Наверх
23 сентября 2020

Чудо-птица и французские школьницы

В «Бёрдмэне» мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту — новатор по отношению к себе — прежнему. В результате фильм, показанный впервые на Венецианском кинофестивале, получил массу критических премий и девять номинаций на «Оскар» в самых важных категориях. Также в прокате драма о школьниках «Я дышу» французской актрисы Мелани Лоран. 

«Бёрдмэн»

©

Смотреть трейлер

«Бёрдмэн» — диковинного вида супергерой, которого когда-то давно сыграл в кино актер по имени Риган. Теперь Риган (роль которого исполняет Майкл Китон) подзабыт публикой. Чтобы не только напомнить о себе, но и доказать всем, а, главное, себе самому, что он не просто голливудский актеришко, а настоящая творческая личность, Риган ставит серьезную пьесу на Бродвее. Конечно, он также играет в ней одну из главных ролей. Чем ближе премьера, тем больше у героя сомнений в себе и тем больше неприятностей. Один из актеров слишком взбалмошен и опасно непредсказуем, хоть и талантлив. Молодая любовница-актриса (британка Андреа Райзборо из «МЫ. Верим в любовь» Мадонны и «Тайного игрока» Джеймса Марша) беременна. Бывшая жена слишком часто появляется в его жизни. Дочь, вышедшая из реабилитации и работающая теперь личной помощницей Ригана, говорит ему, что он бездарность. Критик The Newот рецензии которого зависит успех или неуспех постановки, заранее ставит спектаклю неуд, просто потому что Риган, с ее точки зрения, полез заниматься не своим делом. А, главное, в жизни Ригана то и дело появляется его alter ego Бёрдмэн, считающий, что герою нужно быть верным ему и его супергеройскому миру, а на Бродвее ему делать нечего.

Если заранее не знать, ни за что на свете не догадаешься, что это картина Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Режиссеров, как правило, можно разделить на две категории: те, кого всегда можно узнать по каким-то характерным признакам, и те, кто каждый раз делает что-то совершенно неожиданное и не похожее на предыдущую работу. Но снять четыре фильма в одной стилистике, а потом вдруг выдать что-то абсолютно для себя нехарактерное — такое бывает крайне редко. Иньярриту не просто стал другим режиссером. Он стал режиссером на две головы выше себя прежнего. «Бёрдмэн» не похож на сложноустроенные, нервные, состоящие из множества сюжетных линий и очень серьезные предыдущие фильмы мексиканца («Сука-любовь», «Вавилон» etc). Эту картину можно назвать трагикомедией. Оказалось, что у Иньярриту все более чем в порядке с чувством юмора. «Бёрдмэн» — с одной стороны, очень злая, но от того не менее смешная сатира на весь актерско-режиссерский мир. С другой — она наполнена таким искренним сочувствием к героям, какого не было во вроде бы гораздо более гуманистических картинах режиссера. Сочетание смеха и слез, подтрунивания над героями и симпатии к ним делает «Бёрдмэна» фильмом очень настоящим, эмоциональным и вовлекающим зрителя в действие.

Конечно, приглашение на главную роль Майкла Китона (он номинирован на «Оскар» так же, как и его коллеги по фильму Эдвард Нортон и Эмма Стоун) было концептуальным. Ведь, как и его герой Риган, Китон сыграл в свое время супергероя — Бэтмена — и с тех пор по большому счету пропал с радаров. «Бёрдмэн» посвящен в том числе неразрывной связи жизни и искусства. Правда и игра становятся неразличимы. А зрители подобным образом отождествляют Китона и Ригана. И поэтому (но не только) вся рефлексия героя, все его мучения, неуверенность в себе и в собственном таланте и будущем успехе так трогают.

Доведя страсти до предела, Иньярриту находит изящное и неоднозначное решение для финала этой — хочется сказать — пьесы. Такое, что легкое дыхание после просмотра вам обеспечено.

Хочется пожелать Майклу Китону заслуженный «Оскар» и надеяться, что он никогда больше не пропадет из мира настоящего кино.

Закулисье
«Бёрдмэн» — блестящая с режиссерской и технической точки зрения работа. Создается впечатление, что фильм снят одним планом, но это, конечно, не так: монтажные склейки есть, но они не заметны. Камера следует за героями на сцену, за кулисы, на Таймс-сквер, в гримерки. Актерам пришлось нелегко: очень длинные сцены снимались одним планом, а потом монтировались. Мало того, что нужно было отыграть сцену от начала до конца идеально, так еще и малейшее движение и слово были рассчитаны по долям секунды. Оператором выступил один из лучших мастеров современности Эммануэль Любецки, ответственный за многие картины Терренса Малика и Альфонсо Куарона. Кстати, большая часть картины снималась в настоящем бродвейском театре — театре Святого Джеймса на 44-й улице. То и дело во время фильма вступает барабанная тема (барабанщик на Бродвее естественен). Она поддерживает тот внутренний пульс, которым дышит картина. Этот ритм может ускоряться и замедляться, но всегда держит в напряжении.

 

«Я дышу»

©

Смотреть трейлер

О фильме Мелани Лоран много сказать не получится, иначе спойлеров не избежать. Лоран больше всего известна по своей роли роковой еврейской девушки в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино. Но ее заслуги на этом отнюдь не заканчиваются. У нее множество ролей и во французских картинах, и у неголливудских режиссеров-авторов («Ночной поезд до Лиссабона» датчанина Билле Аугуста, «Враг» канадца Дени Вильнева, «Что-то в воздухе» перуанки Клаудии Льосы). Есть работы и в Голливуде.

«Я дышу» — вторая полнометражная работа Лоран в качестве режиссера — была показана в одной из программ Каннского фестиваля. Снята она по мотивам одноименного романа Анн-Софи Брасм. В центре сюжета две семнадцатилетние школьницы. В класс, где учится тихая и скромная Шарли, приходит новенькая. Ее зовут Сара, она раскованна, красива, умна и умеет веселиться. По какой-то причине Сара выбирает в лучшие подруги Шарли. Теперь для девушки открыт новый интересный мир, а дружба кажется вечной. Но цепь событий приводит к тому, что подруги становятся врагами.

«Я дышу» — фильм, что называется, очень французский. В нем много неожиданного. Например, то, что вопреки устоявшемуся канону новенькая в классе становится не аутсайдером, а лидером. «Я дышу» — еще одно исследование психологии школьников и тех ужасов, которые кроются в их головах и душах. Интересно также, что, когда одну из героинь начинают травить, класс ей сочувствует, но не помогает (но и не помогает травить). Но фильм не только о том, как трудно быть молодым и как жестоки бывают подростки. Не только об эмоциональной зависимости. Он и о том, что, как это ни страшно, встретить волка в овечьей шкуре — проще простого. И тогда… Но здесь прервемся.

Читать полностью (время чтения 4 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK
23.09.2020