10 декабря 2024
USD 99.38 -0.05 EUR 105.1 -1.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. «Санкции противоречат духу нашего партнёрства с Россией»

erid: LjN8JtMXw​

ЕАЭС Казахстан Политика

«Санкции противоречат духу нашего партнёрства с Россией»

Глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди обнародовал стратегическую позицию казахстанских властей

Заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди дал интервью государственному телеканалу «Хабар 24», в котором заявил, что Казахстан не намерен присоединяться к санкционному давлению на Россию. Министр также отметил, что Казахстан, являясь стратегическим союзником и партнёром России, продолжит развивать взаимовыгодные торгово-экономические связи с нашей страной, но при этом во избежание «вторичных санкций» не планирует предпринимать каких-либо специальных шагов для обхода антироссийских санкций.

©https://www.gov.kz
Содержание:

«Наши государства – союзники и стратегические партнёры»

Глава МИДа напомнил, что Казахстан – миролюбивое государство, в своё время добровольно отказавшееся от своего ядерного арсенала и закрывшее Семипалатинский ядерный полигон, поэтому республика – за мирное решение всех спорных вопросов в международных отношениях, в том числе в российско-украинском конфликте.

«Применение любых экономических или политических санкций, как показывает опыт, – не самый эффективный способ решения международных споров и конфликтов, поэтому Казахстан не намерен присоединяться к санкционному давлению на Российскую Федерацию и предпринимать какие-либо шаги, которые каким-либо образом ущемляли бы интересы России и противоречили духу нашего партнёрства», – сообщил Мухтар Тлеуберди.

Среди причин такого решения министр назвал исторически тесные политические, экономические, культурные и гуманитарные связи Казахстана с Россией.

«Имея самую протяжённую в мире границу, мы намерены сохранить наработанный уровень торгово-экономического взаимодействия с российскими партнёрами. В целом юридически и политически наши государства – союзники и стратегические партнёры. После завершения конфликта мы также заинтересованы в скорейшем восстановлении высокой динамики широкого взаимовыгодного сотрудничества с Украиной», – пояснил министр иностранных дел Казахстана, добавив, что ситуация между Россией и Украиной болью откликаются в сердцах всех казахстанцев.

Дипломат подчеркнул, что власти Казахстана не планируют предпринимать каких-либо специальных шагов для обхода антироссийских санкций. Делается это, по его словам, для защиты собственных национальных интересов и недопущения серьёзного воздействия этих санкций на развитие отечественной экономики, «для минимизации их негативных последствий на наше население, товаропроизводителей, экспортёров».

Вместе с тем Тлеуберди пообещал, что, будучи полноправным членом Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации, Казахстан продолжит развивать торговые отношения с Россией и с другими странами.

«В целом изоляция российской экономики – одной из крупнейших в мире – в долгосрочной перспективе, естественно, наносит ущерб развитию всей глобальной экономики. В этой связи полагаем, что международное сообщество должно и далее содействовать поискам мирного разрешения конфликта между Москвой и Киевом. Мы со своей стороны продолжим прилагать все необходимые усилия для достижения устойчивого мира между Россией и Украиной», – резюмировал глава МИД РК.

«Контрсанкции не должны бить по Казахстану»

Комментируя заявление главы казахстанского МИДа, директор Аналитического российского общества политологов Андрей Серенко обратил внимание на важность и своевременность заявленной казахстанскими властями позиции, а также поделился мнением, какие совместные проекты Россия и Казахстан сейчас должны развивать в первую очередь.

«Казахстан и Россия являются участниками таких интеграционных проектов, как Таможенный союз и ЕАЭС, поэтому экономики двух стран тесно связаны между собой. И поэтому санкционные меры против российской экономики неизбежно будут сказываться и на казахстанской. В этом смысле заявление главы МИД Казахстана, безусловно, имеет важное значение, оно подчёркивает уровень надёжности в партнёрских отношениях, что, разумеется, Москва должна ценить.

Что же касается совместных проектов России и Казахстана в экономической сфере, то тут задают тон производства по сборке различной автомобильной и тракторной техники, есть успешное сотрудничество в области производства минеральных удобрений, комплектующих для РЖД, производстве комбайнов, электровозов и тепловозов, есть эффективные совместные проекты в торговом сегменте. Сегодня довольно успешно реализуется Программа совместных действий в области казахстанско-российской производственной кооперации, которая с казахской стороны была утверждена президентом Касым-Жомартом Токаевым около двух лет назад. Вообще в Казахстане официально зарегистрировано более 10 тысяч совместных российско-казахстанских предприятий.

Сегодня, в период санкционного давления, важно сохранить и поддержать эти предприятия, а также в идеале – создать условия для возникновения новых. Углубление экономической кооперации России и Казахстана стало бы лучшим ответом на новый внешний санкционный режим, создаваемый против России», – считает политолог Андрей Серенко.

По мнению директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, заявление Мухтара Тлеуберди о неприсоединении к санкциям против России и вместе с тем об исключении попыток их обхода вполне естественно для Казахстана с его многовекторной политикой. Ведь всем понятно, что если бы Казахстан попытался обойти введённые против России санкции, то Запад наказал бы его и внёс в «чёрный» список тех стран, против которых санкции направлены.

«Я думаю, что между Россией и Казахстаном сохранятся прежние направления взаимодействия. Возможно, на некоторых из них сотрудничество активизируется, поскольку из него выпадут третьи страны. Однако посмотрите: мы ввели эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции. Но ведь это эмбарго коснулось и Казахстана, который тоже рассчитывал на наше зерно. Наши контрсанкции не должны бить по Казахстану. Вероятно, контрсанкции следовало сформулировать иначе: запретить вывоз зерна, кроме определённых объёмов для стран-членов Евразийского экономического союза», – уверен Дмитрий Журавлев.

Доктор исторических наук, профессор, директор Агентства этнонациональных стратегий (АЭНС) Александр Кобринский назвал заявление главы МИДа Казахстана очень смелым, при этом правильным и дальновидным.

«Потому что я убеждён: республики, которые входят в ОДКБ, другие союзнические блоки с Россией, уже сталкиваются или столкнутся с серьёзным давлением с требованием любо покинуть эти блоки, либо радикально сократить в них своё участие. И только прямое обозначение позиции – это позиция. Меня это заявление не может не радовать.

Я много раз говорил: покажите мне хоть одну страну, которая дружит с Америкой последние 30 лет, особенно на постсоветском пространстве, где жизнь стала бы лучше, сытнее, благополучнее и счастливее. Хоть одну! Я много раз говорил о том, что наши государства могут реализовывать совместные проекты, и, в первую очередь, в сфере образования. А во-вторых, конечно, нужно строить дороги. Нам нужны великие стройки, совместные великие дела и достижения во всех областях – от строительства совместных атомных электростанций и их обслуживания до туристического бизнеса. Это обязательно нужно делать.

Казахстан должен совместно с российским бизнесом подумать на тему, как создать курортные зоны на том же Капшыгае, Болшахе, озере Зайсан. Это же жемчужины казахстанской земли! Не говоря уже о том, какие можно делать эко-туры в степях Казахстана. Особенно весной! Проектов может быть бесконечное множество. Нам надо больше интегрироваться. Тогда мы добьёмся очень многого. Только вместе мы едины. Повторю: можно сломать одну стрелу, но колчан со стрелами никогда не сломаешь. Сегодня мы одинокие стрелы, которые пытаются переломать поодиночке. И чтобы этого не допустить, надо объединяться в колчан», – считает профессор Александр Кобринский.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".