- Главная страница
- Статьи
- Имиджевый носитель: космической отрасли предложили заработать на снимках с орбиты и рекламе
Имиджевый носитель: космической отрасли предложили заработать на снимках с орбиты и рекламе
«Роскосмос» будет размещать рекламу на спутниках, ракетах и на космодромах. А данные дистанционного зондирования Земли корпорация соберет воедино, чтобы затем продавать. Обе инициативы, одна из которых уже стала законом, призваны помочь госкорпорации пережить последствия санкций и недофинансирования.
- Данные на платной основе
- Частников ждут в космосе
- Финансовая модель
- Право на конкурс
- Космический баннер
- Потенциальный доход
- Аукцион под этическим контролем
«На Западе была заложена государственно-частная модель освоения космоса, а у нас государственная. До сих пор космос в основном остается закрытым, адаптация к рынку не завершена, к тому же в 2022-м из-за санкций «Роскосмос» потерял международные контракты на сумму, примерно эквивалентную миллиарду долларов США, и это была существенная часть доходов госкорпорации» – так первый замглавы думского комитета по экономической политике Денис Кравченко (ЕР) объяснил «Профилю» необходимость принятия законопроектов, способствующих коммерциализации космической отрасли.
Данные на платной основе
Благодаря снимкам, полученным со спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), обновляют карты, прогнозируют развитие наводнений и оценивают их ущерб, контролируют плотины и дамбы, отслеживают динамику рубки леса, оценивают ущерб от лесных пожаров, мониторят разливы нефти, контролируют несанкционированное строительство. А еще эти данные используются в интересах обороны, говорится на сайте «Роскосмоса».
Ступени в небо: как российская космонавтика планирует вернуть лидирующие позиции
Контролируемый корпорацией федеральный фонд, призванный собирать данные ДЗЗ и с государственных, и с негосударственных спутников, был создан в 2018 году. Действующий закон «О космической деятельности» требует предоставлять сведения из фонда за плату, при этом органы власти всех уровней, муниципалитеты, а также компании, которые поставляют товары или оказывают услуги в рамках госзаказа, получают их бесплатно.
В октябре 2023-го правительство внесло в Госдуму законопроект, который предлагал предоставлять данные ДЗЗ на платной основе и государственным, и муниципальным органам власти, и работающим по госзаказу организациям. «Роскосмос» для этих категорий становится единственным поставщиком подобных услуг. Если у госкорпорации не будет возможности (в том числе технической) предоставить требуемые данные или продукты их обработки, можно обращаться к другим поставщикам. Все, кто не связан условиями госзаказа, вправе покупать данные у кого захотят.
В апреле 2024-го инициатива стала законом. Право на безвозмездное получение данных этот закон оставил лишь отдельным потребителям – их в своем постановлении потом назовет правительство. Замгендиректора корпорации Валерий Шерин объяснял депутатам, что «в большинстве своем в перечень попадут федеральные органы, обеспечивающие функции обороны и безопасности государства»: Минобороны, ФСБ, СВР, ФСО, МВД и так далее.
Частников ждут в космосе
Но чтобы продавать данные, надо их иметь. Снимки, полученные с космических аппаратов госкорпорации, в фонде сведут воедино, а изображения, сделанные спутниками частных компаний, будут гарантированно выкупать по долгосрочным контрактам.
Представитель «Роскосмоса» в ходе обсуждения сетовал, что на сегодня возможности российской орбитальной группировки в части дистанционного зондирования Земли весьма ограниченны, о какой-либо частной группировке говорить, к сожалению, не приходится совсем, а дефицит данных колоссален, так как после 2022 года западные фирмы почти полностью перекрыли доступ российским компаниям к мировому рынку данных ДЗЗ.
К тому же у «Роскосмоса» проблемы с высокодетальной съемкой высокого разрешения, и тут государство рассчитывает на частных разработчиков летательных аппаратов. Предложенная схема позволит простимулировать привлечение в этот сегмент рынка внебюджетных инвестиций и нарастить численность аппаратов российской орбитальной группировки, полагают в правительстве.
