25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Как правильно переводить обучение в онлайн
интернет коронавирус Наука и Технологии учеба

Как правильно переводить обучение в онлайн

С конца марта российские школы и вузы вынужденно переходят на дистанционный формат. Получается далеко не у всех. Чаще всего педагоги и преподаватели просто транслируют обычные лекции и семинары онлайн. Но чтобы обучение в новом формате работало, подача и контент должны сильно отличаться от офлайна.

©Shutterstock / Fotodom

Можно покороче

Главная трудность, с которой сталкиваются преподаватели в онлайн-обучении, – это отсутствие полноценной обратной связи. Как правило, в офлайне хороший лектор внимательно отслеживает реакцию слушателей на материал. Если у аудитории падает интерес, он может изменить темп подачи или вставить перебивку – например, небольшую историю в качестве иллюстрации к теме. Опытные преподаватели активно пользуются этим приемом, что очень оживляет их лекции.

Но сделать то же самое в онлайн-формате не получится. Здесь обратной связи либо нет вообще, либо она присутствует в минимальном объеме. На большинстве платформ слушатели в лучшем случае могут писать лектору в чат. На практике они вяло этим пользуются, боясь задать «глупый» вопрос.

Почему онлайн-образование может разочаровать россиян

Полностью решить проблему нельзя, но можно ее частично сгладить. Чтобы удержать внимание аудитории, необходимо сокращать логические блоки подачи информации до 10-15 минут. А между ними делать контрастные перебивки – например, короткий опрос.

Дефицит обратной связи не только мешает управлять вниманием аудитории, но и создает психологические сложности. Особенно – для хороших лекторов, которые привыкли активно общаться с аудиторией. Эта проблема решается несколько проще. Лектору достаточно посадить перед собой несколько слушателей или попытаться представить аудиторию на месте камеры.

Трудно, но не слишком

Система контроля знаний на онлайн-курсах должна подтверждать, что очередной фрагмент понятен слушателям, и они могут применять знания для решения разного рода задач.
Здесь очень важно правильно выбрать уровень сложности. Трудные задачи в большей степени гарантируют, что решившие их студенты усвоили материал. Однако слишком сложные задания увеличат процент слушателей, которые впадут в отчаяние и бросят обучение. Особенно осторожным нужно быть с курсами «по выбору», необязательными для студентов.

В реальном времени или записи

Онлайн-обучение, безусловно, может проходить в режиме реального времени. Но это дважды неудобно. Во-первых, такой подход требует одновременного присутствия и лектора, и слушателей у компьютеров. Во-вторых, любой сбой оборудования или сетей связи ведет к срыву учебного процесса. А такие сбои практически неизбежны, особенно когда вся страна учится онлайн.

Намного эффективнее спланировать запись видеокурса и сделать для него презентацию, а возможно, и методичку. В таком случае однажды созданный контент можно будет тиражировать почти бесконечно. А курсы от лучших преподавателей сможет увидеть неограниченное число студентов.

Смонтировать и адаптировать

Создание качественного онлайн курса – довольно трудоемкое дело. Обычно оно требует от 6 до 12 месяцев работы в зависимости от объема и глубины программы. Причем речь идет о работе не одного человека, а целого коллектива.

Как организовать удаленную работу на карантине через онлайн-сервисы

Помимо автора курса, нужны оператор, монтажер и специалист по адаптации контента под системы онлайн-обучения. Последний участник команды особенно важен. Требования разных площадок часто отличаются, и контент могут «завернуть» только потому, что он не подходит под стандарты платформы.

Если курс планируется тиражировать, он должен быть универсальным и подходить для нескольких платформ онлайн-обучения. Скажем, снимать видео и делать презентации желательно на нейтральном фоне: так их проще адаптировать к разным площадкам.

Конечно, далеко не все лекторы готовы тратить на создание курсов столько сил и времени. Тем более, новый формат влечет для них определенные риски. Массовый переход на онлайн-обучение неизбежно снизит потребности в преподавателях. Многие это понимают и саботируют изготовление онлайн-контента.

Однако процесс перехода в новый формат вряд ли можно затормозить. С большой вероятностью традиционное образование будет дорожать и со временем станет удовольствием для избранных. А мейнстримовое обучение переместится в онлайн, несмотря на сопротивление преподавателей.

Автор – доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».