Что интересного произошло на рынке гаджетов в уходящем году
В 2019 году стало окончательно ясно: несмотря на все маркетинговые ухищрения производителей и гонку технических параметров, «смартфонный бум» остался позади. Эти устройства уже заняли прочное место в жизни современного человека, а значит, сами по себе больше неинтересны. Сформировался четкий запрос на новые технологии, которые будут развивать потребительскую электронику. И тенденции 2019 года этому запросу соответствуют.
Причем если в начале года наибольшие надежды возлагались на гаджеты со сгибающимися дисплеями, то сейчас их перспективы выглядят не так уверенно. Они по определению сложны и дороги в производстве, а значит, занимают премиальный сегмент. При этом они менее надежны, что не компенсируется дополнительной функциональностью.
Гораздо активнее будет развиваться сегмент 5G-устройств. Если в 2019 году было представлено несколько десятков моделей, работающих в сетях нового поколения, то в 2020‑м их количество может перевалить за сотню. К ним присоединятся ноутбуки на ARM-архитектуре с более высокой автономностью, а затем и усовершенствованные очки дополненной реальности. Таким образом, 2019 год заложил основу для развития индустрии на следующие несколько лет. Мы на пороге больших перемен.
«Большая тройка» устраняет конкурентов
В третьем квартале 2019 года на рынке смартфонов прекратилось медленное падение, наблюдавшееся поквартально с середины 2017‑го. В июле–сентябре производителями было поставлено около 380 млн штук, по данным Counterpoint Research (или 366 млн, по данным Strategy Analytics), что немного больше, чем годом ранее. Это произошло за счет растущего спроса на рынках Китая и Индии. Как и год назад, Samsung, Huawei и Apple уверенно лидируют по поставкам (см. таблицу). При этом позиции азиатских вендоров укрепились, а Apple сохранила свой процент рынка. Зато категория «другие» упала в статистике на 4–8%. Произошло это за счет того, что ведущие компании пошли «в народ», расширив выбор моделей в разных ценовых сегментах. Samsung, например, продолжил развивать линейку смартфонов Galaxy A, в которой нашлось место как недорогим моделям (10–20 тысяч рублей), так и практически флагманам (A80 стоимостью более 40 тысяч рублей).
Huawei также наращивает обороты, но это происходит за счет домашнего рынка. За пределами Китая, напротив, эксперты отмечают падение продаж – всему виной санкции США. Осенью компания выпустила флагманский смартфон Mate 30 без сервисов Google. О ее затруднительном положении говорит и тот факт, что 9 декабря один из топ-менеджеров Huawei Ван Ченглу (Wang Chenglu) сообщил о планах начать устанавливать на смартфоны собственную операционную систему HarmonyOS, первоначально разработанную для других категорий устройств.
Впрочем, представители компании утверждают, что «Гармония» дополнит, но точно не заменит Android. И наверняка ждут американских президентских выборов конца 2020 года – вдруг инициатор антикитайской торговой политики Трамп не пройдет на второй срок.
Apple продолжила прошлогодний курс, представив три новых айфона. В прошлом году это были XS, XS Max и наиболее доступный XR. В 2019‑м компания в очередной раз запутала всех названиями: теперь самый доступный смартфон – просто iPhone 11, а тот, кому этого мало, должен обратить внимание на модели Pro и Pro Max. Они отличаются прежде всего высококлассной камерой.
Уже не первый год ходят слухи, что Apple выпустит модель SE2 – версию в старом дизайне и с процессором одного из предыдущих поколений, но по максимально доступной цене. Высока вероятность, что смартфон все же увидит свет весной 2020‑го, – об этом упомянули «авторитеты» по инсайдам Apple. Осенью же 2020‑го флагманские модели могут быть продублированы в версиях 4G и 5G.
Что касается остальных брендов, то за 2019 год здесь не произошло принципиальных изменений. Sony и LG развивают флагманские линейки Xperia и G ThinQ, но их новые модели не сумели отметиться ни одним конкурентным преимуществом перед Samsung, Apple и Huawei. Nokia обновила свой модельный ряд, сосредоточившись на нижнем и среднем ценовых сегментах, но также не снискала популярности. Бывший в начале 2010‑х популярным бренд НТС, похоже, окончательно сдался и в 2019‑м не представил ни одного продукта для массового потребителя.
Ни один из перечисленных выше брендов не занял место в топе самых продаваемых в 2019 году смартфонов. После Samsung, Huawei и Apple расположились китайские бренды: постепенно теряющий популярность Xiaomi и держащиеся за счет смелых экспериментов Oppo и Vivo, которые представляют, например, смартфоны с выезжающими из корпуса камерами. Такое решение позволяет им добиться вау-эффекта за счет дисплея, полностью занимающего фронтальную панель. Но в 2019‑м популярная ранее борьба за «безрамочность» закончилась – производители сосредоточились на технологиях будущего.
