29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Потехе час: Минцифры разрабатывает меры по поддержке игровой индустрии
видеоигры геймеры компьютерные игры Общество

Потехе час: Минцифры разрабатывает меры по поддержке игровой индустрии

За последние годы количество геймеров в нашей стране увеличилось втрое: регулярно «зависают» в играх около 60% россиян разного возраста. Их затраты на покупку игр, внутриигровые транзакции и оформление абонентских подписок превышают 380 млрд рублей в год. Однако санкции и ограничения платежей от российских пользователей в магазинах цифровой дистрибуции игр (сторах) нанесли индустрии большой ущерб. Поддержать отечественных разработчиков видеоигр планируется на государственном уровне.

Человек за компьютером,компьютерная игра

©Анатолий Жданов/Коммерсантъ/Vostock Photo

Содержание:

В игру вступает государство

В декабре 2022-го правительство объявило о намерении развивать отечественную игровую индустрию. Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры совместно с Минспорта, Минпросвещения и Минэкономразвития проработать меры поддержки отрасли. Регулятор уже работает над программой и «дорожной картой» на ближайшие два-три года. По словам главы Минцифры Максута Шадаева, государственное финансирование выделять не планируется, но игровым студиям будут помогать регуляторными мерами, также обсуждается создание амбициозного федерального проекта «Игровая индустрия будущего».

Как выросла игровая индустрия благодаря пандемии, и к чему это приведет

Замглавы Минцифры Максим Паршин рассказал, что премьер-министр РФ Михаил Мишустин еще в начале июня поручил ведомству создать в России индустриальные центры компетенций для импортозамещения цифровых решений в ключевых отраслях экономики, в том числе игровых проектов. Цель таких центров – объединить заказчиков и разработчиков из числа ведущих компаний.

На сегодняшний день импортозамещение в сфере программного обеспечения (ПО) – стратегическая задача правительства. Одна из главных целей в игровой отрасли – разработка отечественного игрового движка, так как сейчас российские разработчики находятся в зависимости от зарубежных.

Золотое дно

Игровая индустрия имеет большой инвестиционный потенциал. Как показало масштабное исследование рынка, проведенное Организацией развития видеоигровой индустрии в коллаборации с Аналитическим центром НАФИ, с 2018 года число геймеров в России выросло более чем в три раза и достигло 88 млн человек. По оценкам экспертов, годовые траты россиян на игры для различных устройств (смартфон или планшет, ПК и ноутбук, игровая консоль) превышают 383 млрд рублей.

Мировая пандемия сильно «подняла» геймдев (от англ. gamedev, games development – «разработка игр») по сравнению с другими индустриями: люди, вынужденные сидеть на локдауне, активно играли в игры, напоминает руководитель образовательной программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Вячеслав Уточкин. «Весной 2020 года продажи игр на 50 ключевых мировых рынках выросли на 63%. В России во время самоизоляции геймеры потратили на покупку игр почти на две трети больше, чем за тот же период годом ранее», – рассказал он.

По данным аналитических агентств Newzoo и Superdata, специализирующихся на видеоиграх, по итогам 2022 года выручка глобального игрового рынка оценивается в сумму около $200 млрд. Большая его часть (порядка $83 млрд) приходится на мобильные платформы, примерно одинаковую долю занимают сегменты игровых консолей и ПК. А число геймеров во всем мире достигает 3,5 млрд человек.

Однако 2022 год выдался для индустрии тяжелым: экономическая и геополитическая ситуация не способствуют росту. Впервые за 10 лет замечено снижение: показатели 2022-го на 4% ниже, чем в 2021 году, по оценкам Newzoo.

Объем российского рынка раньше не превышал 2% от мирового, а в 2022-м заметно упал в связи с ограничением платежей от русских пользователей в AppStore и Google Play, сложностью с платежами в Steam и EGS.

В связи с санкциями россияне лишились возможности покупки многих продуктов, но желание играть не исчезло, отмечает основатель компании Vengeance Games Константин Сахнов. На практике это означает значительное увеличение стоимости продуктов для российской аудитории, т. к. теперь геймеры вынуждены покупать игры за криптовалюту через Казахстан, страны ЕС.

