Зачем России модернизированный атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов"

Крейсер "Адмирал Нахимов"
©Олег Ласточкин/РИА НовостиВ конце лета, 18 августа, из Северодвинска на заводские ходовые испытания отправился тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442М. Событие вновь привлекло внимание к этому кораблю, а также его систершипу «Пётр Великий».
Вокруг крейсеров проекта 11442 и, в частности, модернизации «Адмирала Нахимова» среди журналистов, экспертов и прочей заинтересованной публики сломано немало копий. Судьба крейсеров волнует одновременно как флотофилов, так и флотофобов.
Позиции участников дискуссии обычно тяготеют к одному из двух полюсов. Первый: «Адмирал Нахимов» будет практически неуязвимым, уникальным по своей боевой мощи кораблем, флоту он жизненно необходим. Второй полюс: «Адмирал Нахимов» устарел, его модернизация стоила бешеных денег, в открытом конфликте с НАТО он будет крайне уязвим, для современного ВМФ России этот корабль избыточен и не нужен.
Истина, как это часто бывает, где-то посередине. Попробуем разобраться в том, какую роль может сыграть «Адмирал Нахимов» в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России.
Краткая биография корабля
Про прошлое корабля написано уже немало. Но сказать несколько слов о его истории все же необходимо. «Адмирал Нахимов» (до 1992 года – «Калинин») был заложен в 1983-м, спущен на воду в 1986-м, вошел в состав ВМФ СССР в 1988 году. В 1997-м прибыл в Северодвинск, где и находился на протяжении последующих почти 30 лет.
Почему в условиях новой холодной войны России необходим сильный флот
Контракт на ремонт и модернизацию «Адмирала Нахимова» был заключен летом 2013-го. Ключевые участники – «Севмаш» и «Северное ПКБ». Предполагалось, что модернизированный крейсер вернется в строй в 2018 году. Но жизнь внесла свои коррективы.
В конце 2024 года на «Адмирале Нахимове» завершили размагничивание и запустили первый ядерный реактор, а в начале 2025-го – второй. Фактически от старого корабля остались только высококачественные корпус и ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), а все устаревшее оборудование было заменено современным. Иначе говоря, «Адмирал Нахимов» – это новый корабль, который прослужит по меньшей мере 25–30 лет.
Все ли решают деньги?
Одним из ключевых недостатков проекта модернизации крейсера называют его феноменальную стоимость. Первоначальная смета предполагала, что модернизация обойдется в 50 млрд руб., но сейчас говорят, что на нее ушло в четыре раза больше. Часто можно услышать рассуждения в стиле «этих денег хватило бы на столько-то Су-57 или столько-то подлодок». Однако подобные «пересчеты» лишены смысла.
Во-первых, деньги – весьма сложный показатель, и опираться на него надо с осторожностью и вниманием к деталям. Те же 200 млрд руб., как и ориентировочную стоимость, приводимую для истребителей или подлодок, следовало бы как минимум пересчитать с учетом инфляции. Реальных цифр мы не знаем.
Во-вторых, деньги – это важный, но далеко не единственный ресурс. Стоит упомянуть еще такие критически важные слагаемые, как производственные мощности и кадровые ресурсы (конструкторы, технологи, рабочие, специалисты вооруженных сил). Все эти ресурсы также ограниченны и зачастую весьма специфичны. Следует признать, что 200 млрд руб., потраченных на модернизацию крейсера на «Севмаше», невозможно напрямую конвертировать в, например, создание партии Су-57 на КнААЗ. И это не говоря о таких нюансах, как стадия готовности проекта к серийному производству или состояние предприятий-поставщиков. Да, ресурсы, направленные на модернизацию «Адмирала Нахимова», можно было использовать иным образом для нужд флота и вооруженных сил. Однако отказ от этого проекта, насколько можно судить, не позволил бы стране получить за то же время, например, три дополнительные атомные подлодки или пять фрегатов.
