Как после образования СССР нероссийские рубли побили рекорды номинала
Накануне новогодних праздников отмечалась вековая годовщина образования Союза Советских Социалистических Республик. Любопытно, что к исходу 1922 года, на момент учреждения СССР, на территории новорожденного Союза официально обращались советские рубли, но очень разные. Помимо рубля Советской России, РСФСР, купюры с наименованием «рубль» выпускали еще две совсем не российские республики.
Нет, не Украина с Белоруссией – эти советские республики еще летом 1919-го, оставаясь формально независимыми государствами, официально перешли на рубль РСФСР. За три года до возникновения СССР, в разгар наступления белых армий, Минск и Харьков (тогда столица советской Украины) заключили с Москвой договор о «тесном объединении» вооруженных сил, транспортной системы и финансов. Так что советские купюры к моменту учреждения СССР давно были официальным и единственным средством платежа на украинских и белорусских землях.
Зато свою, де-юре совершенно независимую финансовую систему к декабрю 1922 года имела Закавказская Социалистическая Федеративная Республика. Это советское государство, объединявшее азербайджанцев, армян и грузин, выпускало свои денежные знаки. Причем массовая эмиссия «закавказского рубля», отдельного от российского, началась именно в январе 1923-го, то есть сразу после учреждения СССР. И за 15 следующих месяцев за горами Кавказа выпустили в оборот 15 873 487 285 373 000 (почти 16 квадриллионов!) рублей.
Закавказские товарищи своим рублем побили рекорд не только инфляции, но и номинала одной купюры: в 1924 году появился денежный знак с надписью на русском, грузинском, азербайджанском и армянском языках «один миллиард рублей». После появления такой купюры Сергей Киров, тогда возглавлявший коммунистическую партию Азербайджана, писал своему старому товарищу Серго Орджоникидзе, возглавлявшему всё советское Закавказье: «Закавказский денежный знак упал до безобразия…».
«Упавший до безобразия» закавказский рубль в апреле 1924-го выпускать прекратили. Стартовал обмен этих купюр на общесоюзные, проводившийся по курсу 12,5 млрд закавказских за один рубль СССР.
Однако свои рубли в 20-е годы минувшего века выпускал не только Кавказ. К моменту образования СССР будущие республики Средней Азии официально считались частью советской России, входя в РСФСР как Киргизская и Туркестанская автономии. Зато как де-юре самостоятельные государства к январю 1923-го существовали Хорезмская и Бухарская народные республики. Первая была наследницей Хивинского ханства, вторая – Бухарского эмирата.
До 1917 года Хива и Бухара, являясь вассалами русского царя, чеканили собственную монету – таньга. Последовавшая за революциями Гражданская война смела обе среднеазиатские монархии, но в декабре 1922-го возникшие на их месте народные республики официально в состав СССР не вошли и еще два года формально оставались независимыми государствами. При этом Хорезмская республика выпускала свой рубль – на ее купюрах и монетах написанное русскими буквами слово «рубль» соседствовало с арабской вязью. Купюры подписывал Абдулла Ходжаев, до революции являвшийся сборщиком податей у хивинского хана, а с приходом большевиков переквалифицировавшийся в народного назира финансов. В средневековой Хиве назир соответствовал российскому комиссару.
Если закавказский рубль побил рекорды номинала бумажной купюры, то его хорезмский собрат поставил рекорд рублевого номинала монеты. С 1921-го народные назиры чеканили медную монету номиналом 500 рублей. Правда, год у такого рубля указывался другой – 1339-й по исламской Хиджре. Однако уже на третий месяц существования СССР началась унификация денежной системы среднеазиатских республик, формально в Союз еще не вошедших. А к осени 1923-го был произведен обмен хорезмского рубля на общесоюзный по курсу один к одному.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".