24 апреля 2019
USD EUR
Погода

Ее звали Люси

Премьеры этого четверга разнообразны и одинаково интересны. Здесь и триллер о спецслужбах Антона Корбайна «Самый опасный человек», и комедия Ангелины Никоновой «Велкам хом», и мрачный роуд-муви австралийца Девида Мишо «Ровер», и фантазия исландца Бенедикта Эрлингссона «О лошадях и людях». Мы расскажем о новой работе автора «Никиты», «Леона» и «Пятого элемента» Люка Бессона — «Люси».

В основе сюжета «Люси» (сценарий написал сам Бессон) — миф о том, что человек использует только 10% своего мозга. На самом деле считается, что каждая часть мозга выполняет свою функцию. Тем не менее, поверить в то, что главная героиня фильма, которую и зовут Люси (Скарлетт Йоханссон), не пользуется 90% своего мозга, вполне можно. Девушка проста и незатейлива. Она учится на Тайване, где недавно познакомилась со своим бойфрендом. Тот должен передать некий чемоданчик корейскому авторитету, но боится это сделать и вынуждает Люси.

Кадр из фильма «Люси»

В кейсе находится новый вид наркотика. Люси этот наркотик насильно зашивают в живот и заставляют выполнять функцию курьера. Но все идет не так, и вещество попадает в кровь девушки. Выясняется, что оно стимулирует мозг человека работать на все 100%. Проценты постепенно увеличиваются, и Люси из простушки превращается в сверхчеловека. Или даже не человека? Она ощущает мир так, как не может ни одно живое существо: чувствует воздух, вибрации, гравитацию, свою кровь, текущую по венам и так далее. Ее ум и способности безграничны.

При этом Люси теряет качества и ощущения, характерные для человека. Она не способна любить, сопереживать, ей не бывает страшно, больно. За Люси, конечно, охотятся те самые люди, которые ей наркотик и вживили (главного злодея изображает актер Чхве Мин Сик из фильмов Чхан Ук Пака «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть», который не говорит ни по-английски, ни по-французски).

Кадр из фильма «Люси»

Какую-то часть экранного времени кажется, что, если возможности и интеллект людей действительно в разы возрастут, это будет настоящим благословением. Но в определенный момент понимаешь, что, вероятно, это не так. Фильм оказывается не боевиком, где героиня, сильная женщина, побеждает толпы мужчин (как можно подумать, посмотрев трейлер), а размышлением о том, что же такое человек. В этом смысле это фильм-пара к вышедшей в августе в прокат картине «Побудь в моей шкуре» с той же Йоханссон в главной роли. Там инопланетянка, оказавшись на нашей планете, приобретала человеческие качества, главными из которых, по фильму, являются способность сопереживать, любить, помогать. Люси же, чем более совершенной становится, тем больше утрачивает эти качества, пока вовсе их не лишается. Она считает, что все, что делает человека человеком — примитивно.

Трудности перевода
Часть съемок происходила в городе Тайбэе. На Тайване перед началом съемок принято приносить дары духам и молиться. Этот обычай пришлось освоить и группе Бессона. Жена режиссера и продюсер «Люси» Виржини Силла рассказывает, что в первую смену на площадке появился стол с едой и питьем. Оказалось, что это для духов. Сам Бессон поведал, что в первый съемочный день каждый держал в руках палочки благовоний и читал молитвы на китайском языке. «Затем мы все поклонились на север, запад, юг и восток, чтобы отогнать со съемочной площадки демонов. И, знаете, сработало…».

 

Из недавних картин вопросом «что такое человек» задавалась и антиутопия-экранизация книги Лоис Лоури «Посвященный». В этом фильме, чтобы избавить мир от хаоса, людей лишили всех воспоминаний о коллективном человеческом прошлом. Таким образом они забыли не только о войнах, боли, страдании, переживаниях и смерти, но и о любви, радости, даже о цвете. Их мир стал будто бы идеальным, но лишенным настоящих чувств. По сути они перестали быть людьми.

Приобретая самое драгоценное в мире, человек приобретает и самое трагическое. Научившись любить и сопереживать, героиня «Побудь в моей шкуре» узнает о том, что такое жестокость, страх и боль. Лишаясь самого страшного в жизни, вы лишаетесь и самого прекрасного, подобно персонажам «Посвященного». Человек является человеком потому, что он переживает весь спектр эмоций. Люси перестает быть человеком: она не ощущает ни страха, ни любви. И, когда ты это осознаешь, понимаешь, что никакие сверхсилы не оправдывают такой утраты.

Кадр из фильма «Люси»

Но кем же становится героиня? Люси превращается в Бога. И, надо сказать, что здесь Бессон выступает радикально. Хотел он того или нет, его Бог оказывается Богом равнодушным. Не всепрощающим, не понимающим слабости людей, не жертвующим. Как таким может стать тот, у кого нет никаких эмоций? Не равнодушием ли Бога объясняются многочисленные трагедии человечества? Впрочем, как говорилось выше, без трагедий не может быть и счастья, без печалей не будет и радостей, не будет и человека. Бог это понимает. И, несмотря ни на что, Бог Бессона все равно является спасителем. Он несет людям знания (каким образом — раскрывать не будем). Хотя и это под вопросом: ведь знания сделали Люси той, кем она стала. С ее же точки зрения, именно невежество привносит в мир хаос.

В шутку можно интерпретировать «Люси» как очередную оду Люка Бессона женщине. В самой примитивной блондинке, каковой являлась героиня Йоханссон в начале картины, кроется больший потенциал, чем в любом из мужчин на Земле.

«Люси» принято сравнивать и с «Матрицей», и с недавним «Превосходством», и даже с «Древом жизни» Терренса Малика. С последним картину роднит эпизод погружения героини вглубь времен, к началу начал. Там она встречает свою тезку: ведь и первую праженщину звали Люси.

Читайте больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK