- Главная страница
- Новости
- Ученые выяснили, что многократный просмотр изображений еды может вызывать ощущение сытости
Ученые выяснили, что многократный просмотр изображений еды может вызывать ощущение сытости
Новое исследование датских ученых показало, что когнитивное восприятие человека существенно влияет на его аппетит. Предполагается, что полученные результаты в будущем помогут людям регулировать свой вес.
- Можно обмануть мозг и почувствовать себя сытым
- Большой онлайн-эксперимент
- Использование в качестве стратегии похудения
- Социальные сети переполнены едой
Интернет переполнен фотографиями еды: на новостных сайтах, в социальных сетях и рекламных баннерах, которые появляются повсюду. Многие изображения загружаются для продажи конкретных продуктов. Идея заключается в том, что изображения в соцсетях пробудят наш голод и вынудят захотеть, например, бургер или картошку фри.
Новое исследование, проведенное Орхусским университетом (Aarhus Universitet, Дания), показывает, что просмотр изображений еды может иметь обратный эффект. По крайней мере, если неоднократно видеть фотографии одного и того же товара, пишет Neurosciencenews.com.
Ряд экспериментов показал, что человек может ощутить чувство сытости, если увидит одно и то же изображение более 30 раз. Тьярк Андерсен (Tjark Andersen), который недавно защитил докторскую диссертацию на факультете пищевых наук Орхусского университета, объясняет это так.
"Наши эксперименты показали, что, когда участники видели одну и ту же картинку с едой 30 раз, они чувствовали себя более сытыми, чем до того, как увидели эту картинку. Участники, которым показывали картинку много раз, также выбрали меньшую порцию, чем те, кто видел картинку всего три раза", – говорит он.
Можно обмануть мозг и почувствовать себя сытым
Может показаться странным, что участники чувствовали себя сытыми, фактически ничего не съев. Но на самом деле это вполне естественно, объясняет Тьярк Андерсен. То, как мы думаем о еде, оказывает большое влияние на наш аппетит.
"Ваш аппетит более тесно связан с вашим когнитивным восприятием, чем думает большинство из нас. То, как мы относимся к еде, очень важно", – говорит он.
"Исследования показали, что если вы расскажете людям о драже разных цветов, а они перед этим ели красные, им захочется еще и желтых драже. Даже если оба цвета на вкус совершенно одинаковы", – продолжает Андерсен.
В рамках исследований мозга эти результаты объясняются с помощью так называемой обоснованной теории познания. Например, если вы представляете, как вонзаете зубы в сочное яблоко, стимулируются те же участки мозга, что и при откусывании яблока.
"Вы получите физиологическую реакцию на то, о чем думали. Вот почему мы можем чувствовать себя полностью удовлетворенными, ничего не съедая", – говорит ученый.
Большой онлайн-эксперимент
Тьярк Андерсен и его коллеги не первые, кто обнаружил, что человек может чувствовать себя сытым, глядя на фотографии еды. Другие исследовательские группы ранее показали тот же результат.
Новизна исследования, проведенного Орхусским университетом, заключается в том, что они изучили необходимое количество повторений и то, исчезает ли чувство сытости, если изображения варьируются.
"Из предыдущих исследований мы знаем, что изображения различных видов пищи по-разному влияют на чувство сытости. Вот почему вы действительно можете почувствовать себя сытым после основного блюда, но при этом у вас еще останется место для десерта. Сладости – это совершенно другой вид пищи", – говорит Андерсен.
Чтобы выяснить, действительно ли разнообразие блюд полностью устраняет чувство сытости, Тьярк Андерсен и его коллеги провели ряд онлайн-экспериментов. В них приняли участие более 1000 человек.
Сначала им показали фотографию оранжевых шоколадных драже. Некоторым участникам показывали картинку три раза, другим – 30 раз. Группа, которая посмотрела больше всего фотографий драже, после этого почувствовала себя наиболее удовлетворенной, объясняет Тьярк Андерсен.
"Они должны были ответить, сколько драже от 1 до 10 они хотели бы получить. Группа, которая увидела 30 изображений оранжевых шоколадных «пуговиц», выбрала меньшее количество, чем две другие группы", – отмечает ученый.
После этого они повторили эксперимент с драже разных цветов. Результат не изменился.
Затем исследователи заменили шоколадные драже на леденцы. В отличие от драже у леденцов разный вкус в зависимости от цвета.
"Если цвет не играл никакой роли, то, должно быть, это был воображаемый вкус. Но и здесь мы не обнаружили никакого существенного эффекта. Это говорит о том, что необходимо изменить больше параметров, чем просто цвет и вкус, прежде чем мы сможем повлиять на насыщение", – объясняет он.
Использование в качестве стратегии похудения
С 1975 года число людей с избыточным весом во всем мире увеличилось втрое. По данным ВОЗ, ожирение является одной из самых серьезных проблем со здоровьем, с которыми сталкиваются люди. И причина, по которой люди становятся слишком толстыми, заключается в том, что они едят слишком много нездоровой пищи и недостаточно занимаются физическими упражнениями.
Вот тут-то и вступают в игру результаты Тьярка Андерсена. Вероятно, их можно применять как метод контроля аппетита, говорит он.
"Подумайте, если бы разработали приложение, основанное на поиске в Google. Допустим, вы захотели пиццу. Вы открываете приложение. Выбираете пиццу – и вам покажут множество фотографий пиццы, пока вы будете представлять, как едите ее. Таким образом, вы могли бы ощутить чувство сытости и, возможно, просто перестать хотеть пиццу".
Возможно, эти результаты лучше всего использовать для того, чтобы не приступать к еде. Участники исследования выбрали лишь немного меньшее количество леденцов или драже, что соответствует менее чем 50 калориям.
"Вы не сэкономите много калорий, если полностью не воздержитесь от начала приема пищи. Но, возможно, этот метод можно использовать и для этого. Было бы интересно провести расследование", – говорит он.
Социальные сети переполнены едой
Тьярк Андерсен и ряд других исследователей изучают, как реклама продуктов питания в социальных сетях влияет на людей, которые постоянно сталкиваются с вкусной едой.
Несколько лет назад американская исследовательская группа попыталась выяснить, с каким количеством рекламы продуктов питания человек сталкивается в среднем, когда находится в социальных сетях. Исследователи наблюдали за несколькими молодыми людьми и составили карту контента, с которым они познакомились.
В среднем молодые люди просматривали 6,1 поста, связанных с едой, за 12 часов. Подавляющее большинство постов представляли собой фотографии еды, более трети были посвящены десертам или другой сладкой пище.
Интернет и в частности социальные сети могут быть фактором, способствующим росту избыточного веса. Но это также может быть и решением проблемы. Будущее покажет, так ли это.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".