23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Русская душа во французской огранке
Общество

Русская душа во французской огранке

Сара Фаберже – правнучка знаменитого русского ювелира – второй раз за полгода побывала в России

О прошлом, настоящем и будущем ювелирного искусства, современных российских мастерах, способных создавать настоящие шедевры, планах написать сценарий для художественного фильма о своей семье Сара рассказала «Профилю.

– Как вы можете объяснить феномен – французская фамилия Фаберже почти 140 лет для всего мира едва ли не самый знаменитый и узнаваемый бренд России?

– Родословная семьи Фаберже прослеживается от 1600 х годов, от французских гугенотов. Случилось так, что мои предки из-за преследования католиков были вынуждены покинуть свою историческую родину. До того как осесть в России, семья жила во многих странах Европы. В конце концов Густав Фаберже принял русское подданство. Его сын Карл родился в Российской империи, на территории современной Эстонии. Он и его дети, безусловно, духовно ощущали себя русскими.

Густав Фаберже в 1842 году в Петербурге основал свою ювелирную фирму. Карл развил семейный бизнес и создал одну из самых крупных и известных в мире компаний. Конечно, успех во многом стал возможен благодаря заказам царского дома Романовых. У прадеда было звание ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа. Поэтому, когда у меня спрашивают о фамилии Фаберже, я отвечаю: французское имя, русская душа и международная репутация.

– Вы прибыли в Москву, чтобы вручить награды победителям Всемирного конкурса имени Карла Фаберже. Достойно ли на нем представлены российские ювелиры?

– Это очень сложный вопрос. Я только что вручила награду победителю конкурса в специальной номинации «Наследие Фаберже». Им стал Илья Агаджанов из Екатеринбурга, представляющий ювелирное ателье Art I Fact. Мне понравилось представленное на выставке JUNWEX Premium, которая прошла в Центре международной торговли, его кольцо «Астролябия». Это настоящее произведение высокого ювелирного искусства, в котором соединились и прошлое – наследие Карла Фаберже, и будущее.

Кольцо «Астролябия» напомнило мне о незавершенном пасхальном яйце Фаберже «Небосвод» (другое название «Созвездие царевича». – «Профиль»), которое после революции попало в московский Минералогический музей. Долгие годы эта работа моего прадеда считалась утерянной, потому что никто не знал, что на самом деле хранящиеся в фонде две половинки яйца из синего стекла, подставка из белого кварца – творение Карла Фаберже. Лишь в 2001 году авторство было установлено. Я видела эту работу прадеда в апреле этого года, когда приезжала в Москву. Астрономический дизайн «Астролябии» компании Art I Fact напомнил мне это произведение. Мне кажется, это именно то, что хотел сделать Карл Фаберже, продолжение его идеи, связанной со звездами. Поэтому я и вручила номинацию.

– Какие ювелирные изделия, отобранные для JUNWEX Premium, по вашему мнению, заслуживают особого внимания?

– На выставке представлено много работ, демонстрирующих прекрасное искусство современных российских ювелиров. Например, меня поразил парусник Soleil Royal – точная копия флагманского корабля Людовика XIV, сделанная из янтаря. Он потрясающий. И в плане работы и техники исполнения, ну и визуально, конечно. Я не могу не отметить средоточия творческого потенциала и технологического мастерства российских ювелиров. Все это было собрано здесь – на выставке.

Мне особенно понравились украшения, способные удивлять. Например, сережки, которые можно делать длиннее или короче в зависимости от туалета хозяйки. Достойны похвалы и кольца-трансформеры. Они очень красивые, сложные по своей композиции, но при этом сделаны так, что можно менять их размер. Не могут не восхищать мастера, способные создавать миниатюры. Их сережки, кольца нужно рассматривать в микроскоп, только так можно увидеть, насколько тщательно, филигранно эти изделия выполнены.

– По вашему мнению, открыл ли конкурс «Наследие Фаберже» новые тренды ювелирного искусства?

– На мой взгляд, в большей степени новые решения связаны с наручными часами, особенно для женщин. Ювелиры создают более сложные в исполнении модели. Лучшие из них можно было увидеть на выставке.

– Для ювелиров эта выставка не только возможность показать лучшие свои работы, но и шанс продать их. Вы не знаете, какие-то творения уже нашли своего покупателя?

– Насколько мне известно, часть представленных работ уже проданы. На некоторые был сделан предзаказ. Остальные, я надеюсь, если пока не нашли своего покупателя, то обязательно найдут. Потому что они все прекрасны. Кстати, я вспомнила еще одну работу, которую увидела на выставке, и она мне тоже очень понравилась. К сожалению, не могу вспомнить компанию. Речь о кольце в виде змеи. Оно выполнено автором в стиле конструктивизма. Выглядит, я бы сказала, очень геометрично. Как правило, змеи в ювелирных украшениях обычные, такие, какие они в природе. Но в данном случае найдено необычное решение.

– Несколько месяцев назад вы приезжали в Россию. Тогда сообщалось: правнучка Карла Фаберже приехала, чтобы возродить знаменитую марку. Эти планы не утратили актуальность?

– Такие проекты, как правило, – достаточно длительный процесс. Цель достигается не сразу. Мы продолжаем общаться, продолжаем свою работу по возрождению марки. Для этого и были задуманы Всемирный конкурс и выставка JUNWEX Premium. Они имеют огромное значение для поддержки наследия Фаберже. Кроме того, помогают решать коммуникационную задачу – рассказывают о достижениях зарубежного рынка ювелирного искусства российским мастерам и открывают всему миру их имена и произведения.

– Насколько известно, у Карла Фаберже работали более 600 русских ювелиров высочайшего класса. А как вы оцениваете современную российскую ювелирную школу?

– Я уверена, что у молодых ювелиров из России большое будущее. Несмотря на то, что Карла Фаберже давно нет, его креативность и творчество продолжают жить в его потомках и в современных российских мастерах. Искусство никуда не исчезло. Оно просто ищет свою изюминку.

– А что с вашей мечтой снять художественный фильм о Карле Фаберже? Сто лет назад – в сентябре 1918 года – ваш прадед бежал от революции и Гражданской войны за границу. Трагедия вашей семьи и стала частью трагедии всей русской эмиграции. Это же почти готовый сценарий.

– Да, история семьи Фаберже известная, богатая. Однако еще не все кусочки пазлов собраны. В частности, я ведь сама только на четверть русская. Моя история, история моего отца Тео Фаберже – это соединение между прошлым и будущим. Он родился в Лондоне, потому что Николай – младший сын Карла Фаберже – еще до революции возглавлял лондонское представительство фирмы. Немногие знают, что магазины и мастерские Фаберже были не только в городах Российской империи – Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, но также и в Лондоне, поскольку у британской королевской семьи были связи с Романовыми. Словом, что касается фильма – есть еще что собирать.

– Вы сами хотите написать сценарий этого фильма?

– Да, я долго вынашиваю идею. Коплю историю уже много лет в своей голове. Рассматриваю варианты, как сделать фильм так, чтобы соединить прошлое и настоящее семьи Фаберже. Но пока я все еще в начале пути.

Беседовал Игорь Наумов

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».