- Главная страница
- Статьи
- Подсудимый удаляется из чата: как будут проходить судебные заседания в онлайн-режиме
Подсудимый удаляется из чата: как будут проходить судебные заседания в онлайн-режиме
Минюст РФ предлагает разрешить чаще использовать видеоконференцсвязь при рассмотрении уголовных дел в судах. Онлайн-участие подсудимого будет допустимо не только при рассмотрении дел о терроризме, как сейчас, но и любых других. Дистанционный формат позволит экономить время, считают адвокаты, но предупреждают о «побочном эффекте» – риске снижения гарантий для подсудимых, в частности, на конфиденциальное общение со своим защитником.
- Когда будет допустимо удаленное участие в суде
- Можно ли соблюсти права подсудимых на конфиденциальное общение с адвокатом
- Почему адвокаты против расширения случаев использования ВКС
Дистанционные форматы коммуникации прочно вошли в современную жизнь в последние годы, а пандемия коронавируса этому поспособствовала. Используются онлайн-форматы и в судах, но в ограниченном перечне случаев. В уголовных процессах технически это реализуется через видеоконференцсвязь (ВКС), которая устанавливается между судами либо между судом и следственным изолятором, колонией. Весной 2020 года Верховный суд РФ рассказывал, что для проведения дистанционных судебных заседаний насчитывается более 8 тысяч помещений и залов судебного заседания, оборудованных комплексами ВКС, к этой системе подключены более 90% учреждений федеральной службы исполнения наказаний.
При рассмотрении уголовных дел сейчас суд первой инстанции может использовать ВКС только для допроса свидетеля и потерпевшего. Участие подсудимых через ВКС допускается в «исключительных случаях в целях обеспечения безопасности участников» разбирательства и только по делам террористической направленности, делам о шпионаже и госизмене. Однако при обжаловании уже вынесенного приговора в апелляционной и кассационной инстанции допускается участие осужденного через ВКС по любым составам, если он содержится под стражей.
Применение ВКС при рассмотрении уголовных дел постепенно растет. Суды первой инстанции прибегали к такому способу в 2018 году почти в 98 тыс. дел, в 2019-м – в 106 тыс., а в 2020 году – уже в 125 тыс. дел. В апелляции ВКС использовалась в 132 тыс. дел в 2018 году и в 143,8 тыс. дел в 2020-м, приводит Минюст данные Судебного департамента при Верховном суде РФ.
По мнению министерства, «в условиях развития цифровых технологий и их активного внедрения во все сферы жизни, в том числе в систему предоставления государственных услуг, назрела необходимость расширения возможностей использования технологий удаленного участия в уголовном судопроизводстве».
Когда будет допустимо удаленное участие в суде
Минюст в мае обнародовал законопроект, который снимает большинство существующих ограничений и разрешает участие через ВКС в суде любой инстанции для всех участников уголовного судопроизводства: подсудимого, осужденного, их представителей, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, прокурора, частного обвинителя, говорится в пояснительной записке к проекту. Решение об участии этих лиц в заседаниях через ВКС будет принимать суд по их ходатайству либо по собственной инициативе. Запрещается только дистанционное участие подсудимого в делах, которые рассматривает коллегия присяжных заседателей.
Таким образом, проект допускает вариант, когда в заседании удаленно будут участвовать сразу и подсудимый, и потерпевший, и некоторые свидетели, у которых нет возможности непосредственно явиться в суд.
По проекту, онлайн-присутствие подсудимого может быть согласовано, когда он не может непосредственно явиться в рассматривающий его дело суд, а у самого суда есть техническая возможность выслушать его дистанционно.
Расширяет проект и перечень ситуаций, когда суд может согласовать участие в процессе через ВКС подсудимого, содержащегося под стражей, для «обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства». Сейчас это допускается в ограниченных случаях: по делам террористической направленности. Проект позволяет суду принимать такое решение при рассмотрении уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, то есть в том числе и ряда экономических. Настаивать на удаленном присутствии подсудимого, например, смогут гособвинитель или потерпевшие.
При очном участии человека в судебном заседании суд удостоверяет его личность, проверяя его документы. При использовании ВКС, оговаривает проект, это будут делать судья, его помощник или секретарь судебного заседания в том суде, куда очно явился участник разбирательства. Если же подсудимый находится за решеткой, то удостоверять его личность будут сотрудники администрации места содержания под стражей.
