Новая пандемия: чем грозит миру распространение обезьяньей оспы
Информация носит ознакомительный характер, необходимо проконсультироваться со специалистом/врачом
Коронавирус уже не в тренде: с середины мая планету захватывает обезьянья оспа. Тревогу, которую вызывает у общественности растущее число заболевших, легко объяснить. Однако это не первая вспышка редкого африканского вируса, и в предыдущих случаях масштабной эпидемии удалось избежать. Одно «но»: пока неясно, успел ли вирус с тех пор мутировать и стать опаснее для человека. Что следует знать о новой болезни – в разборе «Профиля».
- Что такое обезьянья оспа?
- Как она передается?
- Сколько сейчас заболевших в мире?
- Какова реальная опасность болезни?
- Ждать ли новых локдаунов?
- Можно ли привиться от обезьяньей оспы?
Что такое обезьянья оспа?
Вирус оспы обезьян происходит из тропической Африки. Его название не совсем точно: в природе вирус обитает преимущественно в популяциях африканских грызунов, но ученые впервые обнаружили его у обезьян – это случилось в 1958 году. Спустя 12 лет выяснилось, что инфекция передается от животных к человеку: первый случай заболевания зарегистрировали в Демократической Республике Конго.
Течение болезни можно разделить на три этапа. Инкубационный бессимптомный период длится сравнительно долго: от 5 до 21 дня. Затем проявляется букет симптомов, характерных для гриппа: температура, мышечные и головные боли, усталость. На третьем этапе начинается кожная сыпь: пятна на поверхности тела постепенно превращаются в болезненные волдыри с жидкостью (пустулы). В течение двух-трех недель они засыхают, покрываются корочкой и отпадают. Важный симптом, по которому можно отличить обезьянью оспу от других кожных высыпаний, – воспаление лимфоузлов.
В целом болезнь протекает легче, чем натуральная (черная) оспа. Но если на ее фоне в организм попадет еще одна инфекция, возможны осложнения: пневмония, сепсис, энцефалит и потеря зрения, вызванная поражением роговицы. Известно как минимум об одном долгосрочном последствии обезьяньей оспы: в местах, где на коже выступили волдыри, на всю жизнь останутся шрамы.
Как она передается?
Согласно разъяснениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), оспа обезьян передается контактным путем: необходимо взаимодействие с биологическими жидкостями больного (в первую очередь – с жидкостью из пустул). Также заражение возможно при контакте с предметами, на которые попали эти жидкости.
Таким образом, эта болезнь не настолько заразна, как натуральная оспа или тот же коронавирус, легко передающиеся воздушно-капельным путем. Для оспы обезьян такой путь не исключается, однако нужно длительное и тесное общение с заболевшим. Индекс репродукции R0 (количество человек, которое заражает каждый заболевший) у этого вируса равен 0,83–2. Для сравнения: у первого, уханьского варианта коронавируса, R0 оценивался от 2 до 5, у штамма «дельта» – до 7, у «омикрона» – до 10.
Кстати, самыми активными распространителями (суперспредерами) обезьяньей оспы выступает одна конкретная группа граждан. «Вирус в настоящее время распространяется через людей, связанных между собой главным образом на почве сексуальной активности, в частности – среди мужчин, практикующих секс с мужчинами. Многие – но не все – инфицированные сообщали о беспорядочных и/или многочисленных сексуальных связях, в некоторых случаях – в контексте крупных мероприятий и вечеринок», – сообщил 31 мая глава Европейского бюро ВОЗ Ханс Клюге.
Сколько сейчас заболевших в мире?
Пресечь расползание вируса по Европе не удалось. Первый заболевший был обнаружен в начале мая в Великобритании – им стал мужчина, недавно вернувшийся из Нигерии. Его и всех контактных лиц изолировали, и 16 мая ВОЗ рапортовала, что риск дальнейшего распространения вируса минимален. И все же это произошло. К 22 мая было подтверждено 92 случая заражения в 12 странах, к 31 мая – 550 случаев в 30 странах. ВОЗ отреагировала созывом экстренной встречи экспертов-эпидемиологов.
По данным Роспотребнадзора на 1 июня, в России вируса обезьяньей оспы нет. Еще 19 мая ведомство усилило контроль на границе, а 1 июня отправило в регионы тест-системы для выявления заболевания (запаса хватит на проведение 100 тыс. ПЦР-тестов). В целом Роспотребнадзор оценивает риск проникновения вируса в страну как низкий: сыграло на руку то, что авиасообщения с Европой у России сейчас практически нет. Впрочем, ковид наглядно показал, что и через полузакрытые границы вирус благополучно просачивается.
Какова реальная опасность болезни?
Летальность оспы обезьян зависит от циркулирующего штамма. Различают две разновидности вируса: центральноафриканскую (вероятность смертельного исхода – до 11%) и западноафриканскую (3%). Сейчас в Европу проник западноафриканский штамм. Конечно, это не сравнить с летальностью черной оспы (до 40%, в отдельных населенных пунктах – до 90%), но и 3% по меркам XXI века – это много. Для сравнения: от ковида официально умерли 6,3 млн человек в мире из 534 млн заболевших – чуть более 1% (реальный процент ниже, поскольку многие переболели бессимптомно, не засветившись в статистике). К тому же есть группы риска – маленькие дети, пожилые люди, пациенты с ослабленным иммунитетом, – для которых оспа обезьян несет наибольшую угрозу.
