Последняя "королева": Boeing завершил производство самого известного самолета
В США собрали последний Boeing-747. Ожидается, что уже в конце октября он будет передан авиакомпании Atlas Air, после чего почти 55-летняя история производства этого самолета завершится. За полвека выпустили 1574 лайнера этой модели, хотя в начале производства маркетинговая служба Boeing считала, что если удастся продать хотя бы 50 таких самолетов – это будет потрясающий результат. Мы решили вспомнить историю самого узнаваемого самолета в мире, прозванного «королевой небес».
Горбатый символ
4 октября на заводе Boeing в Эверетте (штат Вашингтон) с конвейера сошел самолет Boeing-747-8F с регистрационным номером N862GT. Фото выкатки воздушного судна в Twitter опубликовал ресурс Paine Airport, специализирующейся на отслеживании производства лайнеров Boeing.
Интерес к самолету со стороны споттеров огромен – ведь это последний лайнер модели 747. По данным авиационного портала airlineratings.com, уже в октябре после окончательной сборки и отладки всех систем этот 747-й будет передан заказчику – американской компании Atlas Air, после чего история создания знаменитой «королевы небес» завершится.
Глава Ростеха: Boeing и Airbus вряд ли когда-нибудь еще будут поставляться в РФ
Boeing выпускал свой лайнеры «с горбом» почти 55 лет: первый 747-й был представлен на этом же заводе в Эверетте 30 сентября 1968 года. Строящийся сейчас самолет станет 1574-м выпущенным лайнером этой модели.
За полвека Boeing-747 стал самым узнаваемым лайнером в мире. Благодаря «горбу» на верхней палубе его невозможно спутать ни с каким другим самолетом в мире. Кстати, изначально «горба» не было – согласно первым эскизам, верхняя палубы должна была занимать всю длину фюзеляжа. Тогда, в начале 60-х, были уверены, что 747-й – это переходная модель от тогдашнего флагмана Boeing-707 к сверхзвуковым самолетам Boeing-2707. А после того как мир пересядет на «сверхзвук», построенные 747-е должны были превратиться в грузовые самолеты, и «горб» нужен был для того, чтобы там за кабиной разместить место для отдыха членов экипажа.
Но эпоха сверхзвуковых лайнеров так и не наступила (проект Boeing-2707 был свернут уже в 1970 году), а выпуск Boeing-747 растянулся на полвека. Более трех с половиной десятков лет эта модель была самым большим, самым тяжелым и самым вместительным пассажирским самолетом на планете, пока в 2005 году не полетел европейский Airbus A380. Но даже после появления более крупного собрата неофициальное название «королева небес» все равно осталось за Boeing-747.
Первый блин комом
Первый пассажирский рейс «королевы» начался со скандала: он должен был состояться 22 января 1970 года из Нью-Йорка в Лондон, но из-за неисправности в двигателе рейс пришлось отложить. И тогда 352 пассажира закатили в аэропорту такой скандал, что авиакомпания Pan American еле разрулила ситуацию.
Двигатель чинили долго: самолет покинул Нью-Йорк лишь через 27 минут после того, как по расписанию он уже должен был приземлиться в британской столице. А два десятка пассажиров и вовсе не стали ждать и отказались от «исторического рейса», переоформив билеты до Лондона на другие рейсы.
Для своего времени 747-й был во многом новаторским. Это первый самолет с двумя проходами между рядами. Кроме того, именно на этой модели впервые появились закрытые верхние полки для багажа. До того момента они были открытыми, как в автобусах. Лишь после выпуска 747-го Boeing сделал закрытые полки и на своих «старых» моделях – 707-м, 727-м и 737-м.
Самолет президентов
Boeing-747 до сих пор возит не только пассажиров и грузы, но и первых лиц многих государств. Например, у президента США два самолета такой модели. Кстати, на родине лайнера, в Америке, эти самолеты – единственные пассажирские Boeing-747 в стране, так как уже все американские авиакомпании вывели их из своих парков (последней это сделала в 2018 году Delta Airlines).
Также именно на этой модели в мировые поездки отправляются лидеры Китая, Южной Кореи, Марокко, Омана и ряда других стран. Один 747-8i VIP есть у правительства Турции – самолет был подарен Анкаре в 2008 году правительством Катара. А буквально год назад лайнер 747-8 для перевозок первых лиц страны купили власти Египта.
Всего же в истории самый большой флот 747-х был у Japan Airlines: японская авиакомпания эксплуатировали 73 таких самолета. Но к марту 2011 года все они были выведены из парка. Сейчас самый большой флот этой модели у British Airways: до пандемии насчитывался 31 самолет. Также Boeing-747 есть у немецкой Lufthansa, китайской Air China, корейских Asiana Airlines и Korean Air, у иранской Mahan Air.
В России долгое время единственным эксплуатантом Boeing-747 была авиакомпания «Трансаэро». После ее банкротства в 2015-м все девять 747-х перешли во флот «Аэрофлота» и сейчас летают в ливрее его дочерней авиакомпании «Россия». Планируется, что эксплуатация этих лайнеров в РФ продлится до 2024 года.
COVID добил
Авиакомпании по всему миру избавляются от Boeing-747, а пандемия коронавируса придала этой тенденции поистине космическую скорость. После того как мир в 2020 году закрылся на карантин, авиакомпании массово начали отказываться от эксплуатации не только Boeing-747, но и более нового Airbus A380.
Что происходит с российской гражданской авиацией и авиапромом в условиях санкций
Причем «европейцу» повезло и того меньше: если «горбатый» «американец» выпускался более полувека, то проект 380-го прожил всего 15 лет. В начале реализации программы Airbus планировал продать 1200 лайнеров, но выпустил всего 272 самолета. Последний А380 сошел с конвейера в сентябре 2020 года и был передан своему основному заказчику – дубайской авиакомпании Emirates. Новых заказов завод Airbus не дождался и свернул программу.
В разгар пандемии эти четырехдвигательные гиганты оказались просто не нужны перевозчикам: во-первых, не было такого турпотока, чтобы обеспечивать вместимость, во-вторых – уже появились двухдвигательные конкуренты (в первую очередь, Boeing-787, Airbus A350 и A330neo), которые как по пассажировместимости, так и по дальности полета не сильно уступали ни 747-му, ни 380-му.
Например, новая модель Boeing-777-9X, которую обещают скоро вывести на рынок, может брать на борт 420 пассажиров – всего на 40 человек меньше, чем берет Boeing-747 в двухклассной компоновке. Дальность полета у этих самолетов почти одинаковая. Но при этом двухдвигательный Boeing-777 значительно дешевле в обслуживании и эксплуатации, чем Boeing-747 с четырьмя движками.
В итоге в течение нескольких лет новых заказов на «королеву небес» Boeing практически не получал. Завод выпускал по пять-шесть самолетов этой модели в год, да и то это были грузовые версии.
Что же касается Atlas Air, то ее заказ на четыре грузовых лайнера, включая и тот, который стал последним, Boeing получил в разгар пандемии – в 2021 году. Три лайнера перевозчик уже получил. Остался последний.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".