29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Дружить флотами
Политика

Дружить флотами

Российско-китайские учения «Морское взаимодействие-2015», активная фаза которых пройдет с 17 по 21 мая в Средиземном море, – уже четвертые по счету совместные маневры ВМФ России и Китая. Предыдущие проходили в прошлые годы в Желтом, Японском и Восточно-Китайском морях.

В этом году в учениях задействованы в общей сложности девять кораблей, в том числе флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва». Китайский ВМФ представлен двумя ракетными фрегатами – «Линьи» и «Вэйфан», а также комплексным судном снабжения.

«Цель учений – углубить дружеское и практическое сотрудничество двух стран и увеличить способность наших флотов отвечать угрозам безопасности на море», – говорилось в заявлении министерства обороны КНР. Как отмечал замминистра обороны России Анатолий Антонов, в Средиземном море будут отрабатываться действия по охране безопасности судоходства в Мировом океане.

Россия уже обозначила свое военное присутствие в Средиземном море, приступив с марта 2013 года к формированию в этом регионе Средиземноморской эскадры. В ней на основе ротации задействованы корабли и суда Тихоокеанского, Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Материально-техническое обеспечение производится в основном с помощью стационарного пункта в Тартусе. Во времена СССР – с 1967 по 1992 год – в Средиземном море действовала 5‑я Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ как противовес 6‑му флоту ВМС США.

«Эти учения не направлены против третьих стран и никак не связаны с ситуацией в регионе», – особо отметили китайские военные. Впрочем, Китаю уже приходилось задействовать свой военный флот в этом районе мира. В 2011 году ВМФ Китая обеспечивал эвакуацию более 30 тысяч рабочих из Ливии после свержения режима полковника Муамара Каддафи. Фрегат под китайским флагом в 2013-м и 2014-м участвовал в операции по вывозу химического оружия из Сирии. Тогда, в январе 2014-го, проходили учения c участием тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и сторожевого корабля ВМС Китая «Яньчэн». А в начале апреля этого года китайские военные моряки организовали эвакуацию нескольких сотен своих сограждан и иностранцев из йеменского порта Аден.

В марте 2013-го Россия и Китай подписали рамочное соглашение о поставке 24 самолетов Су‑35. В сентябре 2014 года с Россией был подписан контракт на закупку четырех дивизионов зенитных ракетных систем С‑400 «Триумф», Китай стал первым покупателем этой новейшей системы ПВО. «Поставки С‑400 состоятся в лучшем случае в следующем году, а по Су‑35 идут многолетние переговоры, которые еще ни к чему не привели», – отмечает эксперт.

При этом Китай все активнее конкурирует с Россией на рынке вооружений третьих стран. «Но с этим ничего не поделать. Они превращаются в экономическую сверхдержаву, а рынок вооружений политизирован», – подчеркивает Кашин. Многие страны третьего мира закупают китайское оружие, потому что строят отношения со сверхдержавой, которая выступает не только как продавец вооружений, но и как главный экономический инвестор. Россия конкурировать в таком качестве с Китаем не может. «Но преувеличивать эту угрозу не стоит. В Китае растут издержки, потому что растут зарплаты. Это постепенно подрывает их главное преимущество – наличие сверхдешевой и относительно квалифицированной рабочей силы», – отмечает эксперт.

Русский с китайцем партнеры навек

«Русский с китайцем братья навек», – пели в Советском Союзе в начале 50‑х годов, на пике советско-китайской дружбы. Потом последовали десятилетия советско-китайской холодной войны, которая в 1969 году в районе острова Даманский на реке Уссури в ходе пограничного инцидента перешла в горячую фазу. Остров этот уже давно перешел под юрисдикцию Китая, а в Москве азиатского гиганта нынче воспринимают не только как торгового партнера, но и как источник инвестиций.

Перед парадом 9 мая, где председатель КНР сидел рядом с Владимиром Путиным по правую руку, лидеры России и Китая подписали несколько десятков совместных документов – и заявление о сотрудничестве в рамках китайского проекта экономического пояса «Шелкового пути» (речь идет о создании транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Азии и Европы), и меморандум о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва–Казань» стоимостью 1 трлн рублей, которая станет частью этого коридора, и соглашение о механизме расширения кредитования российских компаний китайскими банками. Стоит напомнить, что год назад с Китаем было подписано соглашение о поставке в Китай в течение 30 лет 38 млрд кубометров природного газа по трубопроводу «Сила Сибири». Как заявил Владимир Путин по окончании переговоров в Кремле, Россия рассчитывает, что строительство газопровода по «восточному маршруту» на китайской территории будет начато в самое ближайшее время.

При этом, особо отметил Путин, Россия поступательно наращивает объемы нефтяного экспорта в Китай: в 2014 году поставлено 28,5 миллиона тонн, что почти на 40 процентов больше, чем годом ранее.

Globalsrc=
©Globalsrc=

«Важно понять, как мы будем использовать китайские инвестиции, – если мы нарастим свою промышленность за счет этого и будем включены в мировое производство, тогда ничего страшного не случится, – говорит руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. – Если будем просто передаточным звеном между Китаем и Европой, например, предоставлять свои сырьевые ресурсы, то мы должны понимать, что будем зависеть не только от денег Китая, но, самое главное, – от изменений внешней политики Китая».

«Сегодня Китай – наш стратегический, ключевой партнер», – подчеркнул Путин по окончании переговоров. Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков в эфире «Вести FM» заявил, что между Китаем и Россией уже сложился «альянс». «Да, у нас было стратегическое партнерство, но об отношениях союзнического типа, продвинутого стратегического партнерства до сих пор особо не говорили, китайцы старались оставить себе свободу рук. А теперь альянс фактически состоялся – это «достижение» администрации Обамы», – сказал депутат.

Но Китай меньше всего заинтересован в том, чтобы вступать в какие-либо альянсы. «Некоторые видят в данном сотрудничестве своего рода антизападную коалицию… В китайско-российской дружбе они видят ответ на так называемый «поворот к Азии» США и санкции против России. Подобного рода мировоззрение иначе как анахроничным и ошибочным не назовешь… В действительности Китай и РФ являются лишь рациональными партнерами», – писало государственное агентство «Синьхуа» в конце 2014 года.

«Несмотря на различия в культуре, обе нации, в отличие от США и Японии, чьи отношения строятся по схеме «хозяин и слуга», стоят на равных позициях. До тех пор, пока России и Китаю не будет угрожать одна и та же смертельная опасность, шансы, что мы станем союзниками, весьма невелики» – так комментировало одно из китайских изданий начавшиеся в Средиземном море военно-морские учения.

«Если есть союзники, значит, есть и явные противники. Китай не хочет наступать на горло развитию своих хороших отношений с США, – говорит Алексей Маслов. – США остаются основным партнером Китая, в том числе и партнером в области развития новых технологий, что для Китая вообще очень важно. Китай не хочет плестись в хвосте чьей-то политики, не важно – российской или американской. Китай всегда показывает, что у него свой взгляд на все ситуации. Считалось, что если Китай выступит в поддержку Крыма, то он выступит против США. И наоборот – не поддержит Крым, значит, выступит за США. Китай выбрал третью линию, показывая, что действует только там, где есть прямая выгода для китайской внешней политики. И он не хочет ввязываться в чужие конфликты – это особенность китайской внешней политики».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама