- Одной таблеткой не обойтись
- Здоровье в кармане
- Зачем нужна персонализация
- Экосистема всему голова
- Будет ли таблетка от старости
Одной таблеткой не обойтись
Терминов, обозначающих связанные с сохранением здоровья технологии, скопилось довольно много: MedTech, HealthTech, Digital Health – и это только верхнеуровневые. Однако самое широкое и точное зонтичное определение – Longevity, которое дословно переводится как «долголетие», подразумевая при этом не только длительный срок жизни, но и ее высокое качество.
«Борьба со старением – это уже не только про биологические процессы, – отмечает директор по управлению данными «Цифромед» Ирина Карпунина. – Это про комплексный подход к здоровью в целом: физическому, психоэмоциональному, когнитивному. Сейчас на рынке появляется все больше цифровых решений, которые позволяют управлять здоровьем как системой, с учетом факторов риска, образа жизни, генетики».
У каждого профильного врача и исследователя есть свое мнение, что входит в такую систему. Вот в чем сходится большинство: она должна включать в себя трекинг здоровья (отслеживание показателей и по возможности ранняя диагностика заболеваний), проактивную терапию (действия для избегания заболеваний, а не реагирование постфактум), правильное питание, комфортную среду (в том числе дома), физическую активность, правильный и здоровый сон.
Продлить жизнь некой условной таблеткой – задача нерешаемая (хотя ученые ищут разные подходы, мы поговорим об этом далее). Нужен комплексный процесс, который требует вовлечения минимум двух участников – самого человека и системы здравоохранения.
Здоровье в кармане
Начнем с человека – сегодня ему доступен целый набор технологических возможностей, чтобы решать описанные выше задачи. Различные приложения, гаджеты для отслеживания качества сна, питания, результатов физической активности и других ключевых для здоровья показателей весьма популярны, подтверждает управляющий директор медицинской компании «СберЗдоровье» Артур Аветисян.
«Чтобы использование таких технологий приносило пользу и было безопасным, важно быть уверенным, что гаджеты сертифицированы и передают корректные данные. Например, показатели некачественных фитнес-трекеров или напульсных тонометров могут ввести в заблуждение. Также необходимо регулярно консультироваться с врачами», – напоминает эксперт.
Птичку больше не жалко: как синтетическая еда изменит культуру питания и качество жизни
Базовый набор, доступный каждому, – смартфон, который более или менее верно учитывает активность с помощью встроенных датчиков (количество шагов, тренировки и пр.), и приложение «Здоровье» (их предустанавливает каждый крупный бренд). Конечно, есть и более прогрессивные девайсы. Фитнес-трекеры, умные часы или кольца с датчиками вроде Oura точнее считывают пульс и насыщенность крови кислородом. Эти же устройства, если не снимать их на ночь, отслеживают глубину и качество сна.
Благодаря фитнес-браслетам и умным часам больше людей начали заниматься бегом, объясняет дополнительное косвенное влияние технологий на общее состояние человека исполнительный директор «РТ Доктис» Максим Кузьмин. «Устройства помогают избежать травм, отслеживать прогресс, дают ощущение контроля. Спорт стал понятнее и доступнее. Это пример того, как технологии могут помогать людям заботиться о здоровье», – говорит он.
Контролировать перечисленные показатели и повысить частоту и качество физической нагрузки – важный, но все же только первый шаг. Второй – сложнее, и частично разработчики гаджетов стараются взять его на себя. Те же приложения «Здоровье» отражают тенденции изменения показателей по целому перечню собранных данных, с помощью умных алгоритмов дают персональные рекомендации и ссылаются на профильные медицинские статьи. Но для настоящего Longevity-подхода нужно подключать медицину.
Зачем нужна персонализация
О невключенности медицинской отрасли в сегмент Longevity упоминает Ирина Карпунина: «Мы видим повседневное влияние технологий, но в основном на уровне self-tracking – самостоятельного отслеживания. Технологии и данные пока не в полной мере интегрированы в медицинскую практику. Они, скорее, дают информацию, нежели предоставляют полноценные решения, включая медицинские LLM- (основанные на больших языковых моделях. – «Профиль») и ИИ-продукты. Преодоление этого разрыва – один из ключевых вызовов».
