От перенаселения к вымиранию: что грозит человечеству в обозримом будущем
До конца XXI века численность населения Земли вырастет еще на три миллиарда человека, а затем стабилизируется, гласит прогноз ООН. Качнется ли потом маятник в обратную сторону, грозя человечеству постепенным исчезновением? И к чему приведет неравномерность регионального развития? Сейчас страны, столкнувшиеся с убылью населения, резонно опасаются миграционных волн из Африки – единственного континента, где в ближайшие полвека продолжится его бурный рост. Впрочем, и африканский сценарий может сложиться иначе. Факторы ухудшения экологической обстановки и развития новых технологий не учитываются в демографических проекциях. По мнению экспертов «Профиля», это делает наше будущее крайне непредсказуемым.
- Где будет расти население
- Повторит ли Африка успех азиатских стран
- Существует ли глобальная угроза перенаселения
- Достигнув пика, население Земли начнет сокращаться
- Почему прогнозы демографов могут не сбыться
Где будет расти население
Сейчас население мира составляет немногим больше 7,9 млрд человек, к 2100 году этот показатель, согласно ООН, увеличится до 10,9 миллиардов. Между тем по-настоящему остро стоит вопрос не общей численности, но его распределения по планете.
По состоянию на 2019 год в Азии проживало 60% мировой популяции, в Африке – 17%, в Европе – 10%, в Латинской Америке – 9%, в Северной Америке и Океании – 4%. Это соотношение быстро меняется.
Так, с середины XX века главный демографический бум наблюдался в Азии: ее население увеличилось с 1,4 до 4,6 млрд человек. Свой пик Азия пройдет в 2050-х (5,3 млрд), а затем показатели континента пойдут на убыль. К концу века его доля в мировом населении снизится до 43% (4,7 млрд).
Теперь наступает время Африки. Уже сейчас Черный континент далеко впереди по темпам прироста (+2,4% в год против +0,8% в Азии и Латинской Америке и полной стагнации в Европе). К 2100 году его население вырастет в 3,3 раза, а доля в мире достигнет почти 40%. При этом речь идет о странах южнее Сахары (в Северной Африке рождаемость уже упала ниже уровня воспроизводства). Ожидается, что в десятку крупнейших государств мира войдут Нигерия (733 млн человек к 2100 году), Демократическая Республика Конго (362 млн), Эфиопия (294 млн) и Танзания (286 млн).
Повторит ли Африка успех азиатских стран
Демографический бум в странах Восточной и Юго-Восточной Азии позволил им за два-три поколения превратиться в хайтек-державы с небоскребами и беспилотниками. Эксперты «Профиля» скептически оценивают шансы Африки воспроизвести этот цивилизационный скачок.
Футуролог Евгений Кузнецов указывает на разные стартовые позиции континентов. «Азиатский скачок произошел не на пустом месте, – объясняет он. – Китай и Индия – титаны прошлого, они имели по 40% мирового ВВП от начала нашей эры до XVI века, пока не начался взрывной рост Европы. В этих странах есть древняя производственная культура – ирригация, лесоводство. Это история цивилизационных лидеров, которые на какое-то время споткнулись, а сейчас просто возвращают свой статус».
Китай и Корея добились снижения рождаемости. Но теперь этому не рады
«Страны Юго-Восточной Азии быстро проводили институциональные реформы, – добавляет директор Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко. – И сумели воспользоваться так называемым демографическим дивидендом. Это ситуация, когда доля детей в обществе сокращается, а доля лиц в трудоспособном возрасте растет. За счет этого у страны появляется больше ресурсов, которые благодаря реформам можно направить в правильные сферы – в сельское хозяйство и образование. Так в Азии и происходило. На селе потребность в рабочей силе уменьшалась, и люди переезжали в города, где получали современные профессии и начинали создавать хайтек. Важно, что эти страны стали сразу ориентироваться на выпуск новой технологической продукции».
В Тропической Африке такие реформы не проводятся, отмечает Денисенко. «Жизнь там меняется, но не так быстро и эффективно. Добавьте сюда войны, коррупцию, наследие империализма. Пока Африка выглядит поставщиком мигрантов для соседних регионов», – полагает эксперт.
Особенно тревожно африканский бум рождаемости смотрится из Европы. Предполагается, что до 2100 года население Восточной и Южной Европы сократится на 25–40%. В Литве, Болгарии, Латвии и на Украине уже до 2050 года убыль превысит 20%. При этом коренное население будет все активнее замещаться мигрантами (26 млн человек миграционного притока на 64 млн естественной убыли в 2019–2050 годах).