Геймеры всех стран

Игровая индустрия всегда была глобальной и работала на мировой рынок, а не на локальный. По словам руководителя издательского направления Geeky.House Михаила Свиблова, почти всегда российские разработчики используют иностранные инструменты, среды разработки, движки, редакторы графики и звука. Так, два основных движка Unreal Engine и Unity разрабатываются американскими компаниями, большинство графических редакторов (Adobe Photoshop, Procreate, Spine, 3ds Max) тоже имеют американское происхождение. «Существуют инструменты разработки с русскими корнями, но на сегодняшний день их явно недостаточно, чтобы можно было бы говорить о возможности полного импортозамещения», – считает он.

Как пандемия COVID-19 подняла игровую индустрию

Ограничения на инструменты разработки можно обойти тем или иным образом, но гораздо важнее не потерять аудиторию.

Традиционно основными игровыми рынками являются Китай и США ($50,18 млрд и $47,62 млрд соответственно), Япония и Южная Корея в сумме дают еще $30 млрд, а Европа (Германия, Франция, Великобритания, Италия) – $19,5 млрд. Без доступов к этим рынкам создавать качественные и дорогие игры может оказаться нерентабельно, отмечает Свиблов.

Стоимость разработки и маркетинга одного продукта не может окупиться ни на одном локальном рынке, в том числе в России, согласен Константин Сахнов. До 2022 года Россия была одним из мировых лидеров в области разработки игр: в наши игры играл весь западный мир. Сегодня самый большой игровой рынок в мире – в Китае, но отечественным разработчикам доступ туда пока затруднен, рассказал Сахнов. Существуют отдельные российские игры, запущенные в Китае через местных издателей, однако их комиссии очень высоки.

«Игровая индустрия – это интернациональный бизнес, игры в большинстве своем делаются сразу на весь мир – что раньше, что сейчас, – констатирует Вячеслав Уточкин. – Компании запускают игры сразу на все территории на множестве языков. Поэтому говорить о высоком потенциале коммерческого успеха в случае запуска игры только на российском рынке сложно».

Играют все!

Развитие игровой индустрии – это будущее всего мира, убежден Константин Сахнов: «Игры всё больше забирают роль нового медиа, доносящего смыслы и продвигающего культуру». Еще один важный аргумент в пользу развития геймдева – это большой экспортный потенциал.

Киберспорт стремительно входит в нашу жизнь и уже подвинул с пьедестала популярности футбол, хоккей и баскетбол

Не стоит забывать и о формировании налоговой базы, добавляет Михаил Свиблов. Например, в Финляндии более половины всех налогов платят игровые разработчики. Кроме того, игровая индустрия дает множество квалифицированных рабочих мест: программисты, художники, аниматоры, продюсеры.

Игровая индустрия тесно связана с развитием информационных технологий: опросы показывают, что подавляющее большинство геймеров намерены пройти дополнительное обучение по цифровой грамотности и даже получить высшее или второе высшее образование по специальностям, связанным с IT. По словам Вячеслава Уточкина, программа профессиональной переподготовки, где специалисты из других индустрий учатся на геймдизайнеров, проектных менеджеров, создателей игровых студий, пользуется большой популярностью.

Намерение Минцифры поддержать игровую индустрию воодушевляет, признается Уточкин. Конечно, все зависит от конкретных мер и их реализации. В частности, индустрии очень бы помогли налоговая поддержка, льготные долгосрочные кредиты, расширение возможностей грантовой поддержки государства и субсидирование адаптации игр на отечественные платформы.

Также стоит создать специализированные геймдев-кластеры, в рамках которых предоставлять игровым компаниям и стартапам инфраструктурные, юридические, информационные и финансовые возможности для развития.
Кроме того, нужно проработать выход на альтернативные рынки, такие как Китай и Индия, и стимулировать инвесторов, добавляет Михаил Свиблов.

Константин Сахнов напоминает, что для развития российской игровой индустрии необходимо создать возможность вновь привлекать деньги в Россию. «Каждая игра одной-единственной вологодской студии Playrix ежегодно могла приносить от сотен тысяч до миллиарда долларов США. Теперь это ирландская компания, и ее огромные налоги улучшают качество жизни пенсионеров в Дублине, а не в Вологде», – пояснил он. Не менее важно и создать условия для возврата специалистов в страну или предоставления им возможности удаленной работы с уплатой налогов в России.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама