Названы особенности сетевого маркетинга в России
В России MLM (Multi Level Marketing) появился в начале 1990-х годов. Многие люди в надежде на быстрое обогащение занялись распространением биодобавок, книг, бытовой техники и т.д. Единицы из них действительно разбогатели, а большинство осталось ни с чем, пишет News.ru. В настоящее время продажи по каталогам продолжаются, а армия консультантов пополняется.
Занятие сетевым бизнесом всегда позиционируют как возможность быстро и без вложений заработать миллионы. Торгуя без посредников, через прямой личный контакт, продавец реализует товары по цене производителя. Продажи обычно проходят на нейтральной территории, на квартире или месте работы покупателя. Однако миллионеров в этом бизнесе мало. Наибольший доход могут иметь те, кто пришёл в бизнес раньше других.
Примечательно, что во многих компаниях система премирования выстроена таким образом, что успешный продавец будет вынужден потратить заработанные деньги преимущественно внутри фирмы. Дивиденды от объёмов продаж, процент от выполнения плана дают только скидки на продукты компании. Их размер зависит от статуса продавца, а получение званий зависит от умения выстроить сеть из консультантов.
В MLM предлагают также заключать за предоставление скидки контракт с фирмой, по сути, становясь её дилером. Так растёт сеть. Человек, «подтянувший» десятки и сотни активных консультантов, может рассчитывать на бонусы. В этом смысле сетевой маркетинг напоминает пирамиду.
Один из лозунгов MLM гласит, что успешным в бизнесе может стать каждый. По этой причине в него попадают недовольные своим экономическим положением, социальным статусом, неудачами в профессиональной и личной жизни люди.
Нередко новички начинают приобретать слишком много продукции, выдавая это за свои продажи. Доходит до того, что все накопления уходят на товар. При этом люди забывают, что этим они заработают себе лишь баллы и скидку на последующие закупки.
За почти 30 лет MLM в России претерпел ряд изменений. Если в начале 1990 компании были похожи на псевдорелигиозные, полусектантские сообщества, то в нулевых бизнес принял внешне респектабельный вид. В наше время директора в городах России даже стали открывать небольшие магазины.
Кроме того, отмечается, что нередко в MLM занимаются торговлей продукции без соответствующих сертификатов качества. Это нарушает законодательство РФ, однако руководство компании не будет выплачивать штраф за консультанта, а также в случае претензий к товару со стороны потребителей.
Обычно в линейке продуктов сетевых компаний идут стандартные средства от похудения, различные БАДы, косметика, украшения, магические открытки. Всё это указывает на то, что идеальный клиент для MLM — это считающий себя бедным, несчастливым, имеющим лишний вес, с негативным опытом отношений, а также с проблемами в образовании человек.
Также у сетевых компаний имеется своя корпоративная культура. Практически основой считаются книги Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», «Думай и богатей» Наполеона Хилла, литература Владимира Довганя и других «тренеров успеха».
Для обывателя различные массовые игры сетевиков кажутся технологиями «зомбирования», хотя по факту они направлены на сплочение команды. Значительную часть времени занимают тренинги по борьбе с возражениями клиентов. На таких занятиях специально расставляют акцент на неудачниках, сделавших внезапно блестящую карьеру. Тренинги укрепляют веру начинающих консультантов в правильности выбранного ими пути, а также мотивируют их продолжать трудиться интенсивнее.
Ранее сообщалось, что БАДы и бесконтрольный приём витаминов могут причинить серьёзный вред здоровью, если их принимать самостоятельно. Об этом рассказала терапевт-эндокринолог Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава РФ Фатима Дзгоева.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".