22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Мода на цифру: как российские зумеры относятся к деньгам
деньги Общество Поколение Z

Мода на цифру: как российские зумеры относятся к деньгам

Стремление к легкому заработку, любовь к технологиям, цифровым инструментам и инвестициям – вот что отличает российских зумеров. При этом у молодых людей есть проблемы с интерпретацией финансовой информации, отмечают эксперты. С другой стороны, вопреки расхожему мнению о легкомыслии поколения Z, большая часть его представителей стараются копить, причем в большинстве случаев они копят на свое жилье. В противоречиях финансового поведения зумеров разбирался «Профиль».

©Shutterstock / FOTODOM

Инвестиции без концепции

Принято считать, что молодые люди хорошо разбираются в вопросах финансов и быстро осваивают все новые инструменты. «Могу привести пример из жизни: полтора года назад я подарил сестре $100 в биткоине на ее 18-летие. Через 2 месяца она спросила меня, как купить еще. Через 4 спросила, как купить Ethereum, а потом – как инвестировать в акции во время IPO. Я в 18 лет спрашивал у родителей, как сдать бутылки из-под молока. Появилось так много информации и простых инструментов, что финансовая грамотность нового поколения взлетела до небес», – рассказывает CEO waka (мини-приложение для знакомств, созданное с прицелом на поколение Z) Дмитрий Левковец.

К финансам зумеры относятся заметно проще, чем поколение их родителей, дополняет директор по маркетингу RBK.money Наталья Сергиенко. По ее словам, молодые люди ориентированы на быстрый доход, внимательно относятся к кешбэкам, бонусам, баллам, скидкам и акциям, любят новые технологии и строят финансовые планы максимум на полгода-год вперед.

«Часто люди 18–25 лет обращают внимание на активы, связанные с цифрой, – популярны криптовалюты, различные виртуальные копилки, простые инвестсчета. Вложения в акции, облигации и другие финансовые инструменты молодых людей тоже интересуют, но это не самая массовая история, потому что в процесс нужно глубоко погружаться. Чаще этим пользуются люди от 25 лет и старше», – комментирует Сергиенко.

Казалось бы, говорит декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве Екатерина Безсмертная, у зумеров при прочих равных больше оснований для того, чтобы считать себя более финансово дисциплинированными и грамотными.

«Однако результаты исследования НАФИ, проведенного в 2020 году, показали, что наиболее финансово грамотными являются люди в возрасте 35–40 лет с высшим образованием. А студенты обладают низким уровнем финансовой грамотности, но при этом склонны его переоценивать. При этом серьезной проблемой является большой разрыв между цифровой и финансовой грамотностью (он наиболее высок именно для людей в возрасте от 18 до 22 лет). Цифровая грамотность позволяет легко пользоваться финансовыми приложениями и быстро отыскивать в сети необходимую информацию, но при этом низкий уровень финансовой грамотности не позволяет правильно ее интерпретировать», – комментирует эксперт.

Выходной по средам и рабочий день с 11 утра: как поколение Z изменит рынок труда

О некоторых проблемах с финансовой грамотностью и планированием свидетельствует также статистика НБКИ. Дело в том, что, по данным на август 2020-го, на фоне ужесточения требований банков к заемщикам доля клиентов микрофинансовых организаций младше 30 лет достигла 31,4% – это максимальный показатель среди всех возрастных групп. В октябре он достиг уже 34%.

Среди молодежи, продолжает Безсмертная, сейчас достаточно популярна тема инвестирования: зумеры активно обсуждают брокерские комиссии, достоинства торговых приложений и персональные успехи в данной области. По данным на конец III квартала 2020 года, около 25% инвесторов на Московской бирже – граждане в возрасте от 20 до 30 лет.

Ирина Андриевская считает, что у нового поколения нет концепции инвестирования. Они больше воспринимают процесс как игру, вкладывают немного и не боятся потерять. При этом молодые люди не могут ответить однозначно, зачем им нужен брокерский счет и почему они купили ценные бумаги какой-либо фирмы. Много счетов потом забрасывается. Молодежь выходит на рынок, потому что видит тренд и возможность быстрого легкого заработка, рассказывает она.

Ради кроссовок

К своим доходам зумеры относятся очень ответственно, считает, в свою очередь, управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель. Сейчас многие студенты совмещают учебу и работу, а также используют возможности летних подработок.

Он приводит следующие результаты майского опроса: 48% зумеров устраиваются на летние подработки ради покупки одежды и обуви, 30% хотят приобрести гаджет, 28% планируют оплатить обучение или путешествие.

«Зумеры придерживаются мнения, что сбережения могут помочь комфортнее жить в будущем, и стараются избегать непредвиденных расходов. Тем не менее поколение Z старается не ограничивать себя в простых удовольствиях и развлечениях, стараясь сохранять баланс в отношении личных финансов. Расходы у молодых людей в среднем ниже по сравнению с другими поколениями: они еще не обременены собственными детьми или ипотечной недвижимостью», – утверждает Артем Кумпель.

Квартирный вопрос

Впрочем, более старшие представители поколения Z постепенно выходят на рынок ипотечной недвижимости. «Молодые люди возраста около 25 лет покупают свои первые квартиры, если говорить о столичном регионе, в спальных районах столицы, в Новой Москве или Подмосковье. Это студии или небольшие однокомнатные квартиры с возможностью эргономично использовать пространство. У нас доля зумеров среди ипотечных покупателей жилья достигает 7%. При этом стоимость приобретаемой ими недвижимости колеблется от 4 до 5 млн руб.», – комментирует замдиректора по продажам ГК «Гранель» Сергей Нюхалов.

По его словам, главный критерий для них – транспортная доступность. Поэтому зумеры, которые отказываются от покупки автомобиля, выбирают ЖК рядом с метро или станциями МЦК и МЦД.

Вопреки расхожему мнению о легкомысленном отношении молодых людей к деньгам, 67% зумеров стараются откладывать средства регулярно или от случая к случаю. Таковы результаты опроса Сбербанка. При этом чаще всего (44%) они копят именно на собственную квартиру.

Современная молодежь начинает задумываться о практических аспектах жизни раньше, чем предыдущие поколения, считает директор по продуктам платформы Online-Ipoteka Дмитрий Питецкий.

«По нашим прогнозам, возрастная структура ипотечного портфеля уже в ближайшие годы изменится в пользу более молодых заемщиков. Если сейчас возрастной костяк составляют представители позднего поколения X и ранние Y, то, судя по нашим данным, в перспективе 3–5 лет наибольшую активность на ипотечном рынке будут проявлять поздние миллениалы и представители поколения Z, которые только начинают задумываться об ипотеке. Тем не менее уже сейчас среди тех, кто начал рассматривать варианты с ипотекой, 18–24-летние составляют 7%, и это достаточно высокий показатель», – резюмировал Питецкий.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".