Профессор-африканист из Дьюкского университета (США) Стивен Смит в нашумевшей книге «Битва за Европу» даже ввел термин «Еврафрика» (Eurafrica). По его мнению, из-за массовой миграции Европа с Африкой фактически сольются в один континент (по аналогии с Евразией). В этом случае систему социального обеспечения в европейских странах ждет крах: она не справится с бесконечным потоком африканцев, переезжающих к осевшим в Европе родственникам. Смит считает, что Евросоюзу нужно сдерживать африканскую миграцию два-три поколения, пока в самой Африке жизнь не наладится настолько, чтобы люди не покидали ее при первой возможности.
«Если ничего не делать, Европа будет просто сметена миграцией из Африки, – констатирует демограф, экс-сотрудник Росстата Алексей Ракша. – Тот наплыв беженцев, который был в 2015 году, покажется цветочками. Понятно, что нужно искать решение, а есть ли оно? Между демографической наукой и реальной политикой существует большая дистанция. Я ни разу не видел, чтобы действия властей публично обосновывались прогнозами ООН на 70–100 лет вперед. Такие прогнозы остаются на уровне рассуждений специалистов и блогеров».
Существует ли глобальная угроза перенаселения
Этим вопросом задавались мыслители еще доиндустриальной эпохи. Так, в знаменитой работе «Опыт закона о народонаселении» (1798) английского экономиста Томаса Мальтуса изложена теория о вредности слишком быстрого роста популяции. Иными словами, лучше меньше, да лучше.
С тех пор мальтузианские взгляды высказываются регулярно. В современной терминологии они называются «устойчивым развитием»: мол, необходимо поддерживать баланс между численностью населения, имеющимися в распоряжении ресурсами и генерируемым загрязнением окружающей среды.
Впервые идея устойчивого развития была сформулирована в докладе Римского клуба «Пределы роста» (1972). Его авторы утверждали, что Земля может прокормить только 8 миллиардов человек, и, если не найти способов стабилизировать численность населения к 2100 году, наступит коллапс цивилизации и массовый голод. В 2004-м прогноз был даже ужесточен: коллапс наступит «еще при жизни нынешнего поколения».
Надо заметить, что Римский клуб имеет неоднозначную репутацию и порой обвиняется чуть ли не в попытках геноцида. Но в более обтекаемом виде его тезисы отражены в принятом ООН списке целей устойчивого развития. Среди них, к примеру, ликвидация нищеты и голода, чистая вода и санитария, качественное образование и медицина… Тот факт, что население быстрее всего увеличивается в 47 наименее развитых странах мира, явно не способствует достижению этих целей.
Так, в 2020 году ООН зафиксировала самый масштабный продовольственный кризис за 15 лет: голодали 811 млн человек, из них 418 млн в Азии и 282 млн в Африке. А доступа к безопасной питьевой воде, по данным организации, не имеют 2,2 млрд человек – к середине века это число может увеличиться в два с половиной раза.
«Принято считать, что история взрывного роста человечества связана с прогрессом в медицине. Но есть и другой фактор – появление дешевой еды, – говорит Евгений Кузнецов. – Это в первую очередь распространение кукурузы и картошки, на пшенице было бы невозможно прокормить столько людей. А также селекция, генетика, удобрения. Несколько веков производительность сельского хозяйства росла. Но сейчас мы действительно подошли к моменту, когда дефицит ресурсов превращается в ограничитель. Например, Африке придется развиваться без угольных электростанций – все идет к тому, что их строительство запретят из-за климатических изменений. Достичь того же уровня жизни новому миллиарду человек будет объективно тяжело».
«С голодом можно справиться, – уверен Алексей Ракша. – Сейчас главная проблема – экологическая. Если возобновляемые источники энергии хотя бы постепенно внедряются, то что делать с мусором? Население в бедных странах растет, оно привыкло мусорить. Трудно приучить людей сортировать свои отходы, должны пройти десятилетия. Мало того, что увеличивается население, еще и растет уровень потребления в многонаселенных Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии. Нужно понять, как повышать благосостояние этих стран и при этом отказаться от старых экологических привычек – хищнического рыболовства, вырубки лесов и так далее. Вопрос в инвестициях, политической воле и готовности людей корректировать свои привычки».
Достигнув пика, население Земли начнет сокращаться
В 2004 году ООН выпустила свой самый долгосрочный прогноз, заключив, что между 2100 и 2300 годами человечество вымрет наполовину – до 5,11 млрд человек. Но есть альтернативные источники прогнозов, которые рисуют более суровое демографическое будущее.
