Наверх
25 октября 2021

Суровым языком плаката

В конце апреля в 50 городах России открывается выставка «Плакаты войны. На пути к Великой Победе». После ее завершения десятки региональных музеев получат в дар копии коллекционных плакатов советской эпохи. Директор по информационной политике и связям с общественностью АО «Альфа-банк» Леонид Игнат рассказал журналу «Профиль», почему банк уже шестой год подряд организует благотворительные выставки на историческую тему.

– У выставки есть какая-то концепция или это просто собрание плакатов военного периода?

– Для нее отобраны плакаты, наиболее полно отражающие историю Великой Отечественной войны, основные победы советского оружия. Это уже 6‑я выставка, которую мы организуем. Мы начинали тоже с юбилея – с 65‑летия Победы, выставка называлась «Война на первых полосах». Это были первые полосы газеты «Комсомольская правда» от начала войны до 9 мая 1945 года. Все эти выставки благотворительные, они бесплатны для посетителей.

– Насколько близок язык плаката современной аудитории?

– Для современного поколения плакат очень нагляден, лаконичен. Интерес к истории, особенно в последние годы, серьезно возрос. За 5 лет проведения выставок их посетило не менее 1 млн человек. Начинали мы с 20 городов, сейчас выставка планируется в 50. Она продлится около полутора месяцев и затем остается в том же городе, областные музеи передадут ее районным музеям и университетам. Так сложилось, что музейная инфраструктура сконцентрирована у нас в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Однако за те пять лет, что мы организуем выставки, нам удалось существенно пополнить региональные коллекции: по окончании выставки все экспонаты передаются в дар местным музеям.

– Откуда такое количество экспонатов?

– Мы договариваемся с различными федеральными организациями и производим комплект выставочных материалов. Эту выставку мы делаем совместно с Государственным музеем современной истории. Там хранится самая большая в мире коллекция советских плакатов.

– Они представлены в единственном экземпляре?

– В свое время они печатались огромным тиражом, но сегодня плакаты времен гражданской войны, Великой Отечественной войны и даже времен покорения космоса – раритеты. Есть коллекционный рынок для них, и они стоят очень дорого. Большинству из нас известны лишь «канонические» военные плакаты, например, «Родина-мать зовет!» Но на самом деле за время войны было создано около пяти тысяч плакатов. Над их созданием работали лучшие художники того времени, взять хотя бы Кукрыниксов. Плакат вел людей в бой, он поддерживал наши войска в период наступления, во время освобождения сел и городов. Были плакаты, высмеивающие нацистскую идеологию, воспевающие мужество и героизм советских солдат. На выставке плакаты снабжены аннотациями, где описывается история отраженного на них события, дается контекст. У нас это уже не первый опыт: в прошлом году мы проводили выставку плакатов Первой мировой войны, малоизвестного для россиян периода истории. Это, к сожалению, забытая война.

– То есть оригинальный плакат сканируется и с него делаются копии для нескольких десятков городов?

– Совершенно верно. Это абсолютные копии, современная техника музейного сканирования позволяет воссоздавать вещь, почти не отличимую от оригинала, разве что по качеству бумаги. Все следы времени на плакате тоже остаются. Наша задача – дать возможность людям, интересующимся историей, узнать ее лучше. Копия или оригинал – не столь важно, потому что цель – донести информацию, которая стоит за этим плакатом. Информация, сопровождающая каждый экспонат, первична.

– Не кажется ли вам, что рассказ о войне через плакат – это все же несколько официозный взгляд на историю?

– Военная тематика представлена в региональных музеях достаточно хорошо. Эта выставка станет дополнением к уже существующим экспозициям, состоящим из образцов оружия, военной формы, орденов, фотографий. Мы дополняем эти выставки новой, компактной, емкой информацией об истории Второй мировой войны в целом. Ведь экспозиции региональных музеев во многом «специализированы». Например, в дальневосточных музеях больше экспонатов посвящено войне с Японией, освобождению Китайской Народной Республики; в западной части страны, которая была под оккупацией, представлена детальная экспозиция, рассказывающая о периоде оккупации и об освобождении. Проводя эти выставки, мы в меру своих сил помогаем через изучение истории патриотическому воспитанию граждан России. В ряде музеев, где были выставки к 200‑летию войны 1812 года и 100‑летию Первой мировой войны, прошли научные семинары.

– Как вы считаете, почему патриотическое воспитание в России тесно связано с военной темой?

– Это не только у нас, везде так. Ведь победа в войне – это проявление лучших качеств народа. Так произошло и в Великую Отечественную войну: мы победили машину, которая захватила всю Европу и казалась непобедимой. В Великобритании и Первая, и Вторая мировая война изучаются как образцы проявления английского духа. Каждая нация старается воспитывать своих детей на истории собственных побед. Победа – это то, что объединяет. Мы не уникальны в этом смысле.

– Банк проводит выставку на историческую тему шестой год подряд. Вы хотите донести до публики какой-то свой особенный взгляд на историю и современность?

– Мы пытаемся показывать историю с максимально объективистских позиций, поэтому при составлении выставок опираемся на безусловный авторитет федеральных музеев, с которыми мы работаем. Объективность Музея современной истории ни у кого не вызывает сомнений. То же самое с Музеем космонавтики и Госархивом. Артефакты говорят об этой истории лучше, чем кто бы то ни было. Люди, которые создавали плакаты в Великую Отечественную войну, жили этим. Их мысли, их переживания, их стремление к победе отражены в плакатах. Эти произведения отбирали худсоветы на самом высоком уровне, создавалось много эскизов, проводились конкурсы, и определялись победители. Советскую пропаганду часто критикуют, и я согласен с критикой конца советской эпохи, когда пропаганда не соответствовала реальности. Но Великая Отечественная война действительно была временем единения народа. Тогда вернули институт патриаршества Русской православной церкви, погоны, учредили ордена, названные именами великих русских полководцев, что до этого казалось немыслимо.

– Но ведь в истории Великой Отечественной войны есть много спорных, больных тем…

– Сейчас есть разные трактовки, многие рассуждают о цене победы, забывая, что, если бы эта цена не была заплачена, их бы просто не было. Любая война – это ужасно, войны не должно быть никогда. Я надеюсь, что человечество получило достаточный урок в XX веке, чтобы не повторять глобальных войн. Но войну выиграла вера советского народа в правое дело: на нас напали. И у нас было достаточно душевной щедрости, чтобы не навязывать абсолютную волю победителя остальному миру.

– Насколько, по вашему мнению, распространено непонимание роли Советского Союза в победе во Второй мировой войне в нашем обществе?

– Какая-то полемика присутствует. Она носит ограниченный характер, сейчас ее меньше, чем раньше. Очень часто непонимание вызвано незнанием. И мы, показывая артефакты того времени, просвещаем. Когда мы делали выставку «Война на первых полосах» в 2011 году, она была частью большой экспозиции в Музее обороны, которая называлась «Тыл – фронту». Она рассказывала о том, как люди в тылу работали для Победы.

Самое читаемое
25.10.2021