Дрейфующие во льдах: как станция "Северный полюс" вышла на новую платформу
Для навигации по Северному морскому пути необходимы точные ледовые и метеорологические прогнозы. В их основе данные спутникового мониторинга, авиаразведки и береговых служб. В этом году к решению задач подключилась плавучая обсерватория на ледостойкой самодвижущейся платформе (ЛСП) «Северный полюс». Об истории экспедиций «Северный полюс» и создания уникального судна рассказывает «Профиль».
- Первые экспедиции
- Альтернатива – дрейфующие суда
- Сам себе ледокол
- К работе готов!
- Основные технические характеристики ЛСП «Северный полюс»
- Новая страница в исследовании Арктики
Первые экспедиции
В 1932 году ледокольный пароход «Александр Сибиряков» впервые за одну навигацию прошел из Архангельска в Петропавловск-Камчатский. Правда, не без приключений: судно несколько раз теряло во льдах гребные винты, и последний отрезок маршрута его вели на буксире. Как бы то ни было, эта экспедиция подтвердила принципиальную возможность использования Северного морского пути (СМП) для военных и экономических целей. 17 декабря 1932 года вышло постановление Совнаркома СССР о создании Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть) для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по СМП.
Плавание в Арктике было опасным занятием. Наглядное подтверждение – история парохода «Семён Челюскин». Судно 2 августа 1933 года отправилось из Мурманска во Владивосток. 23 сентября было затерто льдами и несколько месяцев дрейфовало. 13 февраля льды продавили корпус, «Челюскин» затонул, а экипаж и пассажиров пришлось эвакуировать самолетами.
Арктику называют «кухней погоды». Для научных наблюдений, изучения ледовой обстановки, повышения точности метеорологические прогнозов был предпринят нестандартный ход. 21 мая 1937 года на льды вблизи Северного полюса самолет доставил четырех человек: руководитель экспедиции Иван Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Федоров, гидробиолог и океанограф Петр Ширшов и радист Эрнст Кренкель. 6 июня начала работу первая в мире дрейфующая на льдине научно-исследовательская станция – «Северный полюс-1».
Через 274 дня полного опасностей дрейфа протяженностью более 2000 км льдину, на которой размещалась станция, вынесло в Гренландское море. Здесь полярников сняли пароходы «Таймыр» и «Мурман». За вклад в освоение Арктики участники экспедиции были удостоены звания Героев Советского Союза.
12 лет спустя, в 1950 году, была организована дрейфующая станция «Северный полюс-2». В ее состав вошли 17 человек, для которых на льдине построили небольшой поселок с электрическим освещением и телефонной связью. С большой землей был организован воздушный мост. Речь шла не только о снабжении экспедиции. Помимо ведения научных и метеорологических наблюдений решались задачи повышения обороноспособности страны. Военные изучали возможность использования ледовых аэродромов для промежуточных посадок бомбардировщиков. Всего на «СП-2» побывали 58 человек, а ледовый аэродром принял 71 самолет.
В дальнейшем дрейфующие станции стали постоянными. В общей сложности до 2015 года была организована 41 экспедиция. Работа на станциях «Северный полюс» считалась опасной, поскольку присутствовали риски внезапных подвижек и разломов льда, образования ледяных торосов, экстремально низких температур и т.д.
Альтернатива – дрейфующие суда
Снабжение дрейфующих полярных станций предполагало высокие затраты, поэтому шли поиски альтернативы. 24 июня 1954 года замначальника Управления полярных станций Главсевморпути Павел Гордиенко направил руководству докладную записку с предложением использовать свободно дрейфующие суда. Он считал целесообразным оборудовать станции на баржах или лихтерах понтонного типа водоизмещением 800–1200 тонн. Ледоколами их должны были буксировать в зону молодого льда к северу от Новосибирских островов, чтобы оттуда они начинали свободный дрейф. Проект выглядел реалистичным, но так и не был реализован.
Арктические рейсы "Литке": как советские моряки осваивали Северный морской путь
В Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ) вернулись к этой идее после проблем с организацией «СП-10» (октябрь 1961 года) и экстренной эвакуации полярников с «СП-8» (март 1962-го). Рассматривался вариант размещения дрейфующей станции с 25–50 участниками экспедиции, с лабораториями и вертолетом на борту судна водоизмещением 1500–2000 т. Запасы топлива и продовольствия планировалось иметь на 4–5 лет автономного дрейфа. Согласно расчетам, затраты на постройку трех судов могли окупиться за три года эксплуатации. Однако предложение так и осталось на бумаге, как, впрочем, и другие, предусматривавшие, например, использование под станции обычных ледоколов, таких как старейший отечественный ледокол «Красин».
Сам себе ледокол
Прошло более 40 лет, прежде чем в России вернулись к концепции дрейфующих судов – полярных станций. Руководство Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) поддержало идею ААНИИ и предложило разработать технические требования к такому судну. В июле 2010 года концепт-проект строительства ледовой самодвижущейся платформы был одобрен.