В финансово-экономическом обосновании нарисована такая перспектива: 67% потребностей в данных ДЗЗ будет обеспечивать орбитальная группировка «Роскосмоса», а 33% – орбитальная группировка коммерческих операторов, но на частников рассчитывают лишь с 2026 года. В госкорпорации надеются, что к 2030-му коммерческих летательных аппаратов будет не менее ста.
Финансовая модель
Государственные и муниципальные структуры, которые будут покупать у «Роскосмоса» данные, должны заложить средства на эти цели в свои бюджеты, поэтому закон заработает лишь с 1 января 2025-го. При этом ожидается, что необходимость покупать изображения приведет к сокращению запросов на них от органов власти примерно на 80%. Плату, получаемую за предоставление данных и их копий из федерального фонда, будут зачислять в федеральный бюджет.
В заключении профильного думского комитета по экономической политике отмечалась «недостаточная проработанность финансово-экономического обоснования и неясность финансовой модели, планируемой к реализации»: непонятно, как именно будут достигнуты заявленные цели создания условий для развития коммерческих операторов ДЗЗ.
Валерий Шерин называл в Госдуме такие цифры: 80 млрд рублей за 10 лет правительство направит на выкуп данных с коммерческих аппаратов, что позволит «частным компаниям пройти так называемую коммерческую долину смерти и выйти на устойчивый рынок».
«Схема непростая, но надеюсь, что рабочая. Мы формируем кубышку, из которой дальше Минфин по договоренности с правительством будет выделять средства на развитие космической группировки», – говорит Денис Кравченко.
Право на конкурс
Первоначальный вариант законопроекта вызвал споры. Глава думского комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг (СР) даже заявил, что при предложенной схеме «Илон Маск здесь бы не добился того, чего он добился в США».
Быстрее, выше, дальше: три направления конкуренции между космическими державами
Владимир Плякин («Новые люди») рассказал «Профилю», что мнения внутри бизнес-сообщества были разные: «Одних устраивало, если «Роскосмос» все их снимки станет выкупать по рыночной или приемлемой цене, которая полностью бы окупала затраты и давала некую норму прибыли. Другие были против, напоминали о необходимости конкуренции, вспоминали, что и президент высказывался против монополизации сектора космических данных».
Были опасения, что «Роскосмос» за бюджетные средства получит исключительные права на данные частных спутников, и, если компании потом захотят этими данными воспользоваться для создания на их основе сервисов, нужно будет выкупать снимки обратно – ведь исключительное право включает в себя право использования, свободной передачи, отчуждения, продажи продукта интеллектуальной деятельности, а также право позволять и воспрещать третьим лицам пользоваться этим продуктом.
В конце концов текст уточнили. Единственным поставщиком «Роскосмос» будет только в отношении самих данных и результатов их первоначальной обработки. Сервисы, созданные на основе таких данных, должны продаваться на конкурсной основе. С итоговыми формулировками, сказал Плякин, согласились все частные компании, участвовавшие в дискуссиях. Их пять: АО НПК «БАРЛ», АО «Газпром космические системы», ООО «МТ-ЛАБ», АО «Ситроникс», АО «Терра Тех».
«Хотелось бы, чтобы такая серьезная корпорация, как «Роскосмос», имела какой-то процент самодостаточности. Отрасль не должна полностью зависеть от бюджета», – резюмировал космонавт, Герой России, депутат Госдумы Александр Самокутяев (ЕР).
Космический баннер
Законопроект о расширении возможностей по продаже рекламы на космических аппаратах внесла в Госдуму группа депутатов (ЕР и СР) и сенаторов. В первом чтении его приняли в марте этого года, когда будет второе – пока неизвестно. «Роскосмос» привлекался для экспертной оценки, говорят авторы. По их словам, рекламу не запрещено размещать на ракетах и объектах космической инфраструктуры и сейчас, но, чтобы это сделать, госкорпорации «надо пробежать множество инстанций и получить разрешение».
