23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Менеджер по счастью: нужен ли в компаниях корпоративный психолог
бизнес Общество психология

Менеджер по счастью: нужен ли в компаниях корпоративный психолог

Не успел мир оправиться от последствий COVID-19, как его охватила новая пандемия – эмоциональное выгорание на работе. Все чаще люди жалуются на повышенную тревожность, депрессию. В итоге снижается их работоспособность, и это грозит финансовыми потерями компаниям.

Мужчина в офисе разбивает компьютер

©Shutterstock/Fotodom

Содержание:

Из-за стресса работников глобальная экономика теряет ежегодно свыше $8 трлн. Тенденция не обошла стороной и Россию. Многие испытывают страх за себя и своих близких, панические настроения из-за неуверенности в завтрашнем дне. Справиться с ними помогают корпоративные психологи, однако отечественные компании пока не спешат вводить новую штатную единицу.

Стресс обходится дорого

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) назвала стресс на работе «эпидемией XXI века». По ее данным, все больше сотрудников испытывают эмоциональное, умственное и физическое истощение – происходит профессиональное выгорание. Тенденцию подтверждают и другие исследования. В 116 странах, включая Россию, 43% кадров находятся в стрессе, отмечают специалисты института общественного мнения Gallup.

Люди работают ниже своего потенциала возможностей. Другими словами, просто изображают некие усилия. Похоже, старая пословица «Один с сошкой, семеро с ложкой» снова актуальна. Между тем сотрудники, которые не вовлечены в работу, обходятся слишком дорого: падает общая производительность труда, а мировая экономика ежегодно недобирает $8,1 трлн в год, или почти 10% ВВП.

Поэтому создание культуры благополучия кадров – это вопрос жизнеспособности компаний, уверены эксперты. «Успех современного бизнеса строится на сильных командах, которые могут создать полезные продукты и сервисы в нужный срок и с подходящим результатом», – говорит директор по развитию и инновациям платформы «Рокет Ворк» Эльвира Саярова.

Однако если в США и Европе работодатели готовы нанимать корпоративных психологов, чтобы помочь своим сотрудникам пережить кризис, то в России – нет. «Компании зачастую не считают нужным тратиться на специалиста для работы с персоналом. Более того, они даже не хотят привлекать его на временной основе, не говоря уже о том, чтобы взять в штат», – констатирует практический психолог, член ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов Татьяна Сушкова.

Большинству сотрудников российских компаний не предоставляют оплачиваемую программу психологической поддержки, по данным HeadHunter. Об ее отсутствии заявили 72% опрошенных. Лишь каждый десятый респондент получает консультации корпоративного психолога. Тем временем спрос на услуги психологов растет.

Психологическая помощь вышла в абсолютные лидеры по необходимости наличия в социальном пакете работодателя, отмечает руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. Причем чем моложе сотрудник, тем для него важнее эмоциональное здоровье. Обычно за психологической помощью к специалисту обращаются россияне в возрасте 25–40 лет, то есть экономически активное население. Как правило, это жители крупных городов, которые подвержены множеству стрессов.

Помимо возрастных критериев большую роль играет профессия. «Чаще всего помощь специалиста-психолога нужна сотрудникам, занятым в торговле и в банковском секторе, в сфере услуг, поскольку они много взаимодействуют с другими людьми. Вторая категория клиентов – те, чья работа связана с рисками, дедлайнами, высоким уровнем ответственности», – рассказывает Татьяна Сушкова.

По данным HeadHunter, более половины россиян испытывают эмоциональное выгорание на работе, отмечая у себя физическую усталость, апатию и чувство опустошенности. Среди причин чаще всего называются напряженный график, недовольство размером заработной платы, сложные отношения в коллективе. При этом мало кто спешит за помощью к специалисту. Почти 90% граждан никогда не обращались к психологу, психотерапевту или психоаналитику, следует из недавнего опроса ВЦИОМ.