Без 5G теперь никуда
Большинство крупных вендоров в 2019 году представили 5G-версии своих смартфонов. От Apple тоже ожидали iPhone 11 5G, но этого не произошло по двум причинам: из-за сложностей с подключением модема к текущему поколению процессоров и отсутствия готовой инфраструктуры на большинстве целевых рынков. Очевидно, конкуренцию с местными производителями в Азии (прежде всего в Южной Корее, где с лета запущена коммерческая сеть пятого поколения) Apple сочла на данном этапе невыгодной.
В результате, по данным Counterpoint Research, 5G-версии смартфонов к концу третьего квартала составили всего 5% премиального сегмента. Подавляющее большинство 5G-аппаратов родом из Южной Кореи, что было ожидаемо: у Samsung – 74% продаж, у LG – 11%. Третье место с долей 5% занял китайский бренд Vivo. Самая популярная модель (треть всех проданных 5G-смартфонов) – флагман Samsung Galaxy S10 5G.
5% от рынка премиальных смартфонов – не слишком впечатляющий показатель. С другой стороны, мир пока объективно не готов к 5G. Помимо Южной Кореи, коммерческие сети пятого поколения развернуты только в Китае. На очереди США и, возможно, европейские страны. Во многих крупных городах, включая Москву, запущены пилотные зоны 5G, где операторы и участники рынка изучают и обкатывают возможности сетей нового поколения.
Перспективы открываются заманчивые: прогнозируется бум умных систем (домов и целых городов), беспилотного транспорта, иммерсивных технологий, телемедицины и дистанционного обучения. Потребительская электроника, главный «эксплуататор» сотовых сетей, отойдет на второй план: большая часть трафика придется на умные устройства и датчики, которые «общаются» между собой.
Произойдет это точно не в следующем году, а позже. Однако в 2020‑м 5G-аппараты должны стать действительно массовыми. Один из ведущих мировых производителей Qualcomm недавно представил мобильные процессоры Snapdragon 765 и 865, которые по умолчанию работают в сетях 5G. Именно эти чипы будут устанавливать в свои новинки большинство производителей Android-смартфонов верхнего и теперь уже среднего ценовых сегментов (что обеспечит более дешевая 765‑я модель).
Дождемся ли 5G в России?
Судя по заявлениям представителей «Билайна», «Мегафона» и Tele2, российский телеком-рынок готов к развертыванию сетей пятого поколения, что демонстрируют пилотные проекты. Но операторы ждут решения властей относительно использования частот. Пока госорганы отказываются выделять под гражданские нужды занятый военными диапазон 3,4–3,8 ГГц, который считается наиболее подходящим для сетей 5G. Однако 10 декабря СМИ сообщили о подготовленном «Ростехом» и «Ростелекомом» предложении, которое обсуждается с вице-премьером Максимом Акимовым. Если оно будет одобрено, российским операторам выделят необходимые частоты, но работать в них они будут обязаны исключительно на российском оборудовании. Расходы на закупку оцениваются в 400–800 млрд рублей.
Как ноутбук, только мобильнее
С мобильными процессорами связан еще один тренд 2019 года: стремление установить их в ноутбуки. Производители рассчитывают не слишком потерять в производительности, зато выиграть во времени автономной работы, которая должна вырасти в два, а то и в три раза. Подобные устройства должны стать подходящим инструментом для выполнения базовых задач: работа в Сети, текстовых и графических редакторах, общение, просмотр видео. Также мобильные чипы адаптированы под работу в сотовых сетях, и с приходом 5G-сетей модуль Wi-Fi может стать попросту лишним: с таким ноутбуком пользователь в любое время будет подключен к интернету.
Главный недостаток подобных устройств – отсутствие поддержки «настольных» ОС и программ. Мобильные чипы работают на архитектуре ARM, в корне отличной от x86, которая лежит в основе всех ноутбуков и настольных ПК. Это значит, что под ноутбуки с мобильными процессорами надо полностью переписывать весь софт.
В конце мая демонстрационную модель такого лэптопа представила Lenovo (Project Limitless), а в августе свое решение показал Samsung (Galaxy Book S). В оба аппарата установлен специальный чип Qualcomm Snapdragon 8cx, а в ноутбук от Lenovo заложена возможность работы в сетях 5G.
Однако самым популярным устройством на ARM-процессоре пока является оснащенный клавиатурой планшет Microsoft Surface Pro X, работающий на чипе Microsoft SQ1. Первые тесты этого ноутбука-планшета сразу же выявили главный его недостаток. На Pro X пока нельзя запускать многие рабочие программы, включая Photoshop, некоторые браузеры, игры.