Медицина сегодня по большей части по-прежнему реактивная, а не проактивная, то есть реагирует на уже случившиеся заболевания, но не помогает их спрогнозировать и предотвратить. Максим Кузьмин тоже обращает на это внимание; по его словам, уже можно учитывать особенности каждого человека и быстрее замечать проблемы. Но пока часто происходит наоборот: берут стандартные рекомендации и применяют их ко всем подряд.
«Современный подход другой: сначала формируется подробное цифровое описание состояния конкретного пациента, потом оно сравнивается с базой уже известных вариантов заболеваний. Так можно точнее подбирать лечение. Но подобные расчеты не под силу обычному врачу – слишком много вводных. Поэтому нужны цифровые ассистенты и системы поддержки принятия решений (СППР)», – заключает собеседник «Профиля».
Аспект, о котором говорят эксперты, комплексный, и коротко его можно описать словом «данные». Именно они представляют наибольшую ценность с точки зрения персонализированного подхода к здоровью, и они же – главная проблема. Работа с информацией предполагает несколько этапов: сбор, анализ, составление рекомендаций. И на каждом могут возникнуть сложности или как минимум особенности.
Экосистема всему голова
Ключевой вопрос: какие данные и как собирать? Медучреждения традиционно накапливают анамнез, но зачастую эту информацию набирают, что называется, кто во что горазд. Данные с носимых устройств в подавляющем большинстве случаев так и остаются в смартфонах, вовсе не попадая в поле зрения врачей. Равно как и генетические исследования – даже если человек сам сходил и узнал особенности и предрасположенности своего организма, в мире очень мало клиник, которые работают с этими результатами.
Предположим, каким-то образом удалось собрать всё вместе и отдать врачу-терапевту. Как ему их проанализировать и составить грамотные рекомендации? На помощь должны прийти технологии.
«Наиболее перспективны цифровые ассистенты, СППР и платформы дистанционного наблюдения, – полагает Максим Кузьмин. – Нужно учитывать много факторов: из медицинских карт, опросов, с фитнес-устройств. Именно цифровой ассистент может все это проанализировать и дать понятные, подходящие именно вам рекомендации».
Электронные карты пациентов, умные гаджеты, возможности ИИ – у врачей появляется все больше инструментов, говорит Артур Аветисян: «Все это помогает более полноценно оценить состояние человека и составить для него индивидуальный план по сохранению здоровья».
Чтобы все эти технологические решения работали эффективно, их нужно объединить на медицинской платформе или даже в цифровой экосистеме. С одной стороны к ней будет подключен пациент как основной заказчик, получающий рекомендации по сохранению здоровья и предоставляющий данные, а с другой – медучреждения.
Примеры таких платформ в мире уже есть. Одну из них создал гонконгский технологический стартап Quantum Life, основанный врачом Кристиной Хуан Ян. Там собирают показатели традиционного анамнеза, носимых устройств и генетических исследований. К платформе подключаются медучреждения (уже в шести странах мира, если верить словам основательницы) и на базе этих данных составляют персонализированные рекомендации по условиям жизни, питанию, нагрузкам и превентивной терапии. В таком контексте неудивительны цифры статистики по среднему сроку жизни в разных государствах: Гонконг там лидирует с прогнозируемым показателем 85,77 года на конец 2025-го.
Будет ли таблетка от старости
В контексте подобных платформ технологический стек приблизительно понятен. Цифровые ассистенты и СППР упоминались выше, а Ирина Карпунина наиболее перспективными технологиями активного долголетия считает применение ИИ в диагностике и принятии решений, создание цифровых двойников (персональные модели пациента), мониторинг и поддержку ментального здоровья, интеграцию ИИ с носимыми устройствами в реальном времени.
«Чтобы перейти к по-настоящему проактивной и предиктивной модели, нужно перестроиться не только на уровне системных подходов, но и в отношении к каждому конкретному человеку, – подчеркивает эксперт. – Для этого необходимо решить несколько ключевых задач: интеграция данных (собрать фрагменты данных в единой системе), их доступность для обучения ИИ, понятность и доверие». Для пациентов и врачей нужно делать такие инструменты, которые объяснимы, встроены в привычную практику и не требуют дополнительных усилий для интерпретации, уточняет она.
