16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Андрей Макаревич: «Активное участие в жизни страны – вредная привычка»
Общество

Андрей Макаревич: «Активное участие в жизни страны – вредная привычка»

Андрей Макаревич – один из послов движения «Вместе против рака» в России. Накануне 45-летия группы «Машина времени» ее лидер рассказал корреспонденту «Профиля» о том, почему он участвует в благотворительных акциях, как относится к вредным привычкам и что дает импульс к новым творческим успехам.

— Что двигало вами, когда вы решили поучаствовать в проекте «Вместе против рака»?

— Получилось очень просто: меня пригласили в этот проект, я, к сожалению, прекрасно знаю, как в нашей стране обстоят дела с медициной вообще и с онкологией в частности. Когда мне объяснили, как эта штука будет работать, я с большой радостью поддержал проект. Я думаю, у нас в стране нет ни одного человека, у которого кто-то из родных или близких не умер от рака. Этого вполне достаточно для того, чтобы поддержать такую идею.

Благотворительный проект «Вместе против рака» работает в России второй год. Цель программы — ускорить инновационные исследования в области лечения рака. Все собранные в России средства идут на финансирование клинических исследований в отечественных центрах.
Инициатива объединила известных ученых и звезд кино, спорта и индустрии шоу-бизнеса всего мира. В России послами движения «Вместе против рака» стали Владимир Познер, Иван Ургант, Ольга Шелест, Константин Крюков, Андрей Макаревич, Дарья Мороз, Марина Александрова и другие.
Знаменитые российские актеры, музыканты и журналисты принимали участие в съемках социальных роликов, призванных информировать общественность о проекте, и в различных мероприятиях движения. В прошлом году удалось собрать 34 млн рублей.

— В нашем обществе пока не очень приживается традиция следить за собой, вовремя ходить к врачам, проходить обследования. Как вы сами относитесь к своему здоровью?

— Я стараюсь относиться к этому так, как должен относиться нормальный человек, особенно, когда тебе исполнится 50 лет. Нормальный человек раз в год проходит полное обследование. Я поступаю так же, и мои друзья стараются так делать. Меня всегда поражали люди, в которых сидит, видимо, какой-то зоологический страх перед врачами. Возможно, еще с детского сада оставшийся. Сашу Абдулова загнать к врачам было невозможно. Если бы его связали, он бы вырвался, наверное. Мы все знаем, чем это кончилось, к сожалению.

— Что касается закона об ограничении курения. Вы были противником этих ограничений. В то же время курение — дело вредное. Почему вы были против закона?

— Жить вообще вредно, как говорил Бродский. Я некурящий человек. Редко позволяю себе курить хорошие сигары. Но я просто противник всякого рода ограничений. Дума последнего созыва только и занимается тем, что придумывает нам новые и новые ограничения. Я вот что-то не помню, приняла ли эта Дума хоть один закон, который бы нам что-то разрешал? Я устал от ограничений.

— А курящие люди среди некурящих — они не ограничивают права последних?

— Во всем мире давно придумали, как оградить одних от других, чтобы они не мешали друг другу. Есть комнаты для курения, куда эти несчастные, которые без этого не могут, заходят и курят. А в соседнем помещении сидят люди, которые не курят, и дым на них не попадает. Все это несложно. Просто нужно уважать и тех, и других.

— То есть это для вас было, можно сказать, делом принципа?

— Абсолютно.

— О другой вредной привычке. Вы в свое время даже написали книгу «Занимательная наркология». Реально ли побороть пристрастие к алкоголю?

— Должен вам сказать, что древний, давно укоренившийся в нашем народе алкоголизм с помощью книжек не вылечишь. Здесь работают другие механизмы.

— А с помощью психологов?

— Езжайте куда-нибудь километров за 300 от Москвы в деревню, которая чудом сохранилась. И расскажите им о помощи психологов. Мне интересно, что они вам ответят. Надо создать сначала нормальную жизнь для людей, когда алкоголизм перестанет быть спасением от ужаса реальности, а станет заболеванием. Во-первых, значительно уменьшится количество людей, которые этим страдают. Во-вторых, тогда к нему можно относиться как к болезни — вот тогда уже помощь психологов, препаратов и так далее. А сейчас в нашей стране говорить об этом рано.

