29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Суета вокруг канала
Политика

Суета вокруг канала

Сегодня отметит свое 95-летие одно из самых грандиозных инженерных сооружений, созданных человечеством в XX веке – Панамский канал, соединивший Тихий и Атлантический океаны удобным морским путем. 

Учитывая, что дата не самая круглая, празднеств по этому поводу не намечается, тем не менее, уже известно, что и незамеченной в мире политики и бизнеса она не пройдет. При этом вспоминать «Панаму» будут не только в прямом, инженерно-транспортном смысле, но и в переносном — как символ разнузданного надувательства и коррупции. Как раз в эти дни ожидается ряд скандальных выступлений официальных лиц и общественных деятелей по поводу реализации аналогичного, практически «зеркального» проекта – строительства еще одного трансокеанского канала в Никарагуа.

Вопрос с ним уже решен — власти страны дали согласие; учрежден международный консорциум, который будет заниматься строительством, а затем и управлением; определен порядок владения им на будущие 100 лет и уже даже начались подготовительные работы. Однако попутно все громче звучат голоса и противников строительства нового канала — от экологов и юристов до правительств соседних государств. По уровню нервозности им, конечно, еще очень далеко до тех скандалов, что сопровождали строительство Панамского канала. Но и 100 лет назад поначалу все казалось не таким уж устрашающим и трудным, и вряд ли кто представлял, что даже открывать Панамский канал придется дважды.

Первая попытка была предпринята 13 октября 1913 года, когда президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленной публики и высокопоставленных гостей в Белом доме величественным жестом нажал на позолоченную кнопку на специальном столике. По кабелю длиной 4000 км от него прошел сигнал, и 20 тонн динамита взорвали последнюю земляную перемычку, разделявшую два океана. В августе 1914 года по каналу провели первый корабль, но из-за разгоравшейся в Европе первой Великой войны событие осталось почти незамеченным. Что было, наверное, и к лучшему: спустя два месяца работа канала была остановлена из-за крупного оползня, и еще несколько лет ушло на устранение недоделок. В итоге вторично канал был так же торжественно открыт 12 июня 1920 года, что и стало датой его официального рождения.

shutterstock
©shutterstock

Панамский канал шириной в 150 и глубиной в 12 метров сократил многотысячный путь грузовых судов, ходивших из океана в океан в обход Мыса Горн, до 81,6 км. Его называли произведением строительного искусства, главным инженерным достижением прошлого столетия, одним из крупнейших рукотворных чудес планеты. В наши дни по нему ежегодно курсирует 14 тысяч судов. Строительные работы по расширению канала, которые должны закончиться в следующем году, увеличат его пропускную способность вдвое.

Скандалы, интриги, происшествия

На воплощение идеи Панамского канала ушло четыре века. Чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан судам приходилось преодолевать тысячи километров в обход Мыса Горн, получившего славу кладбища кораблей. Строительство канала сопровождалось войнами и крупными коррупционными скандалами, тысячи людей расплатились за него жизнями.

Испанские конкистадоры, осваивавшие в XVI веке земли Центральной Америки, первыми задумались о строительстве канала. Панамский перешеек был пересечен впервые в 1513 году Васко Нуньсом де Бальбоа, после чего и попал на географические карты. А в 1519 году на побережье Тихого океана был заложен город Панама. Свои планы по сокращению морского пути через этот отрезок в то время предлагали испанский историк Франсиско Лопес Гомара, португальский мореплаватель Антонио Гальвао и один из европейский исследователей Тихого океана, географ и математик Альваро де Сааведра Серон (место его рождения неизвестно). Однако король Испании Филипп II из опасений перед пиратами и британским флотом наложил на строительство запрет. В итоге суда особо нетерпеливых и готовых раскошелиться торговцев стали просто перевозить по суше на мулах и лошадях по так называемой «королевской дороге».

В конце XVIII века состоявший на испанской службе итальянский мореплаватель и географ Алессандро Маласпина во время военно-исторической экспедиции обследовал трассу, по которой мог бы быть проложен канал. Однако интерес к этой грандиозной затее по-настоящему появился только в XIX веке, с ростом международной торговли. Первыми инициативу строительства канала проявили французы, и в 1838 году правительство Новой Гранады (прежнее название Колумбии, в состав которой тогда входила и Панама) своим декретом разрешило сообщение судов на своей территории посредством каналов, оставив за собой право взимать комиссию за транзит. В середине XIX века к этому процессу подключились охваченные калифорнийской золотой лихорадкой США, добившись от правительства Колумбии разрешения на строительство железной дороги через перешеек, которое завершилось в 1855 году.

Но со строительством самого канала у США дело шло туго. Попытка договориться с Никарагуа провалилась из-за вмешательства Великобритании, которая не была заинтересована в расширении морского влияния бывшей колонии. В итоге в 1850 году в Лондоне было подписано соглашение Клейтона-Булвера, по которому англичане и США условились не заниматься строительством канала в одностороннем порядке. Через 20 лет США удалось подписать договор о строительстве канала с правительством Колумбии, но парламент этой страны отказался его ратифицировать.