Есть и более осязаемые и объективные показатели, чем деньги. Экипаж для «Адмирала Нахимова» начали готовить еще в 2022 году. Его численность – предположительно, около тысячи человек. Это немало. У фрегата проекта 22350 в пять раз меньше. Квалифицированный личный состав – весьма дорогостоящий, дефицитный и, безусловно, самый важный ресурс как ВМФ, так и вооруженных сил в целом. Будущие эсминцы должны иметь менее крупный экипаж. Для этого необходимо внедрение автоматизации и роботизации, но с ними тоже важно не переборщить. Недостаточная численность экипажа – проблема не меньшая, чем большой экипаж.
Стоит помнить: флот – это всегда дорого и сложно. Но ущемление национальных интересов России в Мировом океане, а тем более проигранная война на море обойдется еще дороже.

Крейсер «Адмирал Нахимов» во время ремонта и модернизации, 2021 год
UBL/Vostock PhotoМощь «Адмирала»
Модернизированный «Адмирал Нахимов» обещает быть очень мощным кораблем, существенно превосходящим «Петра Великого» и любой другой корабль российского флота (стратегические подводные крейсеры оставим за скобками). В первую очередь эту мощь обеспечивает совокупность радиотехнического вооружения «Адмирала Нахимова». Оно должно обеспечить возможность эффективно применять на полную дальность всю номенклатуру ракетного вооружения крейсера как самостоятельно, так и в составе тактической группы, получая целеуказание от авиационных и космических аппаратов. И в этом отношении те самые пять фрегатов, которые якобы можно было бы построить на 200 млрд руб., не заменят «Адмирала Нахимова» в качестве флагмана эскадры. Но и сам «Адмирал Нахимов», обладая значительными способностями для автономных действий, полностью может раскрыть свой потенциал лишь как часть единой системы, включающей космический, авиационный, наземный и морской компоненты, увязанные общим информационно-управляющим пространством.
Основное вооружение крейсера: ракетоторпеды «Ответ», крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК», сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Оникс» и гиперзвуковые ракеты «Циркон» (дальностью свыше 1000 км), для размещения которых имеются универсальные вертикальные пусковые установки (80 ячеек). Для сравнения: на атомных подводных крейсерах проекта 08851 боезапас ударного ракетного вооружения без учета торпедных аппаратов – 32 единицы, а на фрегатах проекта 22350 – 16 единиц (с пятого корабля – 24 единицы).
«Адмирал Нахимов» получит эффективный набор средств ПВО, включая два ЗРК большой дальности «Форт-М» (в совокупности 96 ячеек), а также шесть модулей ЗРАК «Панцирь-М». Очевидно, что атомные подлодки неспособны обеспечить эшелонированную ПВО, а следовательно, не могут в этом отношении заменить «Адмирала Нахимова», действующего совместно с другими надводными кораблями, авиацией и наземными силами.
Размер имеет значение
Бытует мнение, что большие надводные корабли безнадежно устарели в условиях качественного роста возможностей космической группировки и удешевления и развития роботизированных систем морского и воздушного базирования. В этом тезисе есть рациональное зерно, но в полной мере согласиться с ним нельзя.
Опыт морской составляющей специальной военной операции, включая трагедию гибели ракетного крейсера «Москва», несомненно, должен учитываться и привести к существенным преобразованиям в ОПК, кораблестроении, на флоте. Но этот опыт не стоит абсолютизировать. Вероятные морские театры военных действий – в Арктике ли, в западной ли части Тихого океана – будут существенно отличаться. Крупные надводные корабли нового поколения строятся или проектируются всеми ключевыми морскими державами: США, Китаем, Японией, Италией и Кореей. Так, перспективный американский эсминец нового поколения предположительно будет иметь водоизмещение 14,5 тыс. т.
Поиски морской доминанты: какой флот нужен современной России
Сильно упрощая, можно сказать, что сами по себе дополнительные тысячи тонн водоизмещения, то есть размер корабля, стоят дешево при наличии соответствующих кораблестроительных мощностей, а также силовых или энергетических установок. Дорого в данном случае обходится «начинка»: радиотехническое и ракетное вооружение, автоматизированные системы боевого управления, подготовка квалифицированного экипажа. Большее водоизмещение – это повышение многих ключевых характеристик и качеств корабля, включая живучесть, мореходность, модернизационный потенциал. Эшелонированная ПВО, участие в операциях по демонстрации силы, военно-морская дипломатия в океанской зоне – удел крупных надводных кораблей.