— Как вы относитесь к благотворительности и участвовали ли вы ранее в каких-то благотворительных проектах?

— Я постоянно участвую в таких акциях, но просто считаю не очень красивым самому об этом трубить или похваляться этим. Благотворительные проекты действительно могут приносить хорошие деньги. Вот, скажем, 31 мая у нас пройдет* юбилейный концерт в честь 45-летия «Машины времени» в Лужниках, и мы проводим благотворительную акцию в помощь Фонду «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой. Это бесплатный концерт. На нем мы расскажем, что здесь присутствуют волонтеры Фонда, и в обмен на любое пожертвование можно получить от них красивый памятный билет с этого концерта.

* Беседа проходила накануне концерта. Как рассказал корреспонденту «Профиля» Андрей Макаревич, «концерт прошел просто блестяще, три с лишним часа непрерывной «Машины времени», на юбилей группы пришло 60 тысяч зрителей, и благодаря их участию удалось собрать для Фонда «Подари жизнь» 1 346 500 рублей.

— По вашим наблюдениям, работает ли вообще идея благотворительности в нашем обществе, в нашей стране?

— Да, работает! И работает гораздо больше, чем это было, скажем, десять лет назад. Но это было бы еще более эффективно, если бы к людям, которые занимаются благотворительностью, наше государство относилось лучше. Например, частично освобождало от налогов, как принято во многих странах. У нас пока все это строится на чистом энтузиазме, поэтому честь и хвала людям, которые это делают.

— Как вам кажется, люди сегодня более отзывчивы, чем двадцать или тридцать лет назад?

— Я не умею мыслить такими классовыми категориями. Все люди разные. Кто-то да, кто-то нет. Кого больше, я сказать не рискну.

— Вы человек творческий и при этом достаточно активны в общественной жизни. Испытываете ли вы эмоциональное выгорание? И если да, то как вы выходите из этого состояния?

— Красивый термин. Я впервые с ним сталкиваюсь. Надо сказать, что после просмотра какого-нибудь нашего телевизионного политического террора в виде киселевской программы я очень долго испытываю отвращение от любого вида деятельности. Поэтому в последнее время стараюсь просто такое не смотреть. Делать для себя вид, что этого не существует.

— А вообще в нынешней нашей ситуации активное участие в общественно-политической жизни – это не еще одна вредная привычка?

— Наверное, вредная. Но бороться с ней я пока не научился. Я мечтаю о временах, когда все это будет не только не нужно, но и в голову не придет. Сиди себе и занимайся любимым делом. Чем я, кстати, еще полгода назад и занимался.

— События, происходящие вокруг нас, дают творческий толчок к созданию новых песен?

— Не так давно вышел диск «Хроника текущих событий», который по старинке записан просто под гитару. Это песни последнего года. И, к моему дикому удивлению, он в iTunes довольно долго держался на первом месте, обогнав всю нашу популярную эстраду. Так что чудны дела твои, Господи. Мне много лет было неинтересно делать песни под гитару. Мне казалось, что жанр этот все-таки остался в двадцатом веке. Ну, заметьте, даже барды наши сегодня все-таки — уже не в одиночку. У Саши Розенбаума — ансамбль, у Митяева — второй гитарист, у кого-то флейточка… Им всем не хватает краски. Потому что наигрались уже в одинокую гитару у костра. Но с другой стороны, когда возникает желание просто лично высказаться, и когда стихотворная составляющая перевешивает, и она для тебя важнее, чем музыкальный подклад, тут как раз гитара и помогает. Однако живые концерты такие — в одиночку с гитарой, а не с большим количеством музыкантов, — я не даю. Я не хочу становиться общественным деятелем с гитарой. Я очень люблю ту музыку, которой мы занимаемся.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».