25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. «Убийцы пока не достигли своей цели»
Политика

«Убийцы пока не достигли своей цели»

Убийство Бориса Немцова организовала «партия войны», уверен первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. 

– Вы не раз говорили, что убийство Немцова было выгодно так называемой «партии войны» во власти. Как с этой версией сочетается «чеченский след»?

– Чеченцев могли просто использовать, поскольку это люди, которые воевали и умеют стрелять. Другой вариант связан с тем, что происходит на востоке Украины. Там, по многочисленным сообщениям прессы, задействованы чеченцы. Если они действительно воевали в Донбассе, многие из них могли оказаться недовольны, когда речь зашла о мирных переговорах.

– Понятно, если будут недовольны сепаратисты из местных, но у чеченцев какая личная мотивация выражать недовольство?

– Если они были вовлечены в этот конфликт, то, получается, зря? Они ведь надеялись, что будет одержана военная победа. Поэтому Минские соглашения они тоже могут расценивать негативно. Почему Мариуполь не брали? За что погибали? Что дальше будет? Эти вопросы неизбежно возникают не только у тех, кто там живет. Получается целых два основания для «чеченского следа» в этой версии. С одной стороны, неприязнь к тем, кто выступает в поддержку Украины (воевавшие чеченцы расценивают их как предателей). А с другой – желание, чтобы не было никаких компромиссов и договоренностей. Чтобы российская власть оказалась в таком положении, что на Западе ей руки никто не подаст, чтобы никакая Ангела Меркель к нам не приезжала. В этом случае можно будет махнуть рукой на все и пойти дальше.

– Если причина убийства в этом, значит, инициатива исходила «снизу», со стороны рядовых боевиков?

– Инициатива может быть и низовая, и среднего уровня. Но я не думаю, что это идет с самого верха. Наверху рассматривают эти процессы более глобально: России, может быть, выгоднее, если эти территории останутся в составе Украины и получат блокирующий пакет в вопросах внешней политики страны (например, не дадут Украине войти в НАТО). Так, скорее всего, рассуждают на самом верху. Но те люди, которые вовлечены в этот процесс на средних уровнях, могут быть недовольны.

– «Партией войны» вы называете этих недовольных людей на средних уровнях?

– Да. В нее может входить, например, какая-то часть силовиков. Вся операция на Украине – сначала Крым, потом восток – была во многом импровизацией, поэтому туда вовлечено огромное количество игроков. Одни находятся на госслужбе, другие не находятся. Сейчас всплывают фигуры Малофеева, Стрелкова. Но это только часть. Туда действительно могли быть вовлечены люди с позицией «идем до победного конца». Ведь мы как мыслим? Для нас ориентир – это Великая Отечественная война, которая закончилась безоговорочной капитуляцией Германии. Это образец победы. А здесь все совершенно иначе. Вязкие, тяжелые переговоры в Минске, какие-то компромиссы с Порошенко. И возникает желание «решить вопрос раз и навсегда».

– Вы считаете, что «партия войны» руководствуется только «патриотическими мотивами» и не преследует каких-то узкокорыстных целей?

– Конкретным людям, исполнителям, могли и заплатить. Но теми, кто это спланировал и заказал, могли двигать именно такие мотивы. Плюс еще желание «ударить по врагам народа». С этим мог быть связан выбор цели – Немцов.

– Когда убийство только произошло, много говорили об общей атмосфере ненависти, которая царила в обществе, о том, что, возможно, именно она сыграла в этой истории ключевую роль. Но если это действительно заговор «партии войны», то ненависть и пропаганда здесь дело десятое?

– Атмосфера ненависти могла сыграть свою роль в выборе жертвы и в расчете на то, что общественное мнение примет это спокойно. Что внутренне значительная часть населения, по крайней мере, не будет против такого убийства. Трудно совершить какое-то преступление, если ты понимаешь, что общество от этого отшатнется. А когда жертва – «национал-предатель», то все гораздо проще, тогда ты чуть ли не навстречу обществу идешь. Есть очень интересные результаты опроса «Левады». Там был вопрос: «Какие чувства вызвало у вас убийство Немцова»? Про сильные негативные эмоции в отношении убийц сказала треть опрошенных; возмущение и гнев почувствовало 8%; сочувствие, горе – 26%. Остальные давали разные ответы. Прямо сказать о своем удовлетворении решился только 1%, а 37% сказали: «Никаких чувств». Я думаю, что за этими 37% скрывается много тех, кто был на самом деле далеко не против, просто когда тебе звонит социолог, очень трудно в этом признаться по телефону.

– Разные источники в СМИ уже не раз намекали на то, что в случае с Немцовым заказчик найден. Как вы считаете, его имя действительно уже известно правоохранителям?

– Известно или нет, будет решать суд. Но думаю, что у людей, которые осуществляют этот слив (а это, судя по всему, не люди со стороны), есть представление, кто заказчик, хотя это еще не доказано.

– Как объяснить дилетантизм преступников? Они не учли камеры видеонаблюдения, агентов «наружки».

– Возможно, они думали, что их даже по головке погладят. Здесь и сыграла свою роль атмосфера ненависти. Мы, мол, «врага народа» убили, предателя, мы же, по сути, на войне. Что, за это в кутузку?

– «Партия войны» (если это действительно она организовала) добилась своей цели? Путина можно назвать проигравшим?

– Все будет зависеть от последствий. А пока я не уверен, что они добились своей цели. Все-таки диалог с Западом, хоть и хлипкенький, сохраняется. Нет ощущения, что все прервано и договоренности невозможны.

– То есть расчет не оправдался?

– Посмотрим, что будет дальше. На Западе ждут, какая версия убийства станет официальной. То, что происходит сейчас, оставляет возможности для разных вариантов. С одной стороны, арестованы подозреваемые, есть достаточно серьезная система доказательств, с которой согласилась и часть оппозиции (что не всегда бывает). Поэтому никаких телодвижений со стороны Запада сейчас не происходит. И Запад, в общем, не заинтересован в том, чтобы форсировать события. Но если по результатам расследования объявят, что это сделал убийца-одиночка по мотивам религиозной ненависти, или за этим стоит Осмаев (то есть чеченцы, которые на стороне Украины воюют), или из-за границы кто-нибудь злобный заказал, тогда могут быть проблемы. На Западе расценят это как нежелание проводить реальное расследование. Сейчас, когда вроде арестовали исполнителей (а есть серьезные основания полагать, что это они), нецелесообразно будет сказать: «Все, мы рвем с вами о тношения». Расследование-то идет. Но если, с точки зрения западных политиков, версия преступления будет явно неправдоподобной, тогда они могут начать хлопать дверьми. Кроме того, многое будет зависеть от развития ситуации на востоке Украины, от общего характера российско-украинских отношений.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».