- Увеличение туристического потока в Африку
- Вызовы для развития туризма в Африке
- Расширение авиасообщения между Россией и Африкой
Увеличение туристического потока в Африку
Африка – второй по площади континент мира с теплыми морями и океанами, богатым культурным наследием, разнообразными ландшафтами и возможностями для сафари. Все это делает регион привлекательным для российских путешественников.
В последние годы активно развивается спортивный туризм, особенно в Эфиопии. Первый зампред комитета Госдумы по туризму Николай Валуев сообщил о планах открыть в этой стране сеть школ бокса.
Россия уже имеет безвизовый режим с 11 африканскими государствами: Марокко, Намибией, Тунисом, ЮАР, Кабо-Верде, Маврикием, Анголой, Ботсваной, Малави, Сейшелами и Сан-Томе и Принсипи. Их число будет расти, уточнила директор департамента партнерства с Африкой МИД РФ Татьяна Довгаленко.
Минэкономразвития работает над увеличением туристического потока из Африки. "За последние два года въезд из стран Африки увеличился на 60%", – отметил представитель министерства Никита Кондратьев. В 2024 году Россию посетили 40 тыс. граждан африканских стран, а за первое полугодие 2025 года – еще 20 тыс.
Египет, Танзания и Эфиопия обладают значительным потенциалом для роста туристического обмена. Они рассматриваются как перспективные кандидаты на включение в список стран, гражданам которых может предоставляться электронная виза. По словам Кондратьева, перед запуском проекта необходимо провести анализ и получить экспертные заключения. Решение носит стратегический характер, упрощает визовые процедуры и стимулирует туристический обмен.
Вызовы для развития туризма в Африке
У российских туристов повышается интерес к африканским направлениям: Танзания демонстрирует рост в 160%, Кения – 140%, Сейшелы – 70%. Однако устойчивому развитию мешают системные проблемы.
Среди ключевых вызовов – высокая стоимость услуг, нехватка качественного гостиничного фонда, слабая транспортная логистика и ограничения в безналичных платежах. Для улучшения ситуации необходим комплекс мер.
Инвестиции в инфраструктуру:
- строительство и модернизация отелей, внедрение современных стандартов обслуживания;
- развитие транспортной сети: дорог, аэропортов, железнодорожных линий и портов.
Повышение качества услуг:
- обучение персонала;
- создание туристических продуктов, учитывающих культурные особенности и интересы россиян.
Оптимизация маршрутов:
- создание эффективных туристических трасс и взаимодействие транспортных компаний;
- внедрение информационных систем для отслеживания перевозок.
Развитие безналичной оплаты:
- запуск удобных мобильных и онлайн-сервисов;
- обеспечение безопасности операций;
- интеграция банков африканских стран в СПФС.
Обеспечение безопасности:
- программы защиты туристов: медицинская помощь, профилактика преступности, информирование о рисках;
- рекомендации по поведению в разных странах региона.
Минэкономразвития также планирует усиливать продвижение российских туристических возможностей в Африке через рекламные кампании, участие в выставках и установление партнерств с агентствами.
Расширение авиасообщения между Россией и Африкой
Развитие авиасообщения – ключевой фактор увеличения туристического потока. Необходимо расширять маршрутную сеть и увеличивать число регулярных рейсов.
Россия связана прямыми рейсами с Египтом (231 рейс в неделю), Эфиопией (пять рейсов), Марокко (семь рейсов), Алжиром (четыре рейса) и Сейшелами (два рейса). С января 2026 года число рейсов из Касабланки в Москву вырастет до семи в неделю, а также откроются новые направления. Марокканская авиакомпания запустит прямые рейсы из Касабланки в Санкт-Петербург, сообщил заместитель руководителя Росавиации Алексей Буевич.
"Сейчас мы работаем над открытием рейсов в курорты на средиземноморском побережье Египта – Аль-Мериен и Александрию. После ряда технических мероприятий мы запустим их в ближайшее время", – сказал Буевич.
Однако географию полетов ограничивают сложности с дозаправкой, нехватка широкофюзеляжных самолетов и запреты на полеты над рядом южных регионов. Лайнеры большой вместимости и дальности сегодня востребованы на рейсах в Юго-Восточную Азию и на Дальний Восток, что сдерживает развитие африканских направлений.
Дополнительные трудности создают санкции и проблемы наземного обслуживания. Часть африканских авиакомпаний принадлежит структурам из недружественных стран, что осложняет получение разрешений на пролет, посадку и обслуживание воздушных судов, отметил представитель Росавиации.

