26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Мне бы в небо: сколько стоит личный аэромобиль
авиация автомобили Наука и Технологии футуризм

Мне бы в небо: сколько стоит личный аэромобиль

«Профиль» продолжает рассказ о технологиях объединения автомобилей с воздушным транспортом и перспективах городского аэротакси.

©Shutterstock / Fotodom

Попытки скрестить наземный транспорт с воздушным продолжаются и сегодня, иногда порождая чудные изделия. Так, одним из способов «достучаться до небес» стало оснащение автомобиля «мягким крылом» – парашютом от параплана. На таком гибриде французский искатель приключений Бруно Веццоли в 2017 году пересек Ла-Манш. Багги Pegasus набирает высоту благодаря работе пропеллера, а затем может планировать со скоростью 80 км/ч на высоте до трех километров.

Если аппарат Веццоли – штучная вещь, то американская компания I-TEC готова изготовить такой «автоплан» для всех желающих. Maverick LSA использует в качестве наземной основы джип, а летит по тому же принципу: пропеллер плюс парашют. Модель разрешена к использованию в США (есть сертификат от Федерального управления гражданской авиации – FAA), а заказать ее можно за $94 тыс. – дорого для автомобиля, но дешево для личного самолета.

Но куда интереснее перспективные проекты. Самый известный – голландский PAL-V Liberty, гироплан (облегченный по конструкции вертолет) с двухместной кабиной. По сравнению с аэромобилями XX века виден прогресс: система складывания «задника» с ротором срабатывает автоматически. Приземлившись, нужно лишь подождать, пока гироплан сам превратится в трехколесный автомобиль со странными деталями на крыше, и можно ехать. Таким образом, PAL-V обозначила курс на широкую публику, тем более что в цену машины (300–500 тыс. евро в зависимости от комплектации) включены тренинги для владельца.

Правда, PAL-V Liberty по-прежнему требуется стартовая полоса: взлет происходит после разгона по 200-метровой прямой. А со сроками у голландской компании не очень: прототипы Liberty летали в 2012-м, первые поставки ожидались в 2018-м, но в 2020-м аппараты еще проходят сертификацию.

Тем временем французская компания Lazareth Auto-Moto готовится вывести на рынок летающий мотоцикл. Модель Lazareth LMV 496 за пару минут превращается в подобие квадрокоптера: сперва из корпуса выдвигаются стойки для временной опоры, затем переднее и заднее колеса «раздваиваются» и поворачиваются на 90 градусов. При этом в каждую половинку колеса встроено по двигателю. Результат – парящая платформа с четырьмя мини-турбинами по бокам для настоящих крутых парней. Пока непонятно, высоко ли можно летать на ховербайке, ведь его пилот не защищен кабиной: в марте 2019-го компания провела испытания прототипа, который оторвался от земли на пару метров. Но уже известна цена на старте продаж: 496 тыс. евро.

Если и ховербайк недостаточно крут, можно присмотреться к «первому летающему спорткару». Так в американской компании Samson Motors называют свое детище Switchblade. Обтекаемый аэродинамический корпус, выдвижные крылья, автоматически монтируемый хвост со стабилизатором и мощный винт сзади: получилось что-то среднее между «Ситроеном» Фантомаса и футуристическими капсулами из блокбастеров.

Заявлены умопомрачительные характеристики: Switchblade может летать на высоте 4000 метров со скоростью 320 км/ч, то есть быстрее и выше некоторых региональных джетов. Правда, без аэродрома ему не обойтись: для разгона требуется 335 метров, для посадки – почти 500 метров. В деле Switchblade пока не видели: в августе 2019-го компания показала полноразмерный прототип, до конца 2020-го анонсированы летные испытания.

Вообще идея подобной конструкции не нова. В начале 2010-х немецкий стартап Carplane уже представил автомобиль-оборотень с трансформацией в самолет за 15 секунд. Любопытная особенность этого аппарата – наличие двух фюзеляжей. То есть в наземном состоянии он разделен на две одноместные кабины, между которыми находится отсек для хранения складного крыла. Благодаря этому, по расчетам Carplane, достигается оптимальное соотношение между компактностью, скоростью и устойчивостью. В октябре 2019-го немцы показали прототип, уточнив, что наземные испытания завершены, впереди ждет сертификация и первый полет.

Еще одну конструкцию предложила израильская компания Urban Aeronautics. Никаких превращений не нужно: «бескрылая» машина может летать сама по себе за счет пары колоссальных турбин, спрятанных под капотом и багажником. Как ни странно, это рабочая схема: у компании есть опыт ее применения в грузовом дроне Cormorant, заказанном израильской армией. Не имея ни хвоста со стабилизатором, ни нескольких винтов (совместная работа которых обычно уравновешивает дрон в воздухе), Cormorant летит на редкость уверенно. Правда, шасси такому дрону нужно для буксировки к месту взлета, на городских улицах он смотрелся бы экстравагантно (особенно задняя пара колесиков «от чемодана»). Тем не менее Urban Aeronautics намерены представить пассажирскую версию CityHawk к 2022 году.

Концепция поменялась

Возможно ли в принципе поднять машину в воздух? Не равносильно ли это попыткам научить страуса летать в легендарном мультфильме «Крылья, ноги и хвосты»? Пример компаний, которые занимаются аэромобилями многие годы, показывает, что для успеха в этом деле необходимо переосмыслить саму концепцию, отказавшись от попытки воплотить научно-фантастические иллюзии.

