку британские корабли пошли прямо на позицию Гуггенбергера.

В 16:41 «Арк Ройял» был поражен в правый борт. По хронометражу торпеда прошла более пяти километров, что говорит о промахе U-81 в линкор и случайном попадании в авианосец. Причем торпеда Гуггенбергера нанесла достаточно повреждений, чтобы потопить корабль.

В момент торпедирования «Арк Ройял» накренился, совершая быстрый поворот влево. В результате торпеда попала (а не прошла под днищем) в скуловой киль и взорвалась фактически внутри противоторпедной защиты, выведя из строя правую котельную и главный распределительный щит. Выправить крен не получилось. К 18:00 центральная котельная была затоплена, что в свою очередь лишило корабль электроэнергии для насосов, вентиляции и вспомогательного освещения. Командир авианосца кэптэн Маунд приказал большей части команды перейти на эсминцы, оставив на «Арк Ройяле» лишь специалистов для ремонта.

Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами

Королевский флот попытался спасти авианосец. На помощь «Арк Ройялу» из Гибралтара вышли корабли с запчастями. Кроме того, на место инцидента прибыли два буксира, попытавшиеся доставить подбитый авианосец в порт. Возможно, «Арк Ройял» удалось бы спасти, если бы своевременно была затоплена котельная левого борта. Это позволило бы кораблю восстановить нормальное положение и его бы получилось отбуксировать к Гибралтару. Но к тому моменту, когда стали обсуждать эту меру, авианосец уже так «нахлебался воды», что реализация этого плана привела бы к его немедленному затоплению.

Аварийная команда работала всю ночь, стараясь обеспечить «Арк Ройял» электроэнергией и запустить насосы. Но к пяти утра стало ясно, что авианосец спасти не получится. Его крен продолжал расти. Тогда Маунд приказал ремонтникам покинуть корабль. В семь утра буксиры сбросили тросы. Спустя 13 минут гордость британского флота перевернулась и ушла под воду.

Потери экипажа «Арк Ройяла» были минимальны – погиб только один моряк. Плохо было другое: королевскому флоту нечем было заменить «Арк Ройял» и британские средиземноморские ВМС остались без прикрытия с воздуха на море. Одним ударом U-81 нанесла им больший ущерб, чем весь итальянский флот за 17 месяцев боевых действий.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".