22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Восьмой лишний
Политика

Восьмой лишний

Вечер 26 мая. Маттиас Платцек стоит в сумеречном освещении на сцене театра «Пикколо» в Котбусе. Зал переполнен – несмотря на теплую летнюю погоду. Тема – Россия. Люди слушают с большим интересом, и многие соглашаются. Отлучение Москвы от саммита в Эльмау, говорит председатель Немецко-российского форума под аплодисменты – это «самое неправильное, что только можно себе представить». Когда приходит кризис, нужно друг с другом разговаривать.

Как обращаться с Россией? Дискуссия об этом в преддверии саммита «Большой семерки» в первый уикенд июня разгорелась с новой силой. Как быть - разговаривать с Путиным во всех мыслимых форматах, в том числе и в рамках «Большой восьмерки»? Или данный саммит - встреча единомышленников, на который приглашают лишь тех, кто разделяет ценности Запада?

В Германии споры об этом дошли до самой верхушки правительства. С одной стороны – Франк-Вальтер Штайнмайер. Нет, он не ставит под вопрос исключение Путина из числа приглашенных в Эльмау, но, прежде всего, подчеркивает: дверь для России должна оставаться открытой, нельзя допустить ее дальнейшую изоляцию. Тем временем, канцлер Меркель настраивается на то, что встречи «Большой семерки» будут проходить без Москвы еще долго.

До сих пор Маттиас Платцек со своей критикой такой линии получал поддержку главным образом от экс-канцлеров Гельмута Шмидта и Герхарда Шредера. Однако теперь на его сторону переходит и руководство СДПГ. Не включить в состав участников саммита Россию – это ошибка, считает заместитель председателя партии Ральф Штегнер: «Ведь речь идет о процессах мирового масштаба, которыми невозможно управлять без нее». Сводить «Большую семерку» до общности ценностей он считает ошибочным: «Это ведь не кружок любителей кофе». А если действительно задаться целью встречаться только с теми, у кого с тобой общие ценности, «то, вероятно, у нас не получится даже ‘Большой двойки’».

Даже те, кто считает правильным, что по прошествии чуть более года с момента аннексии Крыма Путин не сидит за столом в Эльмау, предостерегают от долгосрочного исключения России. Необходима некая перспектива того, что Россия найдет путь назад в сообщество «Большой восьмерки», убежден председатель СДПГ Торстен Шефер-Гюмбель. Ранее аналогичные заявления делал и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Правда, дискуссионным остается, какие условия Москва должна выполнить, чтобы вновь присутствовать на саммите 2016 года в Японии. Когда в марте прошлого года членство России в «Большой восьмерке» было приостановлено, единства по данному вопросу не было. И сегодня представления СДПГ и германского МИДа, где настрой в целом более дружественный по отношению к России, серьезно расходятся с позицией ведомства канцлера.

Алексей Филиппов/РИА Новости
©Алексей Филиппов/РИА Новости

Центральное место занимает украинский кризис. Будет ли достаточно, если Москва воздержится от дальнейшей игры с огнем на востоке Украины? Или нужно, чтобы Россия вернула Крым? По сути речь о том, успели ли немцы де-факто смириться с аннексией Крыма, которую канцлер Меркель во время своего визита в Москву в середине мая назвала «преступной». Ведь уступки Путина в крымском вопросе крайне маловероятны. Даже правительство в Киеве на обозримое будущее списало Крым со счетов, хоть если оно само так никогда и не скажет.

Поэтому, по мнению берлинского МИДа, чтобы Москва смогла вернуться в круг государств «Большой восьмерки», прежде всего должны быть реализованы Минские соглашения. О Крыме, напротив, речь не идет. В ХДС/ХСС тоже есть люди, которые разделяют такую позицию. «Возврат Крыма для меня не является непременным условием для возвращения России в ‘Большую семерку’, - говорит заместитель председателя фракции Франц Йозеф Юнг. Если Москва будет последовательно реализовывать Минские соглашения, об этом можно будет разговаривать, отмечает он.

Однако канцлер Меркель даже не думает снова принимать Путина в круг «Большой семерки» так быстро. Она связывает возвращение России с предварительными условиями за рамками Минских договоренностей. С ее точки зрения, Москва как часть западного общества ценностей подверглась «дисквалификации» именно за аннексию Крыма. Путина и раньше можно было рассматривать как демократически легитимного главу государства с большой натяжкой. С начала украинского кризиса его правление принимает все более явные авторитарные черты и во внутренней политике. С точки зрения Меркель, есть саммиты «Большой двадцатки», в которых принимают участие в том числе и автократии, такие как Саудовская Аравия или КНР. На них приезжает и Путин; пусть так остается и впредь. Если же расширять круг «Большой семерки», то в ведомстве канцлера считают кандидатом на принятие, скорее, Индию. В экономическом плане эта страна сегодня на равных с Россией, а премьер-министр Нарендра Моди пришел к власти без манипулируемых государственных СМИ.

Если «Большая семерка» и правда всерьез задумается о принятии нового государства, „вместо“ России, для Путина это станет беспрецедентным оскорблением. Кремлевский глава и московская властная элита сочли унизительным ударом уже то, что главы важнейших западных государств и Японии в прошлом году отказались приехать на запланированный саммит «Большой восьмерки» в Сочи. Престиж страны за рубежом для них важен. «С другой стороны, ‚Большая восьмерка‘ всегда была западным клубом, - говорит председатель Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. – «Большая Восьмерка была символом того, что Россия становится частью расширенного Запада. Сегодня главное не допустить, чтобы мы стали врагами».

Тем временем Москва демонстративно переориентируется. И пока государства «Большой семерки» встречаются в Эльмау, Владимир Путин в столице России принимает альтернативное мероприятие: Парламентский форум стран БРИКС. В величественном Доме приемов правительства Российской Федерации соберутся более ста депутатов из Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. «На Парламентском форуме будут представлены страны трех континентов, страны, на которые приходится 42% населения мира и 27% мирового ВВП, - заявил один из инициаторов мероприятия, глава комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков. – Он создается в противовес попыткам сохранения однополярной системы, которые предпринимают США и их ближайшие сателлиты».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".