Рациональное зерно: к чему пришли Россия и Украина в Стамбуле
«Сегодня появился маяк на Черном море. Маяк надежды, маяк помощи – в мире, который нуждается в этом больше, чем когда-либо», – так генсек ООН Антониу Гутерриш прокомментировал подписание договора о вывозе зерна, блокированного в морских портах Украины после начала российской спецоперации. Был ли информационный шум вокруг этой ситуации оправданным – разбирался «Профиль».
Четыре стороны, три порта
Церемония подписания соглашения прошла во дворце Долмабахче. Стороны визировали два документа: договоренность, которая определяет алгоритм вывоза сельхозпродукции из портов, подконтрольных Украине, а также меморандум, который предполагает подключение ООН к снятию ограничений на экспорт российских сельхозпродукции и удобрений на мировых рынках.
Продовольственная безопасность: какие страны зависят от российского АПК
Россию представлял министр обороны Сергей Шойгу, Турцию – его коллега Хулуси Акар. Украина заключила соглашение с Турцией и ООН, подпись под документом поставил украинский министр инфраструктуры Александр Кубраков.
По новым правилам украинские лоцманы будут вывозить зерно из трех портов – Одессы, Черноморска и Южного. Без разминирования территориальных вод – на это потребуется слишком много времени. Безопасность, включая противоминные мероприятия, должен обеспечивать Киев.
Военное сопровождение не предполагается – боевым кораблям, самолетам и беспилотникам запретят приближаться к судам. Совместный координационный центр под эгидой ООН, который создадут в Стамбуле с участием всех четырех сторон, будет отвечать за то, чтобы суда не перевозили оружие, и разрешать конфликты, если таковые возникнут.
Сделка действует 120 дней, затем возможно продление. А это значит, что новый урожай, который начнут отправлять в августе, смогут вывозить уже по отработанным безопасным коридорам.
Призрак голода
Волна сообщений и прогнозов, предрекающих наступление глобального голода, накрыла мировую прессу весной. На фоне конфликта России и Украины, обеспечивающих значительную долю мирового экспорта пшеницы, эта сельхозпродукция резко подорожала. В апреле генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил, что пятая часть человечества рискует столкнуться с нищетой и голодом.
В мае появился еще один повод для тревоги: Индия, планировавшая поставить на мировой рынок до 10 млн тонн зерна, запретила экспорт пшеницы. Весна оказалась необычайно жаркой, и зерно начало усыхать. Чтобы сдержать цены внутри страны, пришлось ограничить экспорт. Все заключенные контракты Нью-Дели обещал выполнить в срок, но обстановку эти заверения не разряжали.
В Россия к этому моменту тоже действовали ограничения экспорта зерновых (пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы), но только в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Минсельхоз посчитал такую меру необходимой для предотвращения реэкспорта.
Дело в том, что с июня 2021-го в России действует плавающая пошлина на экспорт пшеницы, ячменя и кукурузы в размере 70% от разницы между средним значением ценовых индикаторов и базовой частью.
«А через ЕАЭС шел транзит, мы в кулуарах называли это казахстанской барахолкой, – рассказывает собеседник "Профиля" в отрасли. – Казахстан без пошлин вывозил на свою территорию наши ресурсы и переоформлял их как свой товар, а затем беспошлинно отправлял в Узбекистан, Таджикистан, Киргизию. И этим постановлением закрыли вывоз в третьи страны».
Сейчас в рамках Евразийского союза идут переговоры о выработке общего режима экспорта зерна. Москва настаивает: все члены ЕАЭС должны ввести квоты и пошлины на экспорт зерновых в третьи страны. На мировые рынки эти ограничения никак не повлияли.
«Пшеничная война»
Но именно на Россию страны «Большой семерки» возложили ответственность за рост цен на продовольствие по всему миру. И пообещали ответить на развязанную «пшеничную войну».
Весной министр иностранных дел Германии Анналена Бербок заявила, что около 25 млн тонн зерна застряли в нескольких украинских портах, главным образом в Одессе. Президент США Джо Байден называл цифру в 20 млн тонн. Директор германского отделения Всемирной продовольственной программы ООН Мартин Фрик 1 мая сказал, что речь идет лишь о 4,5 млн тонн.
«По данным Минсельхоза США, это 6 млн тонн, по нашим данным, где-то 5 млн тонн пшеницы, – говорил Владимир Путин в июне. – Если иметь в виду объем производства в мире, то мы понимаем, что такое количество никак не влияет на мировые рынки, это примерно 2,5%, а от всего производимого в мире продовольствия – 0,5%».
В Москве повторяли, что не препятствуют вывозу зерна с Украины, а доступ к украинским портам заминировали сами же киевские власти. Владимир Путин указывал на возможность экспортировать пшеницу иными путями – например через Румынию, Польшу, Дунай и порты Азовского моря. А «самым простым, легким и дешевым способом» он называл транзит через белорусскую территорию, отметив, что предварительно нужно снять санкции с Минска.
«Сколько там застрявшего зерна, подсчитать действительно сложно, – говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. – Вывоз пшеницы не останавливался, все эти месяцы он медленно, но шел. В мае, по данным Министерства аграрной политики, темпы экспорта зерновых были почти в три раза ниже показателя аналогичного периода прошлого года».
По словам Злочевского, для Украины большее значение имеет продажа кукурузы, которую она производит объемом в 30 с лишним млн тонн ежегодно. В прошлом году страна экспортировала 23 млн тонн кукурузы, примерно половину – в Европу, а также в Китай, Египет и Турцию. А пшеницы – только 16,6 млн тонн.
Подумали о будущем
«Сейчас речь уже в большей степени идет о судьбе нового урожая. А если верить украинскому Министерству сельского хозяйства, он может быть вполне неплохим, – обращает внимание директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. – На тех площадях, которые контролирует Киев, посеяли примерно столько же, сколько и в прошлом году. Значит, они соберут неплохие объемы кукурузы, рапса, сои, в меньшей степени – пшеницы и подсолнечника».
Отрезанный ломоть: прорвет ли российское зерно санкционную блокаду
Частично стамбульское соглашение уже было заложено в мировые цены на пшеницу. Последние полтора месяца они заметно снижались (российский ФОБ доходил до $450, а сейчас – примерно $355). И есть высокая вероятность, что за счет новостей они еще снизятся, полагает собеседник «Профиля».
При этом в информационной волне о грядущем мировом голоде было много «пены» и спекуляций, утверждает Рылько.
«Проблемы начались не с февраля, а пару лет назад, когда в рамках борьбы с последствиями ковида развитые страны закачивали денежную массу в свои экономики, что в конце концов вылилось в грандиозную инфляцию, и уже потом присоединилась ситуация с Украиной. Из России зерно тоже поступает с большим скрипом», – объясняет эксперт.
Положение России как экспортера непростое. В прошлом году страна поставила на внешний рынок свыше 40 млн тонн зерна, в этом году будет готова продать примерно 50 млн тонн. Основные покупатели – Турция и Египет, среди значимых – Пакистан и Бангладеш. Турки покупают гораздо больше, чем потребляют. Из российского зерна они делают муку и продают на Запад. Но из-за введенных санкций проблемы возникают и с судовладельцами, страховщиками и с банками.
При этом Евросоюз, запретивший сотрудничество с Новороссийским морским торговым портом, где отгружают более половины экспортного зерна, не обсуждал даже возможность снятия этих санкций. Хотя любые проблемы с таким поставщиком несомненно еще не раз отразятся на ценах по всему миру.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".