Платная дорога к знаниям: насколько подорожает обучение в вузах и колледжах
В той или иной форме платное обучение всегда существовало в системе отечественного образования. Сегодня на этом рынке предлагают услуги не только частные, но и государственные учебные заведения. Насколько знания были доступны населению в прошлом, и какую цену за них приходится платить сегодня?
Опыт двух империй
Перед Первой мировой войной в Российской империи насчитывалось 134 высших учебных заведения: 65 казенных (гражданских и военных) и 69 частных. Обучение в гражданских вузах в большинстве случаев было платным. Цены, что называется, не кусались: год учебы в среднем обходился в 100 руб. При этом неимущие студенты не только освобождались от платы, но даже получали стипендию.
Среднее образование также стоило денег. В столичных гимназиях, среди которых были и государственные, и частные, стоимость года учебы могла составлять 50 руб., в регионах – существенно меньше (например, в Сибири – всего 10–20 руб.). В прогимназиях и реальных училищах плата за обучение была примерно на том же уровне.
Когда начались проблемы в отечественном образовании, и почему не получается их решить
Примечательно, что бизнес в то время нес социальную ответственность. Успешные купцы и промышленники строили за свой счет гимназии и реальные училища и выделяли квоты, чтобы одаренные дети из бедных семей учились бесплатно.
После революции, в середине 1920-х, на фоне дефицита госбюджета советское правительство ввело плату за обучение в школах, техникумах и вузах. С 1927 года на платной основе работали вузы (за исключением рабфаков) и техникумы (за исключением педагогических). Одновременно появились многочисленные категории льготников: бесплатно могли учиться дети из семей красноармейцев и инвалидов, круглые сироты и т. д.
В 1940 году было принято постановление Совета народных комиссаров СССР № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка начисления стипендий». Цены установили следующие: 150–200 руб. в год за учебу в 8–10-х классах и 300–500 руб. – за год обучения в вузах. Постановление действовало до 1956 года.
В 1958-м был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью», согласно которому старшеклассников обязали два дня в неделю работать на заводе или в колхозе. Зарплату они не получали – сэкономленные деньги и произведенная продукция шли на компенсацию госрасходов на среднее образование. Закон действовал вплоть до 1966 года.
Кроме того, в СССР существовала система распределения выпускников вузов. Молодые специалисты были обязаны отработать не менее трех лет там, куда их направили. Механизм гарантировал трудоустройство, но не достойную зарплату. Поэтому его, думается, можно отнести к скрытой форме оплаты за среднее техническое и высшее образование.
Ставка на хозрасчет
Перестройка, инициированная весной 1985 года генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым, затронула и отечественную высшую школу, в которую попытались ввести элементы хозрасчета. В конце 1986-го создали рабочую группу, которая разработала пакет из 16 нормативных правовых актов для проведения реформы. Некоторое время спустя были утверждены «Основные положения хозяйственного механизма в народном образовании».
В 1991 году в законе РСФСР «Об образовании» появилась новая статья – «Платные образовательные услуги». Она, во-первых, разрешила учебным заведениям такие услуги оказывать, во-вторых, разъяснила, что к ним относится (например, «преподавание отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленное изучение предметов»).
Анатолий Торкунов: "Мы должны задавать тренды, а не только следовать ожиданиям"
Таким образом, первые шаги к коммерциализации высшего образования в России были сделаны на закате советской империи. Пионерами на рынке платного образования стали государственные вузы и школы, но вскоре в конкуренцию вступили частные учреждения. Такая возможность для них появилась с принятием летом 1992 года нового закона «Об образовании».
Было введено понятие платных образовательных услуг, право оказывать которые получили негосударственные учреждения системы высшей и средней школы. Во многом благодаря этому в 1990-е и в первой половине нулевых годов в России произошел более чем двукратный рост количества вузов. В 1992-м их насчитывалось 535, в 1998-м – 914, а в 2006 году – 1300. Столь же стремительно менялась и пропорция студентов-бюджетников и «платников». В 1995 году она составляла 90% к 10%, в 2000-м – уже 50% на 50%, а шесть лет спустя – 44% к 56%.
В настоящее время динамика развития отечественной высшей школы противоречивая. В 2020 году в связи с пандемией COVID-19 власти увеличили количество бюджетных мест до 64%, потом маятник качнулся назад. Однако, согласно статистике профильных ведомств – Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения (курирует педагогические вузы), политика реализуется с учетом запросов рынка труда. Например, в 2022/2023 учебном году был увеличен набор студентов на востребованные в экономике научно-технические специальности, а также в медицинские и педагогические вузы, на ИТ-направления. Частично это было сделано за счет других факультетов (гуманитарных, юридических и социальных). В результате на 6,5 млн абитуриентов пришлось приблизительно 588 тыс. бюджетных мест против 576,4 тыс. годом ранее.