В зале заседания подсудимый и его адвокат имеют шанс обменяться репликами для согласования позиции по делу. В удаленном формате без содействия суда такое взаимодействие невозможно, если подсудимый под стражей. Однако проект оговаривает, что защитнику «обеспечивается возможность беспрепятственного конфиденциального общения с подсудимым, содержащимся под стражей».
Можно ли соблюсти права подсудимых на конфиденциальное общение с адвокатом
В целом юристы поддерживают применение дистанционных форматов взаимодействия в уголовных процессах, когда оно действительно необходимо. Одна из причин – это позволяет сэкономить время и не затягивать процесс, если кто-то не может явиться в суд.
Однако беспокойство у экспертов вызывает вопрос соблюдения прав подсудимых, в частности, на конфиденциальное общение со своим защитником во время перерывов в заседании. «Техническая возможность общения защитника и подзащитного с использованием индивидуальных наушников и микрофонов отсутствует. Кроме того, ведется не только аудиопротокол, но и видеозапись судебного заседания с использованием ВКС. Также в зале судебного заседания находятся иные лица – сотрудники конвойной службы, обеспечивающие охрану и осуществляющие конвоирование подзащитного, секретарь судебного заседания, обеспечивающий техническую поддержку использования видеоконференцсвязи. Поэтому ни о какой конфиденциальности говорить не приходится», – рассуждает адвокат, партнер Criminal Defense Firm Анна Голуб. По ее мнению, этот момент нуждается в дополнительном законодательном внимании.
Это подтверждает и адвокат, советник юрфирмы BGP Litigation Владимир Колесин, но обращает внимание, что у адвоката и его подзащитного есть возможность конфиденциально обсудить все необходимые вопросы во время очного свидания.
При использовании ВКС конфиденциальность может быть реализована двумя способами, перечисляет адвокат. Во-первых, если защитник во время заседания находится в месте нахождения подсудимого. Во-вторых, если при их удаленном общении используется специальное программное обеспечение, предусматривающее возможность общения по закрытым каналам связи, к которым не могут иметь доступ другие участники уголовного судопроизводства. Но представленная редакция проекта таких вариантов не предусматривает.
Почему адвокаты против расширения случаев использования ВКС
Замечания к законопроекту есть и у Федеральной палаты адвокатов (ФПА), которая объединяет всех российских адвокатов. Там поддерживают использование дистанционных форм участия в уголовном судопроизводстве «как прогрессивной, а в ряде случаев – и вынужденной меры», но настаивают, что использовать ВКС можно далеко не всегда.
«Дистанционное участие в судебном заседании подсудимого, содержащегося под стражей, существенно ограничивает его возможности по реализации права на защиту», – объясняет вице-президент ФПА Вадим Клювгант.
В ФПА против предоставления судам права использовать дистанционный формат участия подсудимого из соображений безопасности в любых тяжких и особо тяжких делах. «Какие-либо объективные основания для этого отсутствуют», – полагает Вадим Клювгант. По его мнению, соображения процессуальной экономии и учета пожеланий сторон не могут обусловливать ограничения фундаментальных принципов судопроизводства.
Кроме того, по мнению ФПА, дистанционный формат участия недопустим при совершении ряда судебных действий: при освидетельствовании, осмотре, опознании, следственном эксперименте, а также приобщении к материалам уголовного дела документов, представленных суду. «В этом случае не может быть обеспечено соблюдение принципа непосредственности и состязательности, а достоверность и допустимость хода и результатов таких судебных действий, произведенных с дистанционным участием, будут вызывать обоснованные сомнения», – заявил Вадим Клювгант.
Однако ряд адвокатов полагают, что ждать повсеместного использования ВКС при рассмотрении уголовных дел все же не стоит. «ВКС не может применяться при отсутствии технической возможности ее использования и при рассмотрении уголовного дела судом присяжных», – напоминает Владимир Колесин.
А техническая возможность есть далеко не всегда: не все залы судебных заседаний имеют оборудование для ВКС и даже не все суды. «Не все суды оснащены постоянно функционирующей системой видеоконференцсвязи. В тех же судах, где она успешно используется, могут возникать проблемы с очередностью подключения участников, скоростью передачи цифровых данных. Очень часто происходят сбои в подключении, по этой причине суд вынужден объявлять технические перерывы или откладывать судебное заседание на другой день», – рассказывает Анна Голуб.
Кроме того, подсудимый может заявить ходатайство о намерении участвовать в заседании лично.
В любом случае представленная редакция законопроекта еще не окончательная. Документ представлен для общественного обсуждения и может серьезно трансформироваться как до внесения в Госдуму, так и после – на этапе второго чтения.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".