Что такое синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) в 2019 году был включен в Международную классификацию болезней ВОЗ в качестве профессионального явления. Это синдром, возникающий как результат хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. Характеризуется следующими тремя параметрами:

• чувство истощения энергии или истощения;

• повышенная психическая дистанцированность от работы или чувство негативизма или цинизма, связанные с работой;

• снижение профессиональной эффективности.


С надеждой на молодое поколение

В Gallup психическое здоровье сотрудников считают критически важным. Ведь «страдание может разрушить человеческий дух, который стимулирует инновации и экономическую энергию», указывают специалисты института.

Между тем эмоциональное состояние трудовых кадров оставляет желать лучшего. Оно ухудшается не первый год, отмечают эксперты. В 2020-м и 2021-м, которые прошли под знаком пандемии, упала вовлеченность персонала российских компаний в трудовой процесс: люди пребывали в унынии и тревоге из-за нестабильной эпидемиологической ситуации, а также боялись потерять работу.

К началу 2022-го, с отменой ковидных ограничений, эти фобии стали отступать. Но очередной геополитический и экономический кризис заставил россиян снова нервничать. По словам психологов, люди испытывают примерно одинаковый спектр эмоций. Среди них страх за себя, детей, близких, неуверенность в завтрашнем дне. Но если раньше они больше проявляли эмоции – возмущались, кричали, ругались, – то сейчас все держат в себе. По данным ВЦИОМ, 68% россиян предпочитают в одиночку справляться со своими проблемами.

Однако такая закрытость чревата последствиями. У человека попросту не выдерживает психика, отсюда – депрессии, панические атаки. Постоянное присутствие тревожных мыслей приводит к ухудшению сна, аппетита и, как следствие, к снижению производительности труда.

Осознают это и работодатели. Но, к сожалению, немногие. «Охотнее всего инвестируют в эмоциональное здоровье сотрудников IT-компании. Там понимают, насколько важна командная работа, учитывая, как сейчас активно развивается индустрия», – отмечает Саярова.

Не отстают и отечественные банки, которые одними из первых начали привлекать к работе корпоративных психологов. Дело в том, что такие специалисты могут не только улучшить эмоциональное состояние сотрудника, но и дать рекомендации по деятельности компании. Например, стоит ли назначать человека на более высокую должность, необходима ли реорганизация отдела.

Однако спрос на корпоративных психологов в России оставляет желать лучшего. До уровня США, Европы и Австралии нам пока далеко. «Там работают в среднем 150 психологов на сто тысяч человек. В нашей стране – пять», – отмечает основатель Центра стратегического коучинга и психотерапии Дамиан Синайский.

В России, так исторически сложилось, не принято «плакаться в жилетку» чужому человеку. «Существует много стереотипов. Для большинства россиян обратиться к специалисту – все равно что признать у себя психические расстройства. Хотя это совершенно не соответствует действительности», – говорит Татьяна Сушкова. Психолог может помочь в самых разных трудностях, где сам человек не способен разобраться в силу узкого понимания проблемы, объясняет эксперт.

Специфика работы корпоративного психолога заключается в том, что он должен быть нейтральной фигурой, добавляет Дамиан Синайский. Однако сотрудники зачастую боятся, что их проблемы выйдут за пределы кабинета специалиста. Дело в том, что психолог, работая внутри компании, неизбежно становится частью коллектива. Могут возникать сложности с доверием и давление со стороны руководства.

Сейчас рынок корпоративной психологии охватывает не более 10% от общего числа компаний. Причем в малом бизнесе этот показатель и того меньше – около 2–3%. Тем не менее ситуация, хотя и медленно, меняется к лучшему. В частности, благодаря молодому поколению. За последние 13 лет доля тех, кто обращался за профессиональной помощью, удвоилась – с 6% в 2009-м до 12% в 2022-м. Во многом на это повлияли сами компании, начавшие постепенно внедрять практику общения с психологами.
Работодатели признаются: это сложно, долго и дорого. Однако результат оправдывает ожидания. Особенно в период социально-экономической нестабильности.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».