Словацкий конструктор Стефан Кляйн начал разрабатывать летающее авто еще в 1990-х. К началу 2010-х модель Aeromobil 3.0 показали публике. В 2014 году начались летные испытания, а к 2020-му Кляйн планировал наладить серийное производство. Aeromobil 3.0 представлял собой фюзеляж сверхлегкого самолета с двухместной кабиной, хвост которого опирался на заднюю пару колес. Это позволило оснастить его полноценными автомобильными колесами, но, с другой стороны, ухудшало аэродинамику и ограничивало полезный объем салона. Задняя часть аппарата напоминала тележку, на которой покоились две половинки автоматически складывающегося крыла.

В 2015-м во время одного из полетов Aeromobil вошел в штопор и рухнул – Кляйн выжил благодаря выпущенному парашюту. Вкупе с объявленной ценой на новинку ($1,2–1,5 млн) это похоронило ее перспективы. Но Кляйн не сдался: в 2018-м он представил эскиз уже пятой версии – Aeromobil 5.0. Принципиальное отличие: теперь аппарату не нужна взлетная полоса. Он стал легче благодаря корпусу из композитных материалов и может стартовать с места на тяге двух роторов на раскладных крыльях (аналогично вертолету поперечной схемы). За счет этого возможны полеты в условиях мегаполиса, а отказ от хвостовой части позволил расширить салон, сделав его четырехместным. Поставки Aeromobil 5.0 планируется начать в 2025 году.

https://www.youtube.com/watch?v=qp4EdIVxf6c

Также показательна история американской фирмы Terrafugia. Еще в 2009 году она подняла в воздух двухместный Transition – аппарат, который вернее всего назвать самолетом, допущенным к передвижению по дорогам общего пользования (road legal aircraft). По трассе он ехал с шумом, а складные крылья мешали обзору зеркал заднего вида. Зато в воздухе Transition чувствовал себя вольготно: скорость до 185 км/ч, дальность полета до 740 км.

Получив необходимые сертификаты, Terrafugia так и не нашла желающих обзавестись таким девайсом за $300 тыс. В 2013-м она предложила новый концепт: четырехместный автомобиль Terrafugia TF-X с более продвинутым дизайном и, главное, вертикальным взлетом. Его обеспечивали складные пропеллеры-зонтики – после достижения высоты они отключались, и на тяге задней турбины TF-X должен был развить скорость 320 км/ч.

Удалось бы Terrafugia воплотить этот концепт или нет, мы, скорее всего, уже не узнаем. В жизни компании произошли изменения: ее приобрел автоконцерн Volvo, который позже сам был поглощен китайским гигантом Geely. Заполучив Terrafugia, китайцы решили не бросать ее начинания: в прошлом году специально для производства летающих автомобилей началось строительство завода в городе Ухань.

При этом идея летающего авто снова претерпела изменения. В 2018 году была представлена Terrafugia TF-2: целая экосистема, включающая одну платформу для наземного передвижения, вторую для полета и – отдельно – пассажирский салон, «пристегивающийся» то к одной платформе, то к другой. Впервые аэромобиль интерпретировали как комбинацию модулей, отменив принцип совмещения в одном корпусе свойств наземного и воздушного транспорта.

Знаковые перемены произошли и в топливном вопросе. Terrafugia Transition «питался» сжиженным газом, TF-X планировалось сделать гибридным (двигатель мощного сгорания + емкая батарея), а в концепт TF-2 заложена перспектива работы только от электродвигателя. Это важная тенденция: до недавнего времени летательные аппараты на электрической тяге казались нереалистичными (среди перечисленных выше по тексту моделей электромотор присутствует только в словацком Aeromobil). Но если ставить задачу использовать летающие автомобили в городе, а значит, понижать уровень издаваемого ими шума, то без электросилы этот вопрос едва ли решаем.

Рожденные ездить: почему летающие автомобили остаются утопией

Как бы то ни было, даже Terrafugia TF-2 признана недостаточно современной. В конце июня стало известно, что Geely переориентировала свою «дочку» на новую цель: электрический мини-вертолет поперечной схемы – Terrafugia TF-2A. Фактически у TF-2 убрали наземную платформу: в самом деле, зачем она, если в этом качестве может выступить обычная машина? По мысли китайцев, такой аппарат будет разновидностью городского транспорта, стартующего со специальных площадок, а значит, его проще сертифицировать. Означает ли это конец идеи личного аэромобиля? Похоже на то. Из устройства летающее авто стремительно превращается в услугу (as-a-service).

Кстати, независимо от Terrafugia TF-2 к идее трехмодульной системы – пассажирской капсулы, встающей то на колеса, то под крыло, – пришли участники проекта Pop.Up Next, инициированного Airbus вместе с конструкторским бюро Italdesign. Итог тот же: реализация отложена. Об этом говорит тот факт, что на Женевском автосалоне 2018 года Pop.Up Next (к тому времени был готов полноразмерный макет модулей) торжественно возглавила Audi. Но спустя полтора года немецкий автоконцерн вышел из проекта, объяснив, что считает его чересчур сложным, а транспорт «земля–воздух» возможен лишь в далеком будущем.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».