В итоге первыми к возведению канала приступили французы. Руководивший в свое время строительством Суэцкого канала инженер Фердинанд де Лессепс учредил в 1879 году «Всеобщую компанию Панамского межокеанского канала». В 1881 году был выкопан первый символический кусок грунта. Дальше одна за другой последовали трагедии.

В районе строительства, окруженного тропическими джунглями, начались эпидемии малярии и желтой лихорадки, рабочие гибли тысячами. Панамская компания выпускала один облигационный заем за другим, акции ее теряли доверие на бирже, тратились миллионы франков на подкуп газет, политиков и чиновников, и лишь треть из заявленных 1,5 млрд франков пошли на само строительство.

В 1889 году суд департамента Сена во Франции объявил о банкротстве и ликвидации компании. Крах предприятия, в результате которого пострадали 700 тысяч вкладчиков, потряс страну. Разгорелся коррупционный скандал, началось расследование, и слово «панама» вошло в лексикон в качестве синонима грандиозной аферы. Однако никто из уличенных в махинациях чиновников и политиков на скамью подсудимых так и не попал. Судили троих – самого Фердинанда Лессепса, его сына, занимавшего должность вице-президента Панамской компании, а также Александра Гюстава Эйфеля – проектировщика Эйфелевой башни и инженера Панамского канала, для которого он поставлял машины со своего завода. 87-летний Фердинанд Лессепс суд не пережил и скончался от сердечного приступа. Остальные получили по два года тюрьмы, но позже приговор был отменен.

В 1898 году между Испанией и США произошел военный конфликт. Это подстегнуло Штаты вернуться к идее канала, на что сенат выделил $115 млн. А в 1901 году удалось урегулировать и взаимоотношения с Великобританией по этому вопросу, заключив договор Хея-Паунсфота. И Штаты получили не только исключительные права на сооружение канала, но и возможность применять силу для защиты Панамы и поддержания порядка в районе. Владеющие строительным участком французы уступили его американцам за $40 млн. А долгие споры в сенате США по поводу маршрута канала – никарагуанского или панамского – в 1902 году завершились в пользу последнего. На следующий год был заключен договор Хея-Эррана с Колумбией о передаче зоны канала Штатам в пользование на 99 лет и его вооруженную охрану, но это снова не устроило колумбийский парламент. Тогда заинтересованные в возведении канала американские и французские дельцы организовали «освободительное движение», которое в 1903 году при поддержке военного флота США объявило о выходе Панамы из состава Колумбии. Гарантом независимости нового государства объявлялись США, которым земли для строительства канала передавались в вечное владение.

shutterstock
©shutterstock

Прежде чем начать строительство, американцы снарядили специальную экспедицию для вырубки лесов и осушения местности, дабы не допустить повторения эпидемий. И хотя это удалось, без человеческих жертв не обошлось – за 10 лет, что велось строительство Панамского канала, из 50 000 задействованных в нем рабочих 5 600 погибли.

В ходе строительства были сооружены невиданные для того времени объекты – плотина у города Готун длиной 2,4 км и шириной 150 м в нижнем основании, и система шлюзов со стенами высотой с 8-этажный дом.

В 1913 году президент США Вильсон торжественно соединил два океана, а в 1914 по каналу прошло первое судно. Однако из-за произошедших оползней канал вскоре был закрыт. Для его укрепления Штатам пришлось раскошелиться на покупку близлежащих островов у Панамы, Дании, Никарагуа и Колумбии. В общей сложности все строительство канала обошлось в $660 млн. В 1939 году американцы собирались продолжить строительство новых шлюзов, но этим планам помешала Вторая мировая война.

Золотое дно Канала

Вся история Панамы крутится вокруг Канала. Платой за независимость, обретенную страной в 1903 году, стал договор о вечном владении США землями вокруг Канала. Протесты против этого начались в Панаме практически сразу, но лишь в 1977 году национальный герой страны Омар Торрихос смог подписать с США соглашение о возврате Канала. 31 декабря 1999 года американские войска покинули зону Канала, передав контроль над ней Панаме. С этого момента в стране началась новая жизнь.

Панама — обычная бедная страна центральной Америки. Она экспортирует продукты сельского хозяйства, рыбу, лес и импортирует все остальное. Всего остального много, поэтому торговый баланс отрицателен — импорт больше экспорта. Дефицит гасится экспортом услуг и импортом капитала.

Национальная валюта — бальбоа (названа по имени первого европейца, который перешел панамский перешеек и увидел Тихий океан) привязана к доллару США (1:1) с 1934 года. Фактически население пользуется в качестве бумажной валюты долларами США, а монетами собственной панамской чеканки.

