По данным РБК, с момента запуска процедуры судебного банкротства в 2015 году и внесудебного механизма в 2020-м общее число финансово несостоятельных граждан достигло 2,22 млн человек. В последние три года прирост числа банкротств составляет 20–30%. Это ниже, чем в первые пять лет действия процедуры, когда ежегодный прирост завершенных дел доходил до 50–70%.
"Коммерсантъ" отмечает, что инициаторами судебного банкротства практически всегда выступают сами граждане – на такие случаи в 2025 году приходилось 97,3% дел (96,7% в 2024). Статистика также показывает более чем двукратный рост год к году количества планов реструктуризации долгов (предусматривают выплату долга в рассрочку и позволяют избежать признания банкротом), заключенных гражданами с их кредиторами в рамках закона о несостоятельности. При этом заметно снизились темпы роста внесудебных процедур банкротства, которые могут инициировать сами должники с общей задолженностью до 1 млн руб. В 2024 году число таких банкротств граждан выросло в 3,5 раза к 2023 году, в 2025-м рост составил только 22,9%.
Юристы пока не видят причин для снижения популярности банкротства у населения. Специалисты отмечают, что значительный рост внесудебного банкротства в 2024 году объяснялся расширением критериев для этой процедуры. В плане судебного банкротства суды сейчас принимают меры, ограничивая списание долгов гражданам лишь при демонстрации ими добросовестного поведения. Однако на волне рекламных кампаний и ситуации в экономике россияне продолжают массово идти в банкротство, отмечает "Коммерсантъ". Также эксперты прогнозируют дальнейший рост потребительских банкротств.
В 2025 году Минэкономразвития предложило поэтапно и гибко реформировать институт банкротства. Об этом сообщил первый замглавы ведомства Максим Колесников, выступая на форуме "Банкротства. Новая реальность" в ноябре. Подготовленные изменения объединяют комплекс мер от настройки торговых процедур до перераспределения ответственности за работу должника в конкурсном производстве. Ключевое нововведение касается порядка реализации активов должников. По словам Колесникова, традиционные торги сохранятся, но к ним добавится альтернативный формат.