Группа австрийских научных организаций (IIASA, VID/ÖAW, WU) в 2014 году выпустила доклад, согласно которому максимум численности населения будет пройден в 2070 году (9,4 млрд), а к 2100-му оно снизится до 9 миллиардов.
Кривая цивилизации: как меняются глобальные демографические тренды
Исследователи из Института показателей и оценки здоровья (IHME, Вашингтон) опубликовали свои расчеты в медицинском журнале Lancet в 2020 году. Они считают, что максимальное количество людей на Земле будет жить в 2064 году (9,73 млрд), а к 2100-му популяция сократится до 8,79 млрд. Если же цели устойчивого развития ООН будут благополучно выполнены, то это «срежет» еще два миллиарда человек (6,29–6,88 млрд в конце XXI века).
Аналитики Deutsche Bank в докладе 2013 года предположили, что пик роста населения придется на 2055 год (8,7 млрд), а к концу века на планете будут жить 8 млрд человек.
Наконец, по версии Римского клуба, выдвинутой в 2012 году, убыль населения начнется в начале 2040-х с отметки 8,1 млрд человек.
В чем специфика этих прогнозов?
«Прогноз ООН целиком основан на теории демографического перехода, он оперирует базовыми факторами рождаемости и смертности, не учитывая привходящие обстоятельства, – объясняет Михаил Денисенко. – Авторы других прогнозов с этим подходом не согласны. Например, они обращают внимание на рост образованности людей в развивающихся странах, считая, что из-за него рождаемость в них будет падать быстрее. Это справедливое соображение. Однако факторы образования, социального развития труднопрогнозируемы. Мы не знаем, какая будет дифференциация в мире через 50 лет. Какое образование будут считать высшим? Не исключено, что связь этого фактора с рождаемостью изменится».
Из альтернативных прогнозов следует, что рост населения в Африке упрется в разнообразные внутренние ограничители. Например, в ускоренную урбанизацию: заселяя огромные мегаполисы, жители Черного континента будут все дальше отходить от устоев традиционного общества, а ограниченность пространства не позволит заводить большие семьи. Свою роль сыграет доступность интернета: из него африканская молодежь почерпнет сведения о контрацепции и планировании семьи. IHME оценивает население Тропической Африки в 2100 году в 3,1 млрд человек, IIASA – в 2,6 млрд человек (в прогнозе ООН эта цифра составляет 3,8 млрд). Конкретно в Нигерии, по расчетам IIASA, будут жить 576 млн человек (по версии ООН – 733 миллиона).
Почему прогнозы демографов могут не сбыться
Любые из этих цифр могут оказаться далеки от истины, признает Евгений Кузнецов. По его словам, за предстоящие десятилетия новые технологии могут изменить нашу жизнь до неузнаваемости.
«Возьмем фактор автоматизации труда, – говорит он. – Все больше задач перекладывается на роботов, все меньше потребность в рабочих руках. До сих пор для мигрантов находилась работа в Европе и Северной Америке, но вскоре устроиться им будет трудно. Обратите внимание: большинство мигрантов на российских улицах – курьеры и таксисты. Это как раз те профессии, которые подвергнутся автоматизации на горизонте пяти лет. Строительная отрасль консервативнее, но и сюда прогресс дойдет в течение 10–15 лет. Да и в принципе молодежи стало сложнее найти работу, поэтому она откладывает рождение детей. Возможно, уже нынешнее поколение молодых африканцев перейдет к малодетным семьям. В Европе демографический переход занял 100 лет, в Китае – 50, Африка может пройти его за 15–20».
Перспектива численного угасания ставит человечество перед судьбоносным выбором, считает Кузнецов. «С точки зрения эволюции, если что-то росло, а потом начинает падать, это плохой симптом, – объясняет эксперт. – Такой вид деградирует, вырождается и передает эстафету роста чему-то другому. Поэтому сокращать численность населения – неправильная цель. Вопрос стоит иначе: где найти ресурсы для продолжения роста. Ответ – в космосе. Еще Циолковский говорил, что человечество не сможет вечно жить в своей колыбели. Мы достигли границ роста на этой планете. 500 лет назад Европа из мирового захолустья превратилась в доминирующую силу благодаря тому, что научилась плавать по океанам. Без прорывов в новые масштабы – тогда это были континенты, а сейчас другие миры – выжить не получится».
В демографических проекциях нужно исходить из стоящих перед обществом макрозадач, уверен футуролог: «Воспроизводство вида – самая древняя биологическая программа. На нее воздействуют только два фактора – состояние ландшафта и ресурсов. Если территории и питания становится больше, число любых живых существ растет. Ландшафт съежился, еды не хватает – популяция схлопывается. Это работает от микробов и до людей».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".