Есть только три отрасли экономики, которые выделяют эту страну: эксплуатация Панамского канала (главные клиенты — США и Китай), офшорный статус (банки, страхование, приписка судов — страна на первом месте в мире по тоннажу морского флота) и туризм (в основном деловой и пенсионный).

GLOBALsrc=
©GLOBALsrc=

Еще в 70-е годы, благодаря наличию большого числа американцев и американской армии в стране Панама превратилась в мировой финансовый и банковский центр. Она стала не первым офшором, обслуживающим американскую экономику, но самым крупным и надежным из них. Панама — это американская Швейцария. Доходы панамцев были выше средних в Южной Америке, но экономика страны стагнировала.

Панама — крупнейший морской порт на двух океанах. В городе Колон (окончание Канала со стороны Карибского моря) создана Зона свободной торговли, которая по объему операций занимает первое место в Америке и второе в мире — после Гонконга. Здесь покупает и продает вся Америка.

Получение контроля и доходов от эксплуатации Канала в корне изменило жизнь страны в XXI веке. ВВП на душу населения страны, еле-еле растущий в течение 30 лет (1970-1999 годах) с $3000 до $4000 на человека в следующие 15 лет скакнул вдвое — до $8000. При пересчете по паритету покупательной способности (ППС) в 2014 году ВВП на душу населения превысил $20 000 (данные ЦРУ США), а это уже очень хороший уровень. Для сравнения, по тем же данным, ВВП России на душу населения в том же году составил $24 800. При этом панамская экономика сохраняет высокие темпы роста. Есть важный показатель, по которому Россия уже давно и безнадежно отстала от Панамы — ожидаемая продолжительность жизни при рождении: 68 лет у нас против 77,5 лет в этой латиноамериканской стране.

Современный рост панамской экономики стимулируется опять-таки Каналом – строительными работами по его расширению. Они начались после референдума 2006 года и призваны увеличить пропускную способность Канала вчетверо. А прямые доходы от него в бюджет должны вырасти вдвое — с $2 до $4,3 млрд. Окончание работ намечено на 2016 год.

shutterstock
©shutterstock

Панама меняется прямо на глазах. За 15 лет столица — Панама-сити — превратилась в современный город, заполненный небоскребами, ресторанами, концертными залами, клубами, современными медицинскими учреждениями высокого класса. При этом стоимость жизни в Панаме вдвое ниже, чем в развитых странах (косвенно это показывает двукратная разница ВВП по курсу бальбоа и по ППС). Банковская система обеспечивает конфиденциальность, а налоги есть только для бизнеса внутри страны, любые внешние доходы ими не облагаются. Поэтому многие люди из развитых стран переезжают сюда жить на пенсии, для них есть специальная стимулирующая программа. С учетом того, что панамское гражданство получить несложно и относительно недорого, а оно дает право безвизового въезда в США, ЕС, Россию (визы между нашими странами отменены с февраля этого года) и почти по всему миру — Панама стала быстро превращаться в страну финансовых паломников со всего мира, которые покупали в столице роскошные квартиры в небоскребах. Впрочем, остальная территория, кроме окрестностей столицы, остается в основном плохо освоенными джунглями.

Главные надежды страны по-прежнему возложены на Канал.

Великий трансокеанский конкурент

Новый конфликт, связанный со строительством канала в регионе, возник в начале этого года. На сей раз речь идет о Великом трансокеанском канале Никарагуа – решение о его сооружении национальное собрание этой республики приняло в 2012 году, а в прошлом уже начались подготовительные работы. Предполагается, что канал будет глубиной 26-30 метров, шириной 230-530 метров и длиной 278 км. Время прохождения его судном ориентировочно будет составлять 30 часов (у Панамского канала – 8 часов). Стоимость строительства оценивается от $40 млрд до $50 млрд.

EPA/ТАСС
©EPA/ТАСС

Для строительства был создан специальный консорциум - зарегистрированная в Гонконге частная транснациональная компания HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd (HKND). Ее главными партнерами стали Китай (China Railway Construction Corporation), США (McKinsey & Company) и Европейский союз (Environmental Resource Management). По заключенному с правительством Никарагуа договору, после окончания строительства компания будет полностью распоряжаться каналом в течение 50 лет, затем передаст 51% акций никарагуанским властям, а спустя еще полвека Никарагуа станет владеть 99% акций.

К работам по сооружению канала уже привлекались российские геодезисты и строители. Однако МИД РФ этой весной не подтвердил слухи о том, что российские компании получат в будущем тендеры на этой грандиозной стройке.

А 12 июня, в день 95-летия открытия Панамского канала, с претензиями в адрес Никарагуа на саммите Евросоюза и Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна намерен выступить президент Коста-Рики Луис Гильермо Солис. В частности, речь пойдет о природной границе двух стран реке Сан-Хуан. Еще в 2009 году Международный суд в Гааге признал реку территорией Никарагуа, а Коста-Рике оставил право судоходства. Сейчас споры о реке вспыхнули вновь, и многие связывают это со строительством Никарагуанского канала.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама