Классное чтение
Экстраординарные результаты показали московские школьники в международном исследовании PIRLS — рейтинге читательской грамотности четвероклассников. Среди 50 стран первое место у России, и львиную долю в общекомандном зачете дала именно Москва. Кроме того, столица РФ получила первенство среди другихмировых мегаполисов.
Самые грамотные в мире
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – международное исследование качества чтения и понимания текста. Проводится раз в 5 лет Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA), его цель – сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками, выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования. Участвуют в рейтинге «четвероклашки» со всего мира. Результаты PIRLS‑2016 были объявлены 5 декабря этого года.
Серьезных международных исследований в области общего образования не так много, подчеркивает директор московской школы № 1468, председатель Молодежной ассоциации образовательных организаций Илья Бронштейн, и рейтинг PIRLS – одно из таких. В нем исследуется база ключевого умения воспринимать текстовую информацию, анализировать ее и обрабатывать на выходе из начальной школы. «Эти навыки можно и дальше развивать, но сформировать их с нуля на уровне пятого–седьмого классов – очень сложная задача, – объясняет Бронштейн. – Поэтому срез на уровне четвертых классов дает самую яркую картину – или есть эта грамотность, или ее нет. У взрослых высоких результатов не будет, если базовые навыки не заложены в детстве». В начальной школе очень высокая внутренняя мотивация, прокомментировал результаты исследования глава Рособр-надзора Сергей Кравцов. «В средней школе по ряду причин она снижается», – сказал он.
Список лидеров PIRLS‑2016 выглядит так. Россия на первом месте (581 балл), на втором – Сингапур (576), на третьем – Гонконг (569). Стать лучшим с каждым разом все сложнее – если в 2001 году принимало участие 35 стран, то в 2016‑м – уже 50. «Это очень серьезная конкуренция, – говорит Бронштейн. – Мы привыкли, что в международных исследованиях традиционно побеждают Гонконг, Сингапур, Шанхай как мегаполисы. В исследовании 2011 года Россия была на 2‑м месте, а сейчас поднялась на 1‑е, очень существенно превысив среднее значение по всей выборке». Россия – одна из четырех стран, «которые улучшили свой результат более чем на 40 баллов за последние 15 лет», заявил исполнительный директор IEA Дирк Хастедт. По его словам, Москва «отдельно заняла лидирующее место в начальном образовании по читательской грамотности». Московские школьники показали экстраординарный результат, набрав 612 баллов. Впервые, соревнуясь с другими мегаполисами, Москва стала безусловным лидером, а это свыше 4 тысяч школьников из 150 столичных школ.
«Быть учителем престижно»
Мэр Москвы Сергей Собянин в своем«четвероклашек» и их учителей с победой и заявил: «Московские школы самые лучшие в мире!». Соответствует ли это заявление действительности? «Вполне естественно, что столица выступает локомотивом развития образования всей страны, – отметил Илья Бронштейн. – За последние семь лет в системе школьного образования принципиально поменялось несколько очень важных вещей».
Несколько лет назад по инициативе Собянина начались масштабные реформы школьного образования. В рамках проекта «Московская электронная школа» образовательные учреждения стали оснащать интерактивными панелями, планшетами, ноутбуками, высокоскоростным Wi-Fi. Это позволило учителям использовать на уроках самые разные виды материалов: изображения, видеосюжеты, таблицы, графики, пособия, задачники, предметные лаборатории. При активном участии вузов, музеев, колледжей стало развиваться дополнительное образование: школьные технопарки, появились предпрофессиональные медицинские, инженерные, академические, кадетские классы.
За активное участие в столичных образовательных программах учителя получают гранты и надбавки, а школьники – денежные призы за победы на олимпиадах. Значительно выросли и зарплаты учителей, и это, пожалуй, стало самым важным достижением реформы. Учитель «избавился от ореола личной неуспешности», отмечает Бронштейн. По его словам, «сегодня быть учителем в московской школе очень престижно. Учитель больше не чувствует себя неуспешным, он прочно занял место в нише среднего класса. Это помогло учителю раскрыться, увлечь ребят, заняться собственным повышением квалификации». Всего на финансирование программы «Столичное образование» в проекте бюджета на 2018 год московские власти заложили почти 300 млрд рублей.
Образцовое московское образование
Отсюда и результат: существенно выросли успехи московских школьников во Всероссийской олимпиаде, увеличилось число выпускников, сдающих ЕГЭ на высшие баллы. В прошлом году ребята получили 9 золотых медалей на различных международных предметных олимпиадах, а в сентябре этого года заняли первое место на II Московской олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира. Да и в целом московское школьное образование высоко котируется в мире. Так, согласно исследованию PISA (The Programme for International Student Assessment), по уровню читательской и математической грамотности образовательная система Москвы занимает шестое место в мире после Сингапура, Гонконга, Канады, Финляндии и Ирландии. «На успех Москвы во многом повлияло использование в системе образования города эффективных инструментов управления, – констатировал Кравцов. – Это гибкая система оценки вклада школ в московское образование, система аттестации директоров школ и учителей, объективная система оценки образовательных результатов, система развития таланта». Но Москву не стоит рассматривать отдельно от всей страны – в ближайшем будущем столичные власти намерены поделиться своим опытом образовательной реформы с остальными регионами. Результаты не заставят себя ждать – в наступающем году IEA начинает новый цикл работы, основное исследование, которое намечено на 2021 год и будет проводиться на компьютерах. Россия приглашена.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".