24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. За рулем и очень опасен
Общество

За рулем и очень опасен

Кабмин РФ внес в Госдуму проект постановления, призванного устранить пробелы в законодательстве и создать условия для повышения безопасности дорожного движения. Согласно новой норме, за неоднократное совершение одного или нескольких недопустимых действий подряд водителям выпишут штраф в размере 5000 рублей. Одни эксперты полагают, что теперь за автомобилистами начнут охотиться «скрытые патрули». По мнению других, выявлением злостных нарушителей займется «умная система видеонаблюдения».

«Также обсудим сегодня изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые устанавливают ответственность за опасное вождение. Решения такие были приняты. Мы скорректировали в мае этого года правила дорожного движения, ввели запрет на опасное вождение, а теперь вводится административная ответственность за это нарушение в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей», — сообщил на заседании правительства 16 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев.

В июне в правилах дорожного движения появился новый пункт (2.7), согласно которому опасным вождением считается «неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий», которые повлекли за собой развитие угрожающей ситуации на дороге. По новым правилам, к опасным действиям относятся отказ уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимуществом, перестроение при интенсивном движении, если все полосы заняты, кроме поворота налево-направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала, резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП, а также препятствование обгону.

«Опасное вождение характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совокупности перечисленных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени. В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации», — так описывается термин «опасное вождение» в распоряжении правительства, опубликованном на сайте кабинета министров.

По действующему законодательству, если один участник дорожного движения не уступил дорогу другому транспортному средству, которое пользуется преимуществом, штраф составляет 500 рублей, а те водители, которым захотелось перестроиться при интенсивном потоке движения, оплачивают штраф в размере 1500 рублей.

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников считает законопроект недоработанным. «Тут возникает очень много вопросов. У нас в ПДД написано, что каждый водитель сам для себя определяет безопасное расстояние, исходя из дорожных условий, своего опыта, состояния машины. Один водитель установит для себя расстояние 100 метров, другой установит 3 метра. Как в таком случае понимать эту норму, если и то, и другое согласно ПДД будет законно? Что такое однократное и неоднократное перестроение, и как трактовать «признак неоднократности»? Например, в юридической практике неоднократностью считается три и более раз. На каком участке дороги и кто будет фиксировать все эти нарушения? Будут ли они отслеживаться техническими средствами, или любой инспектор без объяснения причины сможет на свое усмотрение устанавливать, как вел себя водитель — агрессивно или нет? Все пункты, перечисленные в законопроекте, не являются предметом административного правонарушения. Мало ли какие причины у меня возникли для того, чтобы перестроиться. Как будет зафиксирована причина, по которой я резко затормозил, и кто сможет доказать, что я сделал это незаконно? Все эти пункты не параметрируемы и не могут быть зафиксированы техническими средствами контроля. В законопроекте на прописано самое главное — на основании чего и как это будет фиксироваться», — отметил эксперт. По мнению Свешникова, норма лишний раз позволит правоохранителям выдавать свое субъективное мнение за единственно верное. Таким образом, у недобросовестных инспекторов ГИБДД появится лишняя коррупционная возможность, поскольку в нынешних реалиях в ходе разбирательства суды занимают сторону полицейских и считают, что слова госинспектора являются безапелляционным доказательством вины водителя.

По мнению эксперта, единственным пунктом, который необходимо включить в понятие агрессивной езды, является превышение максимальной скорости, которая, по его мнению, действительно, может привести к ДТП. «Я читаю, что когда государство принимает репрессивные меры в сфере ПДД, для этого должны быть какие-то основания. Единственным основанием является статистика ДТП. Такой статистики нет.», — отметил Свешников. Помимо этого, эксперт считает, что основанием для введения этой статьи является единичный случай — гонки «мажоров» на Geländewagen. В беседе с «Профилем» он подчеркнул, что истинной причиной аварий на дорогах является не агрессивная езда, а скудный опыт вождения у начинающих водителей.

Руководитель юридического отдела МООП Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов подобно Свешникову считает, что положения законопроекта несут в себе существенные внутренние противоречия, которые впоследствии введут участников дорожного движения в заблуждение. «Я думаю, что вместе с появлением закона должны быть разработаны и новые способы контроля. Уже с прошлого года появилась информация о том, что по Москве дежурит скрытое патрулирование. Раньше оно было предусмотрено административным регламентом по приказу МВД, однако о том, что оно будет применяться, стало известно совсем недавно. Для отслеживания агрессивных водителей, помимо сведений от таких патрулей, правоохранители могут начать еще и принимать от граждан обращения с видеозаписями, где будет фиксироваться машина правонарушителя во время запрещенного маневра. Я думаю, что в качестве доказательной базы, согласно кодексу об административных правонарушениях, все будет работать в комплексе: видеозаписи, аудиозаписи, фотографии, послесвидетельские показания. Перед тем как принять этот законопроект, надо внести в него некоторые правки. В первую очередь, необходимо изменить положение за двойное правоонарушение. К примеру, когда человек трогается с места и сразу совершает несколько правонарушений, его не нужно привлекать к ответственности по всем пунктам. Его нужно осудить лишь за самое весомое нарушение, где предписана самая большая мера наказания. Правильно будет привлекать человека лишь по одной статье, а не по тем, которые включают в себя другие правонарушения, чтобы исключить двойное наказание», — поделился своей идеей Ахметжанов. Единственной положительной стороной, по мнению юриста, является ситуация, при которой водитель совершает массу нарушений на общую сумму порядка 7000 рублей, а вместе этого получает единый штраф единый в размере 5000 рублей, поскольку все его правонарушения попадают под данную статью.

Директор Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения Андрей Погребняк, как и остальные эксперты, отмечает, что для введения закона в практику необходима его детальная доработка. Эксперт считает, что и программное обеспечение в настоящий момент не приспособлено к тому, чтобы отслеживать правонарушения. «На сегодняшний день эта норма точно не сможет быть администрирована камерами, и никто не будет присылать штрафы за эти нарушения. У нас сначала формируются нормативные документы, которые только потом начинают превращаться в некое администрирование. Пока еще до штрафов за опасное вождение, как мне кажется, очень далеко».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».