29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. С чем едят мамблкор
Общество

С чем едят мамблкор

На американском канале HBO завершился показ первого сезона сериала «Вместе». Созданное братьями Джеем и Марком Дюплассами, «Вместе» – пример удачного совмещения стилистики независимого кино и телеформата.

Это страшное слово «мамблкор»

«Вместе» можно причислить к жанру американского независимого кино мамблкор: его создатели братья Дюплассы снимают обычно именно такие фильмы. Таинственное слово «мамблкор» в России знакомо только самым отъявленным киноманам, что весьма несправедливо: жанр очень интересный. Название произошло от английского mumble – бормотать. Главная характеристика мамблкора – это естественные диалоги, будто подслушанные в жизни (с естественностью часто связана и неразбочивость речи). Кроме того, в таких работах часто снимаются непрофессиональные или не известные широкой публике актеры (нередки и исключения). Бывает, что эти артисты так много импровизируют на площадке, что их имена даже указывают в титрах в качестве сценаристов (но некоторые сценарии четко прописаны). Еще одна важная особенность этих картин – крайняя малобюджетность. Так, один из ведущих режиссеров-мамблкорщиков Джо Сванберг может снять картину и за 3000 долларов. «Мягкое кресло» уже упомянутых Дюплассов обошлось им в 15 000 долларов, что не помешало фильму стать фестивальным хитом. Мамблкор – жанр будущего, а точнее – настоящего, в котором, благодаря появлению цифровой техники, каждый, обладающий талантом, способен создать настоящее кино. Причем такое, которое будет глотком свежего воздуха на фоне набивших оскомину однотипных картин.

Предшественниками режиссеров, которые придерживаются такой стилистики, часто называют и Джона Кассаветиса, и Эрика Ромера, и Вуди Аллена, и Джима Джармуша (особенно в связи с «Более странно, чем в раю»), и Ричарда Линклейтера.

Наверное, самая известная в России картина, в которой есть черты мамблкора, это «Милая Фрэнсис» Ноа Баумбаха. Но в ней сильно и влияние французской «новой волны», и Вуди Аллена. Главную героиню по имени Фрэнсис изображает королева жанра Грета Гервиг (она же – соавтор сценария). Гервиг снялась в огромном количестве мамблкор-фильмов, а теперь становится известной и в Голливуде. Ее неуклюжая, но прелестная героиня-неудачница чуть за двадцать пять, Фрэнсис, ищет себя. Как и многие персонажи фильмов этого жанра, Фрэнсис мечтает добиться успеха в творческой профессии, в данном случае – профессии танцовщицы. Героиня «Цветового круга» Алекса Росса Перри одержима идеей стать телеведущей (и еще более неудачлива, чем Фрэнсис), ее брат когда-то стремился стать писателем, но все бесполезно. Главный герой «Взаимопонимания» режиссера Эндрю Бужальски пытается построить музыкальную карьеру в Нью-Йорке. Кстати, эти три фильма объединяет еще и стильная черно-белая картинка.

Персонажи в работах этого направления – самые обычные люди. Это и девушка с юношей, которые пытаются построить отношения на расстоянии в «Ночах и выходных» Джо Сванберга и Греты Гервиг (они сами и исполняют главные роли). «Это так похоже на настоящую жизнь, что с трудом можно назвать фильмом» – так написал об этой картине один из критиков. Это мамблкор в чистом виде – бессюжетная жизнь, от наблюдения за всеми деталями которой временами становится неловко или даже неприятно. Мамблкор при этом – никогда не чернуха, не социалка: это всегда рассказ о людях, об их проблемах и несчастьях, радостях и надеждах, поисках и рефлексии. Об отношениях и попытках выстроить коммуникацию (что часто является задачей очень непростой). В «Собутыльниках» того же Сванберга, его самой массовой картине, где сыграли звезды Оливия Уайлд и Анна Кендрик, а также Джейк Джонсон из сериала «Новенькая», четыре человека дружат, влюбляются, меняются парами, окончательно путаются. Постоянно пьют пиво (не зря двое работают на пивоваренном заводе). И в конце концов мы, зрители, понимаем что-то очень важное о природе отношений и человеческой природе вообще. «Собутыльников» назвал одной из лучших картин 2013 года сам Квентин Тарантино. «Смешно, ха-ха» Эндрю Бужальски считают первой картиной в жанре мамблкор. Его героиня, обычная девушка, закончив колледж, пытается найти свое место в этой жизни. Как и «Взаимопонимание» Бужальски, «Смешно, ха-ха» не только гипнотизирует очарованием минималистичности, но и позволяет максимально идентифицировать себя с героями. Ведь у каждого хоть раз бывало ощущение, что ничего стоящего в жизни никогда не произойдет, ничего никогда не срастется.