Производственные мощности для строительства кораблей класса эсминец-крейсер у нас есть. Это и «Севмаш», и «Янтарь», и «Северная верфь». Что касается силовой установки, то тут дело обстоит несколько сложнее.
Вопрос силовой установки – один из ключевых при создании будущих эсминцев и уже сказывается на строительстве гораздо меньших по размерам и возможностям фрегатов проекта 22350. Ядерная энергетическая установка «Адмирала Нахимова» в данном случае – дорогостоящая, но вполне реальная альтернатива, доступная здесь и сейчас. В силу своих размеров и стоимости ЯЭУ оправданна на достаточно крупных кораблях вроде «Адмирала Нахимова», в то время как для эсминцев предпочтительнее все же газотурбинный двигатель.
В то же время у ЯЭУ есть целый ряд существенных преимуществ как в случае автономных действий корабля, так и его действий в составе эскадры как в океанской зоне, так и у берегов России. В их числе: значительный потенциал энергоснабжения энергоемкого радиотехнического и иного вооружения, возможность продолжительного движения на полном ходу, условно неограниченная автономность и дальность плавания. Корабль с ЯЭУ способен быстро набирать полный ход и двигаться с этой скоростью практически неограниченно долго, меняя курс. В военное время это особенно важно, поскольку мешает противнику получить необходимые для целеуказания данные о местонахождении корабля.
Вопрос стратегический
Один из документов стратегического планирования, о котором не так часто вспоминают, – принятые в 2017 году «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» (далее – «Основы»). Документ был амбициозным и предполагал, в частности, стремление к закреплению ВМФ России на втором месте в мире по боевым возможностям (ст. 39). Немало в этом документе говорится и про стратегическое сдерживание (ядерное и неядерное), а также ядерное оружие (как морские стратегические ядерные силы, так и применение флотом нестратегического ядерного оружия, НСЯО).
Сколько у России НСЯО, доподлинно неизвестно, но предположительно речь идет о полутора тысячах боезарядов. И, вероятно, половина этого арсенала – морского базирования. Мы исходим из того, что для «Калибров», «Ониксов» и «Цирконов» созданы или будут созданы в обозримом будущем специальные боевые части. В этих условиях амбициозность ст. 39 «Основ» предстает в новом свете.
Короче говоря, модернизированный крейсер станет весьма мощным элементом российской системы стратегического сдерживания как ядерного, так и неядерного. «Адмирал Нахимов» будет играть на Северном флоте важную роль в выполнении одной из ключевых задач флота – обеспечения развертывания подводных ракетных крейсеров стратегического назначения.
Главный недостаток
Главный недостаток «Адмирала Нахимова» очевиден: этот корабль единственный в своем роде. Как любят напоминать американские военно-морские специалисты, один корабль может находиться лишь в одной точке пространства в конкретный момент времени. Для реализации текущей «Морской доктрины» и «Основ» ВМФ России необходимы надводные корабли океанской зоны в достаточном количестве (в качестве ориентира можно назвать 12 кораблей, поровну распределенных между Северным и Тихоокеанским флотом). Но пока даже программа строительства фрегатов проекта 22350 идет далеко не так быстро, как хотелось бы. Серийные эсминцы нового поколения – дело еще более отдаленной перспективы. В это время «Адмирал Нахимов» вполне способен выполнять широкий перечень задач.
Два подобных корабля лучше, чем один. А для этого надо после окончания модернизации «Нахимова» начать ремонт с модернизацией «Петра Великого». В прошлом году СМИ, ссылаясь на анонимные источники, сообщили, что «Петра Великого» спишут после окончания ремонта «Адмирала Нахимова» якобы по причине чрезмерной стоимости модернизации. Потом эта информация была опровергнута опять же со ссылкой на источники.
Целесообразность ремонта с модернизацией «Петра Великого» зависит не столько от стоимости, сколько от реального состояния корабля, который, в отличие от «Нахимова», в последние десятилетия активно эксплуатировался. В любом случае принятие решения о судьбе «Петра Великого» должно опираться на взвешенный и всесторонний анализ. А пока будем ждать возвращения «Нахимова» в состав сил постоянной готовности ВМФ.
Прохор Тебин – директор Центра военно-экономических исследований института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".