- Главная страница
- Статьи
- Елена Суховей: "Спрос на российские ИТ-решения в области цифровизации закупок сегодня очень высок"
Елена Суховей: "Спрос на российские ИТ-решения в области цифровизации закупок сегодня очень высок"
Цифровизация экономики РФ предполагает ускоренное развитие цифровых платформ. Какие преимущества получает бизнес и на какие вызовы приходится сейчас давать ответ отечественным разработчикам ИТ-решений? Об этом «Профилю» рассказала генеральный директор цифровой платформы быстрых закупок «Максмарт» Елена Суховей.

Генеральный директор цифровой платформы быстрых закупок "Максмарт" Елена Суховей
©Александр Казаков/Коммерсантъ– Весной 2022 года, после ухода западных вендоров, на рынке электронных закупок был зафиксирован спад продаж. Есть ли основания считать, что кризис в настоящее время преодолен?
– Ключевое изменение, с которым столкнулся сегмент закупок, – уход западных вендоров с российского рынка, что освободило нишу для отечественного софта и дало толчок для его стремительного развития. Спрос на российские технологичные решения в области цифровизации закупок сегодня очень высок.
За 2023–2024 годы рынок российского ПО в сегменте закупок в целом сформирован. Спрос превышает предложение, однако кризис окончательно не пройден. Клиенты ждут единого ИТ-решения, которое охватит всю цепочку процесса закупки и будет предоставлено одним поставщиком.
Российские компании, нацеленные на цифровизацию закупок или уже имеющие высокий процент цифровизации, можно разделить условно на три категории. Первая – так называемые пионеры, лидеры своих отраслей. Это преимущественно большие промышленные холдинги, которые вместе с разработчиками ПО и вендорами ищут, создают и обкатывают новые цифровые решения самостоятельно, находясь в авангарде технологических внедрений.
Вторая категория -– компании, ожидающие появления единых интегрированных решений, аналогичных западным, ушедшим с российского рынка. Они хотят дождаться готового продукта и только после этого намерены внедрить ИТ-продукты. Третья группа представлена малым и средним бизнесом, который процессы закупок пока не оцифровал и не автоматизировал. Такие компании в начале пути, они будут готовы начать переход на ИТ-решения, которые внедрят лидеры.
– Насколько российские ИТ-решения в закупках конкурентны с западными, например с продуктами SAP?
– ИТ-структура мигрирует на отечественные решения. В закупках идет активное импортозамещение, усиление функциональности ERP-систем в сторону интеграционных сценариев, используется роботизация процессов. Сейчас у компаний присутствует высокий спрос на новый тип единых платформ сквозной автоматизации закупок, которые обеспечивают полный цифровой цикл закупки, целиком исключив взаимодействие в офлайне.
На рынке появляются разработки, которые могут заменить продукты ушедшего SAP. Сейчас данные продукты проходят тестирование, отладку в крупнейших промышленных холдингах. Требуется какое-то время, чтобы они начали стабильно работать, как SAP, который развивал свои продукты в течение 50 лет. Российские решения должны пройти этот путь гораздо быстрее.
Рынок ИТ-решений для автоматизации закупочных процессов очень активно развивается. Предполагаю, что в течение двух-трех лет появятся зрелые, стабильно работающие продукты в качестве полноценной замены SAP.
– Какие преимущества получает бизнес от участия в цифровых закупках?
– Основное преимущество цифровых сервисов по отношению к офлайн-процессам – значительное снижение трудозатрат по операциям. Эффект достигается за счет снижения влияния человеческого фактора. Любой цифровой продукт позволяет повысить операционную эффективность компании благодаря сокращению трудозатрат.
Второе преимущество – прозрачный, централизованный и контролируемый процесс, который позволяет отслеживать закупки в режиме реального времени – от заявки до поставки товара. Третье преимущество – предоставление удобного инструментария для аналитики, что ранее было практически невозможно в связи с децентрализацией закупки стандартизованной номенклатуры.
Если же говорить о цифровых продуктах, например сервисах для цифровизации закупок стандартизованной номенклатуры, таких как маркетплейсы или интегрированные платформы закупок в ERP-системы компаний со своими логистическими процессами, то, помимо снижения трудоемкости и транзакционных издержек, они дают широкий ассортимент за счет количества поставщиков на платформе, а также обеспечивают оптимизацию бюджета как за счет высокой конкурсности, так и за счет предоставления аналогов.
Транзакционные издержки существенно сокращаются, поскольку уменьшается вовлеченность закупщиков, их функции берут на себя заявители, которые пользуются цифровыми платформами. Также снижается участие в закупочных процедурах сотрудников различных смежных подразделений компаний: юридического отдела, бухгалтерии, службы безопасности, отдела документооборота.
Например, «Максмарт», как цифровая платформа полного цикла, берет на себя все связанные с управлением закупок процессы, в первую очередь – функционал, включающий различные варианты интеграций с ERP-системами предприятий в зависимости от потребностей. Также платформа занимается проведением квалификации и заключением договоров с поставщиками.
За счет большого набора номенклатурных групп платформа у заказчиков есть возможность выбора аналогов от семи до 18 на каждую товарную позицию в зависимости от категории товара. Также площадка взаимодействует по рекламациям. Важный инструмент, ранее отсутствующий у цифровых платформ в B2B-сегменте, – работающий в масштабах страны логистический сервис с возможностью выбора сроков и стоимости доставки.
– В какой-то момент заказчики попали в зависимость от поставщиков. Сейчас дисбаланс спроса и предложения ликвидирован?
– Как компания, представляющая цифровой сервис по закупкам стандартизованной номенклатуры, мы видим, как складывается ситуация в сегменте. Динамика следующая – российские производители и поставщики стандартизованной номенклатуры активно замещают ушедшие западные бренды. Они готовы предоставлять карт-аналоги цифровым платформам.
Наблюдается высокий рост проникновения азиатских брендов, которые постепенно вытесняют ушедшие иностранные компании. Важно отметить, что российские производители разрабатывают и предлагают новую продукцию. Также идет освоение рынков дружественных стран, есть много предложений от производителей, которые ранее не были представлены в России. Сегодня заказчики могут выбирать из большого количества предложений самые выгодные и наиболее отвечающие его потребностям.
– Какие главные тренды развития системы закупок и e-commerce, на ваш взгляд, проявятся в 2025 году?
– Закупки компаний продолжат двигаться в направлении цифрового аутсорсинга, перевод процессов закупки компаний на цифровые платформы, в том числе B2B-маркетплейсы, – безусловный тренд. Это позволяет руководителям закупочных подразделений сосредоточиться на стратегических закупках.
Цифровая трансформация будет развиваться в сторону создания единых автоматизированных систем, которые предоставляются от одного вендора. Второе – это внедрение SRM-систем, которые полностью автоматизируют закупочные процедуры компаний.
Третье – переход на единые нормализованные справочники и востребованные товарные справочники. И четвертое – аналитика по аналогам и конкурентоспособности цен с использованием искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".