Слово «мамблкор» возникло с легкой руки именно Бужальски: он рассказал в интервью, что его саунд-дизайнер придумал его. Дело было в 2005-м, спустя три года после выхода «Смешно, ха-ха». При этом Бужальски утверждает, что никакого единого движения «мамблкор» нет, ведь у него нет даже манифеста. Да и слово само смешное – считает Бужальски, уже пожалевший о том интервью. Тем не менее, друзья-режиссеры, причисляемые к этому жанру, снимаются друг у друга и передают друг другу своих актеров, что уже говорит о некотором единстве. Конечно, границы жанра в любом случае размыты, и не всегда можно сказать, мамблкор это или просто независимое кино. Но главное, что при просмотре таких фильмов вас непременно сопровождает ощущение свежести и правдивости происходящего.

Мамблкор в сериалах

Трагикомический сериал «Вместе» (Togetherness) рассказывает о жизни семьи с двумя детьми в Лос-Анджелесе, к которым подселяется старшая сестра жены и друг мужа. Муж (Марк Дюпласс) работает звукорежиссером в кинопроизводстве, жена (Мелани Лински) занимается детьми, но хочет большего. Сестра (некогда популярная Аманда Питт из «Девяти ярдов») владеет бизнесом по продаже батутов и никак не может наладить личную жизнь. Друг (соратник Дюплассов и соавтор сериала Стив Зиссис), лысеющий толстый актер, пытающийся заполучить приличную роль, но зовут его в рекламу лекарства от изжоги. Семейная пара вместе уже десять лет и радости от брака не осталось: секса не хочется жене, а посиделок на пляже с детьми – мужу.

Duplass Brothers Productions
©Duplass Brothers Productions

Джей и Марк Дюпласс собаку съели на историях о семейных проблемах. Они были и у персонажей их картины «Джефф, живущий дома», и у героев «Двадцати-пяти-борья». Дюплассы обладают удивительной способностью придумывать таких персонажей, отношение к которым может измениться на прямо противоположное. Их герои нередко не только смешны, но и неприятны. Но в какой-то момент они начинают вызывать сочувствие и казаться страшно симпатичными и почти родными. Несмотря на то, что к этому вас подводят плавно, подвоха не чувствуешь, и в то мгновение, когда все внезапно поменяется, вы поймете, что это магия, которую не разгадать. Такой же фокус проделывают Дюплассы и в «Вместе», меняя знак с «плюса» на «минус» или наоборот. Похожий трюк с блеском исполняют, например, и Ноа Баумбах в «Гринберге», и Алекс Росс Перри в «Цветовом круге». Но все они – ни в коем случае не моралисты, осуждающие своих героев. Они просто показывают жизнь и людей такими, какие они есть. Иногда – примитивными и слабыми, иногда – возвышенными и добродетельными, а иногда – просто дурацкими. Ищущими и страдающими.

Героиня Мелани Лински в «Вместе» кажется очень необычной для сериалов. Она целевая аудитория романа «Пятьдесят оттенков серого» (то есть термин «порно для домохозяек» тут можно использовать в прямом смысле). Самая обычная современная женщина, которых принято показывать в ситкомах, где смех нивелирует недостатки. Те героини – забавные, но не такие живые. Героиня Лински слишком живая, поэтому становится не только смешно, но и неловко. И так – с каждым персонажем «Вместе». Эта правдивость переживаний, слов и поступков при минимальном действии – то, что связывает «Вместе» с мамблкором. Его адепты братья Дюплассы, срежиссировавшие семь из восьми серий первого сезона своего детища (что довольно редко для сериалов), с успехом перенесли эту эстетику на ТВ-экраны.

В последние годы теленовеллы, близкие по духу к независимому кино, уверенно завоевывают экраны, и в первую очередь – все тот же HBO. Популярный у нас сериал «Девочки» о поисках себя и любви двадцатилетними девушками в Нью-Йорке также можно с уверенностью отнести к мамблкору. Его создательница Лена Данэм еще до «Девочек» осваивала тот же жанр и те же мотивы в кино (фильм «Крошечная мебель»). Кстати, один из актеров ее сериала, Алекс Карповски, также является режиссером мамблкор-картин (самая известная – «Красный флаг»). Четвертый (и лучший после первого) сезон «Девочек» только что завершился. Закончился и второй сезон, возможно, даже более талантливого, чем «Девочки», сериала «В поиске». Его герои, три друга-гея, ищут счастья в Сан-Франциско. Проблемы у них те же, что у любого другого человека. К сожалению, второй сезон стал для этого тонкого сериала последним. Одним из его режиссеров был специализирующийся на мамблкоре Джо Сванберг.

Так или иначе, жанр выходит из подполья, меняясь, но не изменяя своим лучшим качествам.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама