8 июля 2025
USD 78.72 -0.12 EUR 92.41 -0.6
  1. Главная страница
  2. Новости
  3. Президент Ассоциации автодилеров рассказал о ситуации на российском рынке и прогнозах на 2026 год
Автомобили автомобили Россия

Президент Ассоциации автодилеров рассказал о ситуации на российском рынке и прогнозах на 2026 год

Российский авторынок движется к системному кризису. Продажи падают, машины стареют, доступность новых автомобилей снижается до минимума.

РОАД

©Софья Домрачева
Содержание:

Об этом заявил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин на пресс-конференции во вторник, 8 июля 2025 года. Он представил доклад о ситуации на рынке за 2024–2025 годы и прогнозах на 2026 год.

Итоги 2025 года без вмешательства государства будут тяжелыми

По словам Подщеколдина, автомобильная отрасль переживает трудные времена. Если государство не вмешается и не изменит условия кредитования и налогообложения, итоги года будут тяжёлыми.

Сейчас в России 55 млн. автомобилей. Из них 72% старше 10 лет, это почти 40 млн. машин. Чтобы обновить парк, нужно продавать по 3 млн. новых автомобилей в год в течение 10 лет.

Но рынок не показывает роста. Даже снижение цен не стимулирует спрос. За последний год продажи новых автомобилей упали на 27%. Рынок просел на 20% в денежном выражении. Параллельный импорт сократился в два раза.

Выдача автокредитов упала на 50% из-за ставок до 30% годовых. «В 2012 году 30% граждан могли позволить себе новый автомобиль, сейчас – только 12–16%», – сказал Подщеколдин.

По данным РОАД, лидером продаж в январе-июне 2025 года остаётся LADA. Она увеличила продажи на 21% (757465 машин). Далее идут Toyota (391478), KIA (254950), Hyundai (153722) и Nissan (152122). Среди китайских брендов заметны Chery (23681), Geely (21905) и Haval (15000). Но по ним отмечается либо небольшой рост, либо падение.

На фоне падения продаж новых машин растёт спрос на автомобили с пробегом. Средний возраст легкового автомобиля в России – 16,5 лет. Страна рискует отстать от мировых темпов обновления транспорта, опасаются в РОАД.

Электромобили пока остаются нишевым продуктом. В 2024 году за полгода продано 10 тыс. электромобилей. В 2025 году продажи упали почти в два раза до 4398 шт. Зарядная инфраструктура есть только в крупных городах.

Ситуация с грузовиками тоже плохая. Продажи новых грузовых автомобилей сократились на 52%.

Перевозчики возвращают лизинговые автомобили, не справляясь с выплатами. Рынок пополняется в основном машинами с пробегом, и автопарк стареет. «Камаз» потерял 24% продаж, китайский Sitrack – 60%.

Из чего складывается цена автомобиля

Высокая цена на автомобили в России формируется не за счёт наценок дилеров и производителей, уверяют в РОАД. Дилеры зарабатывают 3–5%, производители – 5–10%. До 1 млн. рублей в цене импортного автомобиля составляют государственные сборы. По сути, именно госрегулирование формирует цену, поэтому большинство компаний работают в убыток, считает Подщеколдин.

Вернутся ли иностранные бренды?

Крупные производители из Кореи и Японии хотят вернуться в Россию. Но для этого нужно около шести месяцев на восстановление поставок и запуск продаж. Препятствиями остаются санкции и проблемы с логистикой.

Индия также хочет выйти на российский рынок. Страна производит около 5 млн. автомобилей в год, занимая третье место в мире. Но санкции мешают этим планам.

На российском рынке работают более 65 китайских брендов. Большая часть продаётся малыми партиями, что вызывает сомнения в наличии запчастей и сервисе в будущем. «Такое количество брендов обслужить невозможно. В США при рынке в 16 млн машин всего 45 брендов, у нас – 124 бренда при 1,6 млн продаж», – отметил Подщеколдин.

Российский авторынок балансирует на грани системного кризиса, убеждены в РОАД. Доступность автомобилей для граждан падает, автопарк стареет, рынок не реагирует на снижение цен, а ключевым драйвером остаются китайские бренды, которые заполняют ниши, но не обеспечивают долгосрочной устойчивости отрасли.

Без изменения условий кредитования, налоговой политики и поддержки реального сектора стране не удастся выйти на целевой показатель в 3 млн продаж в год, без чего невозможно будет обновить автопарк и сохранить транспортную доступность в крупнейшей по территории стране мира.

«Мы не Монако, без автомобиля в России невозможно», – заключил Подщеколдин.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".