В целом вирус хорошо изучен благодаря тому, что в африканских странах его вспышки происходят почти безостановочно. Так, с начала этого года по 8 мая в ДР Конго было зафиксировано более 1200 заболевших, 58 из них скончались. 30 мая первая за год смерть случилась в Нигерии: жертвой болезни стал мужчина, принимавший препараты-иммунодепрессанты.
При этом за пределы Африки оспа обезьян, как правило, не просачивается. Исключения редки. В 2003 году произошла вспышка в американском штате Техас: источником заражения 47 человек стала партия ввезенных из Африки грызунов. В 2018 году единичные случаи фиксировались в США и Великобритании, в 2021-м – в США. Обычно их можно было связать с предшествовавшей поездкой заболевшего в Африку.
Ждать ли новых локдаунов?
Новизна нынешней ситуации как раз в том, что вирус быстро распространяется среди тех, кто в Африку не ездил. «Мы пока не знаем, сможем ли полностью сдержать его распространение», – признался 31 мая Ханс Клюге. Он отметил, что летом на фоне отмены коронавирусных ограничений потенциал распространения обезьяньей оспы на массовых мероприятиях особенно высок.
Вирусы апокалипсиса: возможно ли спасти человечество от инфекционных болезней
Тем не менее общенациональные локдауны, по мнению Клюге, не нужны. Все дело в механике распространения болезни: заражение через передачу жидкостей подразумевает, что люди становятся опасны, только когда у них самих проявились симптомы. Такие эпидемии гасят по отработанной схеме: заболевших отправляют на карантин, а их контакты тщательно расследуют. Вот и сейчас такую схему предложили реализовать ВОЗ и сообщество британских врачей.
Российские эпидемиолологи в целом согласны с зарубежными коллегами: предпосылок для массовой эпидемии в стране нет. Однако директор института эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Александр Гинцбург предупредил, что, возможно, мы столкнулись с мутировавшим, более патогенным вирусом. «Это будет уже в эпидемиологическом и клиническом плане очень опасно», – заметил он.
Можно ли привиться от обезьяньей оспы?
В мире зарегистрирована только одна вакцина против этой болезни: препарат MVA-BN – Jynneos датской фармацевтической компании Bavarian Nordic. 24 мая стало известно, что к разработкам аналогичной вакцины приступила компания Moderna. В целом создание таких вакцин – выполнимая задача для современной медицины, просто раньше в ней не было экономического смысла ввиду редкости заболевания.
Тем более что для борьбы с оспой обезьян подойдет и вакцина от натуральной оспы – по данным исследований, она обеспечивает нужный эффект в 85% случаев. Проблема в том, что вакцинация от оспы не проводится в мире с 1980 года, когда ВОЗ признала эту болезнь побежденной. Считать ли защищенными от обезьяньей оспы тех, кто родился до 1980 года и получил в детстве соответствующую прививку, вопрос дискуссионный. Согласно некоторым исследованиям, «срок годности» противооспенных антител не превышает пяти лет. Другие ученые указывают, что клеточная память распознает вирус, попавший в организм даже спустя десятилетия после вакцинации. Но процент популяции, у которого клеточные механизмы защиты сработают безотказно, измерить невозможно: для этого нужно фактически запустить в организме процесс болезни.
Так или иначе, судя по статистике заболеваемости обезьяньей оспой в Африке, средний возраст зараженных растет. То есть старшее поколение, когда-то привитое от натуральной оспы, со временем становится уязвимее.
При этом прогресс не стоит на месте: разработки вакцин от натуральной оспы с 1980 года не прекращались (они нужны на случай воскрешения вируса из вечной мерзлоты или биологического терроризма). Помимо вакцин старого образца с живым вирусом, сегодня есть более щадящие для организма «убитые» и рекомбинантные вакцины (из российских – «ОспаВир» от НПО «Микроген» и проходящая испытания VAC delta 6 от новосибирского центра «Вектор»).
В конце мая в США, Франции и Дании официально стартовала вакцинация от обезьяньей оспы: пока прививают только узкий круг лиц, контактировавших с зараженным. Благодаря длительному инкубационному периоду в этом есть смысл: процесс выработки антител запустится в организме раньше, чем успеют «созреть» симптомы. О всеобщей вакцинации речи пока не идет: в России подобный сценарий отвергла глава Роспотребнадзора Анна Попова, за рубежом – глава секретариата по борьбе с оспой программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям Розамунд Льюис.
Однако ситуация может измениться, отметила Льюис. «Мы обеспокоены тем, что население мира не имеет иммунитета к ортопоксвирусам с момента окончания ликвидации оспы и что вирус может попытаться использовать нишу и легче распространяться между людьми. Но у нас пока нет ответов на этот вопрос», – заявила она.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".