В заключении думского комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям отмечались яркие космические эпизоды, связанные с рекламой. В начале 1990-х выходившие в открытый космос со станции «Мир» космонавты демонстрировали метровый макет банки Pepsi-Cola, в 2001 году на ракете-носителе, доставившей к МКС пилотируемый модуль, было размещено трехметровое изображение эмблемы компании Pizza-Hut. Позже на МКС проводились съемки рекламного ролика авиакомпании S7. В 2021-м «Роскосмос» разместил баннер на ракете-носителе, а экипаж станции в прямом телеэфире поздравил Сбербанк со 180-летием. В 2022 году на МКС снимали художественный фильм «Вызов».
Потенциальный доход
Изменения предложено внести в закон «О госкорпорации «Роскосмос». Она получит право организовывать и проводить рекламные кампании, в том числе размещать рекламу на космической технике, а также на недвижимых объектах космической инфраструктуры. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «Роскосмос» проводил исследования потенциального спроса и «заинтересованность крупных российских банков и страховых компаний подтверждена». Бизнес, к примеру, захотел участвовать в создании названий для космических кораблей или спутников.
Первоначально предполагалось, что рекламные контракты будут заключаться без проведения торгов. Но в итоге решили ко второму чтению предусмотреть возможность проведения конкурсных процедур – скорее всего, это будут аукционы.
По оценке «Роскосмоса», потенциальный доход от реализации таких проектов может составить до 200 млн рублей ежегодно за размещение рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно за установку и эксплуатацию наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры. В финансово-экономическом обосновании уточняется: прибыль от размещения рекламы предположительно будет в равных частях перечисляться в федеральный бюджет и в специальный резервный фонд госкорпорации.
Депутаты на пленарном заседании называли потенциальные 200 млн рублей «несчастными» (Ренат Сулейманов, КПРФ), «смешной цифрой» (Владимир Новиков, ЕР). «Само внесение такого законопроекта показывает, до какой степени мы докатились. Я думаю, что Сергей Павлович Королев и Юрий Алексеевич Гагарин были бы очень удивлены», – заявил Сулейманов.
Это дополнительная возможность привлечь в ракетно-космическую отрасль финансирование, отвечал докладчик, Денис Кравченко: «Нам необходимо замещать недостающие средства из федерального бюджета, которые из года в год сокращаются». Он объяснил, что 200 млн – приблизительная сумма: закон еще не заработал, и точных расчетов никто не даст.
Аукцион под этическим контролем
«Что будут рекламировать: ипотечный кредит, газировку, подгузники?» – иронизировала Ольга Алимова (КПРФ). Вопрос о содержании рекламы обсуждался при подготовке законопроекта, и ограничения морально-этического характера, говорят в комитете, могут быть оговорены «Роскосмосом» при определении условий аукциона.
Партнер и директор по маркетингу агентства MediaNation Марина Шахова уверена, что новая опция заинтересует российских и международных рекламодателей. По ее мнению, крупные компании в России умеют просчитать влияние силы бренда на продажи, да и средний бизнес начал понимать необходимость выстраивать долговременные рекламные кампании. «Уникальная возможность закупить рекламу на ракете и показать свой бренд в космосе означает сотни тысяч упоминаний об этом в СМИ и у блогеров и может очень сильно повлиять на узнаваемость, особенно при грамотном креативе. Кроме того, один из трендов российского рынка – запрос на новые рекламные каналы, и космос – один из них. Я думаю, что за первое размещение разгорится очень жаркий аукцион», – предположила Шахова в разговоре с «Профилем».
Директор белорусского рекламного агентства Salmon graphics Ольга Ермакова тоже считает, что рекламодатели будут впечатлены масштабом подобного спецпроекта, потому что более имиджевый носитель, чем ракета, сложно себе представить. «Космические технологии ближе всего к цифровому бизнесу, инновационным компаниям. Представьте сообщения вроде «Наша доставка даже в космосе! Космический выбор товаров!». Поле для творчества широкое», – уверена она.
В свою очередь, космонавт Александр Самокутяев напоминает, что на 31-й пусковой площадке на космодроме «Байконур» постоянно висит баннер российского банка. «Реклама – двигатель торговли, но тут важно, чтобы коммерция не перешагнула черту, где начинаются интересы государства и престижа, ¬– подчеркнул он. – Заклеивать баннером название ракеты «Союз» было бы неправильно».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".