Не все гладко и со временем автономной работы: если Samsung Galaxy Book S должен проработать до 25 часов (полноценные тесты будут проведены, когда модель появится в продаже), то Microsoft заявила в Pro X вдвое меньше – 13 часов. А тесты показали реальное время жизни устройства – до девяти часов. Это не больше, чем у хорошего «полноценного» ноутбука, то есть переход на Pro X сулит неявные преимущества, зато вполне очевидные проблемы.
Для стимулирования «мобилобуков» Qualcomm в начале декабря представила чипы Snapdragon 7c и 8c, которые являются идейными продолжателями 8cx, но стоят дешевле. Предназначенные для ноутбуков начального и среднего ценовых сегментов, они позволят вендорам выпускать аппараты дешевле $1 тыс., а значит, в 2020‑м нас ждет большее количество ARM-ноутбуков.
Комфортная раскладушка
Еще одним трендом 2019 года стали аппараты со складными дисплеями. Слухи о них ходили с 2013 года, но только теперь «раскладушки» нового поколения добрались до прилавков. Первый аппарат в таком форм-факторе, Royole FlexPai, был представлен в конце 2018‑го, но устройство оказалось нежизнеспособным: механизм складывания слишком ненадежен, а ПО сильно глючит.
Революционного решения ждали от Samsung, и компания постаралась ожидания оправдать: вместе с флагманскими моделями S10 представила сгибаемый Galaxy Fold. Однако тестовая рассылка журналистам и блогерам выявила серьезные проблемы с дисплеем, так что около полугода компании пришлось потратить на доработку. В результате аппарат появился в продаже осенью по цене около $2000.
Параллельно Huawei анонсировала сгибаемый аппарат Mate X, дисплей которого «оборачивался» вокруг внешней части корпуса (в отличие от Galaxy Fold, складываемого дисплеем внутрь). В отличие от конкурента, китайская корпорация не стала спешить с выводом аппарата в свет, также дорабатывала его до осени, после чего выпустила в продажу на азиатском рынке по еще большей цене – около $2400.
А в ноябре произошло давно ожидаемое технолюбителями возрождение линейки Motorola RAZR. В отличие от Samsung и Huawei, компания представила не «смартфонопланшет», а классический мобильник-раскладушку, только место кнопочной клавиатуры заменила продолжением дисплея. Журналисты, которые успели подержать аппарат в руках, отметили, что устройство приятно лежит в руке. К слову, на месте сгиба у него отсутствуют бугры или какие-либо искажения, чем не могут похвастаться ни Galaxy Fold, ни Mate X. Из минусов – более слабый процессор Snapdragon 710 (у конкурентов установлены флагманские чипы) и низкая емкость аккумулятора (2510 мА•ч). Но вендор считает, что для имиджевого устройства этого достаточно, особенно учитывая более скромный ценник – «всего» $1500 на американском рынке (о цене в других странах, включая Россию, пока неизвестно). В продаже аппарат должен появиться в начале следующего года.
Иммерсивное будущее
Смартфоны со сгибаемым дисплеем – тренд, который будет развиваться медленнее остальных, и в конце концов эти модели останутся нишевыми. Зато в 2020 году стоит ожидать начало коммерческого развития сегмента дополненной реальности (AR или XR). Разработки в этом направлении ведут IT-гиганты Google, Microsoft, Facebook. Судя по слухам, к ним присоединилась и Apple. А Qualcomm вместе с мобильными чипами в начале декабря представила Snapdragon XR2 – первую в мире коммерческую платформу дополненной реальности. Она должна лечь в основу устройств, которые позволят пользователю взаимодействовать с цифровыми объектами, «вписанными» в окружающую среду. Для этого производитель использовал самые передовые технологии: 5G, ИИ-алгоритмы, производительные процессор и видеоускоритель.
Запуск такой платформы обеспечит появление на рынке первых коммерческих AR/XR-устройств – например, очков дополненной реальности. Это не новая концепция, в 2013 году Google представила проект Glass, который после нескольких лет тестирования был признан нежизнеспособным. В 2018 году были выпущены очки Magic Leap One, но только ограниченным тиражом – на массовый рынок устройство так и не вышло. А совсем недавно, 9 декабря, Oppo представила собственные AR-очки, которые должны выйти в продажу в первом квартале 2020 года.
По мнению президента Qualcomm Кристиано Амона, иммерсивные (то есть создающие эффект присутствия) AR-устройства станут «следующими смартфонами» – устройствами, которые в очередной раз изменят способ общения человека с цифровым пространством. Впрочем, полностью смартфоны не исчезнут, скорее, они с AR-гарнитурами будут дополнять друг друга. Наступающий год вполне может стать водоразделом, когда рынок электроники двинется в новом направлении.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".