22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Сделано в РФ, пока не взлетело: преуспеют ли российские проекты аэротакси
аэротакси беспилотники дроны Наука и Технологии

Сделано в РФ, пока не взлетело: преуспеют ли российские проекты аэротакси

Первый проект летающего автомобиля появился в нашей стране в 1935 году: глава Экспериментального института Наркомата тяжелой промышленности и вооружений РККА Павел Грохольский предложил водрузить на одну из моделей Ford поперечное крыло с двумя пропеллерами. Судя по эскизу, не имея фюзеляжа и стабилизатора, такой автомобиль летел бы считанные секунды. Эскизом все и ограничилось.

©Zuma / TASS

Рожденные ездить: почему летающие автомобили остаются утопией

Вновь «баловаться» проектами городских полетов начали уже в XXI веке. В конце 2000-х СМИ обсуждали идею «летающего автомобиля» Ларк-4 от конструкторского бюро Национального аэроклуба РФ. На самом деле речь шла о сверхлегком четырехместном самолете (всему виной неустоявшаяся терминология).

В 2016-м группа AeroNet Национальной технологической инициативы (НТИ) сообщила о разработке пассажирского беспилотника «Авиатон», но уже спустя год она была прекращена из-за бюрократических препятствий.

Затем активизировались отечественные стартапы. Инженер Владимир Салатов инициировал проект McFly.Aero (название отсылает к Марти Макфлаю из фантастической саги «Назад в будущее»), в рамках которого создает эффектный eVTOL (электрический аппарат вертикального взлета и посадки) Bartini. Благодаря аэродинамическому корпусу он, как предполагается, сможет ускоряться до 300 км/ч, преодолевая 150 км на одном заряде батареи. При этом в McFly.Aero уверяют, что стоить такой девайс будет на уровне спорткара – $100–120 тыс. В 2019 году был показан прототип Bartini.

Компания Hoversurf, основанная петербуржцем Александром Атамановым, год назад поделилась концептом крылатого дрона Formula. Прототип пока не был продемонстрирован (это должно произойти в июле), но у компании уже есть опыт работы в этой сфере: ранее она спроектировала ховербайк Scorpion-3. Сообщалось, что его намерена взять на вооружение дубайская полиция, однако месяц назад во время одного из испытаний аппарат разбился. Атаманов уверен, что усовершенствование устройств и их дальнейшее распространение в обиходе – неизбежный процесс: «Воздушный транспорт решает основную проблему – сохранение невосполнимого и самого ценного ресурса человека – времени».

А что насчет госсектора? Прошлой осенью темой воздушного транспорта нового поколения занялись в Сибирском НИИ авиации имении Чаплыгина: в течение четырех лет планируется создание и испытание гибридного «беспилотника сверхкороткого взлета и посадки».

Жужжит над головой: станут ли пассажирские дроны новым видом транспорта

Собирать летающие автомобили хотят и на АвтоВАЗе, но не ранее чем через 20 лет…

А концерн «Калашников» уже в 2017 году показал видео с использованием пассажирского дрона для логистических задач внутри предприятия: получилось убедительно, если закрыть глаза на спартанский дизайн устройства.

Правда, новостей о выходе на рынок перевозок с тех пор не поступало. Вместо этого «Калашников» переключился на самоподрывающиеся дроны-камикадзе.

Что же касается интеграции аэротакси в транспортные системы городов, то здесь Россия вряд ли будет среди мировых лидеров, заявил «Профилю» футуролог, амбассадор Singularity University Евгений Кузнецов.

Разрешение на взлет: когда в мировых столицах появятся аэротакси

«Воздушное пространство в нашей стране – крайне сложная и зарегулированная тема, – объясняет эксперт. – Исторически сложилось, что спецслужбы имеют на него приоритетное право как на стратегический ресурс. И до сих пор не стремятся этим правом делиться. Либерализация неба в России идет тяжело, и здесь мешает то, что у нас нет аспекта конкуренции. К примеру, для властей Китая или США излишне жесткое регулирование автоматически означает потерю крупных денег в международной гонке высоких технологий. Поэтому власти идут на уступки, чтобы стимулировать развитие перспективных компаний. Мы же в этой гонке не представлены, поэтому начальство спокойно сидит и ждет, пока мировой тренд дойдет до нас сам собой, и тогда можно подумать, как к нему адаптироваться».

Однако инертность регуляторов может быть преодолена благодаря активному общественному запросу на новый вид транспорта, допускает Кузнецов.

«В плане адаптации технологий российское население очень гибкое: если в мире появляется что-то любопытное, то довольно быстро оно приживается и у нас, формируется соответствующее лобби. Мы не можем играть на опережение, придется подождать, пока ведущие города мира запустят у себя летающие такси. Но вслед за тем и у нас обязательно начнется движение».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".