Магия реальности: какие новые технологии стали развитием вымышленных концепций
Тем временем на передовой Longevity поднимаются вопросы совсем иного уровня: генетики и биоинженеры изучают старение как явление само по себе, тогда как болезни в нем – что-то вроде побочного эффекта. То есть они рассматриваются, скорее, как следствие неких фундаментальных процессов в теле (то, что и называется старением), а не причина изнашивания организма и смертей. В одной из научных работ ученые выделили 12 признаков старения, среди них: геномная нестабильность, клеточное старение, истощение стволовых клеток, нарушения межклеточной коммуникации.
Эти направления порождают медицинские стартапы, которые пытаются решить соответствующие проблемы. Human Longevity, например, фокусируется на геномике для прогнозирования заболеваний и продления жизни; CRISPR Therapeutics проводит клинические испытания по редактированию генома; Vericel занимается клеточной терапией – заменой старых или поврежденных клеток новыми, искусственно выращенными на основе органической ткани пациента.
Активно используется ИИ для решения различных прикладных задач вроде разработки новых лекарств (например, Insilico Medicine нашего соотечественника Алекса Жаворонкова) или изучения строения белков (в частности, Google DeepMind с программой AlphaFold) для понимания фундаментальных процессов, происходящих в организме.
Таким образом, очевидно, что никакой «таблетки от старости» не будет. Более того, даже если передовым и инновационным стартапам удастся решить проблемы старения клеток, возникновения заболеваний и т. п., впереди будет непростая дорога по встраиванию технологий в медицинские процессы.
Этот путь должен будет включать в себя вопросы законодательства, защищенности персональных данных, инертности мышления. Попутно придется корректировать и культурный аспект: даже с внедрением самых прогрессивных технологий значимого эффекта не будет, если каждый конкретный человек не станет системно и проактивно заниматься своим здоровьем.
Рынок счету не поддается
С учетом большого количества участников и размытости границ Longevity оценить размер этого рынка сложно, и подобной убедительной статистики попросту нет. Но несколько наиболее значимых сегментов выделить можно. В частности, аналитики Grand View Research оценили объем рынка носимых устройств для отслеживания показателей тела (умные часы, наушники, кольца, обувь с датчиками и т. д.) В прошлом году он составил $84,2 млрд, а к 2030-му, как ожидается, вырастет более чем вдвое, до $186,14 млрд.
Сегмент MedTech кратно больше: по данным MarketsandMarkets, в 2024-м году он оценивался в $668,2 млрд, к концу этого года увеличится примерно на 4%, до $694,7 млрд. Но тут надо учитывать, что речь идет о медицинских технологиях в широком смысле, включая медроботов и специфичные системы. Профильный ИИ упоминается как отдельный крайне значимый тренд. Но вычленить Longevity-направления на таком рынке представляется невозможным.
Longevity в России
Эксперты, с которыми «Профиль» обсудил вопросы Longevity, в один голос говорят: в России этот процесс находится на стадии формирования. «С запуском федпроекта «Персональные медицинские помощники» мы впервые начали собирать объективные данные о здоровье пациентов на амбулаторном этапе, до осложнений и госпитализаций», – отмечает Максим Кузьмин.
Ирина Карпунина напомнила, что появляются федеральные вертикально интегрированные системы, ориентированные на профилактику заболеваний и раннее выявление рисков. «Выстраивается фундамент экосистемы, где большая часть процессов будет направлена на то, чтобы человек избежал заболевания за счет профилактики», – объясняет она.
Артур Аветисян, со своей стороны, поделился данными по использованию в приложении «СберЗдоровье» AI-помощника, который на основании жалоб пациента советует, к какому врачу лучше обратиться, какую диагностику пройти перед приемом, отвечает на множество других вопросов, связанных со здоровьем. За первые полгода после запуска им воспользовались более 116 тыс. раз.
В угоду красоте, в ущерб здоровью
Среди трендов Longevity часто называют объединение медицины и индустрии красоты. За примером далеко ходить не надо: на последней выставке CES компания L’Oreal представила устройство, которое анализирует клетки кожи (биологический возраст и реакцию на различные вещества) и позволяет подобрать индивидуальную терапию для поддержания и здоровья, и эстетики. Тем не менее к любым анонсам из бьюти-индустрии следует относиться с большой осторожностью. Недавний опрос компании Longevity.Technology показал, что многие клиники, предлагающие Longevity-услуги, фокусируются прежде всего на эстетической составляющей, опуская аспект здоровья, а в худшем случае вообще нанося вред.