Репутация или прибыль
Нельзя сказать, что платное высшее образование доступно всем желающим. Требования к уровню подготовки объективно существуют. Вот подтверждение: средний балл ЕГЭ, необходимый выпускникам лицеев и школ для зачисления на бюджетные места, летом прошлого года составлял 70,3, а для приема в вуз на платной основе – 65,5.
Здесь все понятно: высшие учебные заведения дорожат своей репутацией, а значит, способности и знания бюджетников и «платников» не должны принципиально различаться. Если дипломированные специалисты в силу плохой подготовки в дальнейшем окажутся невостребованными в экономике, то неизбежно пострадает репутация вуза, снизится рейтинг, и он уступит конкурентам свою долю абитуриентов на рынке платного образования.
Возвращение к истокам: что ждет высшую школу России после отказа от Болонской системы
Мониторинг НИУ ВШЭ качества приема в российские вузы за 2022 год показал, что значительное число абитуриентов, которым не хватило бюджетных мест на гуманитарных, юридических и социальных направлениях, поступили на платные отделения или в частные вузы. Расходы ложатся на родителей, но в отдельных случаях юноши и девушки каким-то образом совмещают учебу, причем даже дневную форму, с работой.
Социологические исследования свидетельствуют, что затраты на обучение могут достигать 25% бюджета домохозяйств. Речь идет не только о высшем образовании. Например, детские дошкольные учреждения, как муниципальные, так и частные (если имеют лицензию), за которые приходится платить, – полноправные участники системы образования. Бесплатная средняя школа также предполагает издержки для родителей: дополнительные занятия, услуги группы продленного дня и т. п.
Два года назад эксперты компании «СберСтрахование жизни» провели опрос и выяснили, что 55% россиян готовы тратить на обучение детей больше. При этом 37% респондентов не считают, что инвестиции в образование и развитие детей должны окупаться, поскольку «это вопрос не денег, а человеческого развития». 32% ожидают «дивидендов» в виде морального удовлетворения от успехов детей, и лишь 14% рассчитывают на помощь в старости.
Профинансировать свое обучение выпускник школы может самостоятельно за счет образовательного кредита. Этот инструмент появился в России в 2010 году и долгое время не пользовался особой популярностью из-за высоких процентных ставок. Три года назад условия для юных заемщиков стали более привлекательными: образовательный кредит с господдержкой можно получить под 3% годовых на 15 лет после достижения 14-летнего возраста. Подтверждения дохода, как и наличия поручителей и созаемщиков, не требуется, достаточно письменного согласия родителей, а для сирот – опекуна.
Во время учебы (максимум пять лет) студент выплачивает только проценты по кредиту, а погашать задолженность начинает по истечении девяти месяцев после окончания вуза. Пожалуй, единственный недостаток – нельзя оформить налоговый вычет (до 120 тыс. руб.) в случае, если у студента-заемщика нет доходов, подтвержденных по форме 2-НДФЛ.
Цены начали кусаться
Год от года платное образование в России дорожает. Так, в прошлом году ценник вырос минимум на 3–4%, максимум – на 5%. Нельзя исключать, что в 2023-м абитуриенты столкнутся со значительным повышением цен – до 25% по отдельным направлениям.
Анализ приказов об установлении стоимости обучения на 2023/2024 учебный год (они есть в открытом доступе) показывает, что существенно подорожает учеба на факультетах информационных технологий, экономики, маркетинга и дизайна. Одно из объяснений – учебные заведения хотят компенсировать потери прошлого года, когда индексацию размера оплаты на уровне ниже реальной инфляции установило Минобрнауки.
В частности, в Высшей школе экономики очное обучение по программе бакалавриата «Управление бизнесом» подорожало с 650 тыс. до 770 тыс. руб. в год. На 20–60 тыс. руб. увеличилась оплата учебы будущих студентов по ИТ-специальностям. При этом по ряду направлений, не входящих в список популярных у абитуриентов (математика, физика, география, юриспруденция, политология, журналистика, история), цены не изменились.
Аналогичная картина в регионах. Например, в Уральском федеральном университете стоимость обучения в этом году увеличится на 3,5–9,8%. В зависимости от выбранной специальности она будет составлять 165–299 тыс. руб. за год. Самый значительный рост (на 47 тыс. руб.) – у направлений, связанных с ИТ.
Коль скоро платное образование становится менее доступным, логично ожидать рекордного конкурса на бюджетные места. Это предполагает повышение спроса, а значит, и затрат на услуги репетиторов для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. С высокой долей вероятности увеличится количество школьников, которые уходят в колледжи после 9-го класса на программы профессионалитета.
Но и здесь на востребованных специальностях конкурс на бесплатные места очень высокий, а затраты на обучение в некоторых случаях сопоставимы с затратами на учебу в вузах. Так что при ближайшем рассмотрении дорога к знаниям и дипломам для родителей и студентов сегодня в любом случае платная. И каждый проходит этот путь, исходя из своих материальных возможностей.
Автор – профессор Физического института имени П.Н. Лебедева РАН
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".