Первоначально планировалось, что ЛСП будет выводиться в точку начала свободного дрейфа ледоколом, а возвращаться – самостоятельно. Однако анализ показал, что стоимость аренды ледокола, которая в 2004 году составляла 8,4% всех затрат, в 2010-м достигла 176%. Исходя из этого, решили, что ЛСП должна быть способна действовать без ледокольной поддержки.
А мы уйдем на Север: сможет ли Арктика стать новым драйвером экономического развития
30 марта 2018 года были подписаны постановление и распоряжение правительства о строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» – плавучей обсерватории для российских исследований и мониторинга природной среды. Потребность в финансировании оценили в 6,96 млрд руб. В декабре того же года петербургский завод «Адмиралтейские верфи» (главный конструктор проекта – А.Ю. Юрьев) приступил к строительству ЛСП.
10 апреля 2019 года в рамках V Международного арктического форума состоялась официальная церемония закладки судна, получившего название «Северный полюс». Поскольку заказчик скорректировал требования, то стоимость проектирования и постройки выросла на 2 млрд руб., а срок сдачи судна сместили с 2020 на 2022 год.
В контексте подготовки к будущей эксплуатации ЛСП правомерно рассматривать экспедицию «Трансарктика-2019». Судно «Академик Трёшников» на полтора месяца превратили в дрейфующую научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-2019». Основные научные лаборатории находились на борту, а на льду разместили выносные пункты.
К работе готов!
На воду ЛСП «Северный полюс» была спущена 18 декабря 2020 года. В мае 2022 года прошла заводские ходовые испытания в Финском заливе и 24 августа была передана ААНИИ. Ученые получили уникальное судно, способное круглый год работать в условиях Арктики, совершать дальние переходы во льдах самостоятельно и под проводкой ледокола.
На ЛСП предусмотрено одновременное размещение 54 человек, среди которых 34 научных сотрудника, 14 членов экипажа и 6 вертолетчиков. В их распоряжении 48 одноместных и 3 двухместные каюты.
На «Северном полюсе» оборудовано 15 научных лабораторий, в частности, для проведения ионосферных наблюдений, геологических, химических и экологических исследований, исследований ледовых нагрузок и механики разрушения льда и акустической томографии Арктического бассейна. На судне установлена система мониторинга ледовых нагрузок на корпус.
Также на борту есть вертолет, четыре снегохода, снегоболотоход, 2 трактора, 2 электрогидравлических крана грузоподъемностью 10 тонн и мостовой кран грузоподъемностью 10 тонн. А еще есть водолазная кран-балка грузоподъемностью 750 кг с вылетом стрелы 2 метра, которая обеспечивает спуск и подъем водолазной беседки с двумя водолазами на глубину до 12 метров. Работу исследовательского комплекса обеспечивают тросовые лебедки канатоемкостью 4 тыс., 6 тыс. и 8 тыс. метров. Кроме того, есть электрогидравлическая П-образная рама с подвижной силовой балкой грузоподъемностью 15 тонн.
Основные технические характеристики ЛСП «Северный полюс»
Длина наибольшая – 83,1 м
Ширина наибольшая – 22,5 м
Осадка – 8,6 м
Водоизмещение – 10 373 т
Мощность главного двигателя – 4200 кВт
Скорость на чистой воде – 10 узлов
Экипаж – 14 чел.
Научный персонал –34 чел.
Автономность по запасам провизии – 365 суток
Автономность по запасам топлива – 2 года
Новая страница в исследовании Арктики
1 сентября 2022 года ЛСП вышла из Санкт-Петербурга в сопровождении сторожевого корабля Балтийского флота «Ярослав Мудрый». В порт приписки Мурманск прибыла 14 сентября. Через три дня, приняв запасы топлива и продовольствия, ледостойкая платформа вышла в первый научно-исследовательский рейс.
Сквозь льды: как советские боевые корабли впервые прошли Северным морским путем
Своим ходом «Северный полюс» достиг заданного квадрата в Восточно-Сибирском море (район севернее Новосибирских островов). Подходящее ледовое поле выбрали по спутниковым данным и результатам вертолетной разведки. Кроме того, пригодился опыт научно-экспедиционного судна «Академик Трешников».
Официально дрейфующая станция «Северный полюс-41» была открыта 2 октября. После того как ЛСП вмерзла в лед, в 400–500 метрах от нее развернули ледовый лагерь. Весной планируется построить взлетно-посадочную полосу. Экспедиция может получать авиационную поддержку с ледовой базы «Мыс Баранова» на Северной Земле, с Земли Александры (Земля Франца-Иосифа) и с архипелага Шпицберген.
Воздушный мост позволит осуществлять снабжение и обеспечивать ротацию членов экипажа и ученых. А летом для этого можно привлекать научно-экспедиционные суда и ледоколы. Согласно расчетам, дрейф ЛСП «Северный полюс» завершится летом 2023 года в Гренландском море, после чего она самостоятельно вернется в Мурманск.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".