- Деградация стратегической стабильности
- Контроль за вооружениями США и России
- Срок действия ДСНВ и сохранение ограничений по договору
Деградация стратегической стабильности
Президент начал встречу, обратив внимание на тему, которая, с его точки зрения, обладает особым значением для обеспечения защиты российских национальных интересов и суверенитета, а также для поддержания международной безопасности в общем. Путин упомянул ситуацию со стратегической стабильностью, которая продолжает ухудшаться.
"В результате ранее предпринятых странами Запада достаточно разрушительных шагов был существенно подорван фундамент конструктивных отношений и практического взаимодействия между государствами, обладающими ядерным оружием", – отметил российский лидер. Об этом пишет ТАСС.
Российский лидер связал множество проблем в стратегической сфере, накопившихся с начала XXI века, с разрушительными действиями Запада, их дестабилизирующими доктринальными концепциями и военно-техническими программами, направленными на подрыв глобального равновесия и стремление добиться абсолютного превосходства.
Путин подчеркнул, что Россия "последовательно и подробно" рассматривала эти вопросы, критиковала эту позицию. По его словам, они недвусмысленно подчеркивали крайнюю опасность дальнейшего ухудшения обстановки и предлагали конкретные идеи для ее совместного улучшения. Однако его замечания и инициативы не были восприняты.
"Подчеркну, и в этом ни у кого не должно быть сомнения, Россия в состоянии ответить на любые существующие и вновь возникающие угрозы. Ответить не на словах, а путем применения военно-технических мер", – подчеркнул Путин.
Президент упомянул решение властей России отказаться от моратория на развертывание наземных ракет средней и меньшей дальности в качестве примера такого ответа. В его обосновании он указал на необходимость адекватного реагирования на программы размещения аналогичного оружия производства США и других западных стран в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые непосредственно угрожают безопасности России.
Контроль за вооружениями США и России
Президент подчеркнул, что планы России по укреплению обороноспособности страны формируются с учетом меняющейся обстановки в мире и реализуются полностью и в срок.
"Шаг за шагом была практически полностью демонтирована система советско-американских и российско-американских соглашений по контролю над ракетно-ядерными и стратегическими оборонительными вооружениями", – указал он.
Он добавил, что эта система соглашений играла роль в создании стабильных условий между странами, владеющими двумя крупнейшими ядерными арсеналами, и в повышении уровня глобальной безопасности.
Путин снова подчеркнул, что о причинах и возможных результатах текущего положения дел говорили много раз.
Президент выразил уверенность в надежности и эффективности сил сдерживания России.
"Но в то же время [мы] не заинтересованы в дальнейшем наращивании напряженности и подстегивании гонки вооружений", – указал Путин.
Срок действия ДСНВ и сохранение ограничений по договору
Путин заявил, что Россия считает разумным попытаться сохранить статус-кво, который установил Договор о стратегическом наступательном вооружении (ДНСВ), чтобы не спровоцировать дальнейший скачок в гонке стратегического вооружения и обеспечить приемлемый уровень предсказуемости и сдержанности.
Он также обратил внимание на то, что срок действия ДСНВ заканчивается 5 февраля 2026 года, что означает исчезновение последнего международного соглашения о прямых ограничениях на ракетно-ядерные потенциалы.
Путин заявил, что полный отказ от наследия соглашения был бы ошибкой со многих точек зрения, что могло бы также негативно повлиять на обеспечение целей Договора о нераспространении ядерного оружия.
"Поэтому Россия готова после 5 февраля 2026 года продолжить в течение одного года придерживаться центральных количественных ограничений по Договору о СНВ", – сказал он на совещании с Совбезом.
Президент также заявил, что будущее сохранение указанных добровольных ограничений будет зависеть от анализа ситуации и он считает, что такой шаг будет действительным только в случае, если США будут действовать похожим образом и не предпримут действий, подрывающих или нарушающих текущий баланс сил сдерживания.
Путин поручил продолжать тщательно следить за действиями американцев, в первую очередь, в отношении их арсенала стратегических наступательных вооружений. Он подчеркнул важность особого внимания к американским планам по усилению стратегических компонентов их системы противоракетной обороны, в том числе подготовке размещения средств перехвата в космическом пространстве.
"Будем исходить из того, что практическое осуществление подобных дестабилизирующих действий способно обнулить усилия нашей стороны по поддержанию статус-кво в сфере СНВ", – подчеркнул президент.
Он заметил, что реализация российской инициативы по ДСНВ помогла бы создать благоприятные условия для стратегического диалога с США, включая формирование условий для его полноценного возобновления и нормализации двухсторонних отношений, а также решение базовых противоречий в области безопасности.
Согласно словам российского лидера, Россия всегда следовала и продолжает следовать политико-дипломатическим методам поддержания международного мира, основанным на принципах равноправия, неделимой безопасности и взаимного учета интересов.
Президент напомнил, что последним важным политико-дипломатическим событием в сфере стратегической стабильности было заключение договора о стратегических наступательных вооружениях между Россией и США в 2010 году. Тем не менее из-за враждебной политики администрации Байдена, которая нарушила основные принципы, на которых базировался этот договор, его полноформатное выполнение было приостановлено в 2023 году.
Лидер РФ напомнил, что обе стороны заявили о своем намерении добровольно продолжать соблюдать основные количественные ограничения по договору до конца его срока. По его словам, в течение последних 15 лет этот договор активно содействует поддержанию баланса сил и определенности в области стратегических наступательных вооружений.
Ранее Путин допустил возможность достижения в будущем соглашения с США по контролю над стратегическими наступательными вооружениями.