Строже и чаще: нарушающих законы РФ иноагентов теперь будут судить заочно
Иностранных агентов, скрывающихся от российских правоохранительных органов за рубежом и не выполняющих предъявляемые к ним требования, будут судить заочно. Подобные процессы станут возможны и в отношении обвиняемых в других нетяжких преступлениях против национальной безопасности. Законопроекты об этом единогласно одобряет Госдума.

- В двух шагах от уголовного дела
- Перечень расширяется
- «Преступное извлечение выгоды»
- Обратной силы не имеет?
На 2 апреля в реестре, который ведет Минюст, значилось 964 иностранных агента: некоммерческие организации, СМИ и физические лица, включая тех, кто из реестра по разным причинам выбыл.
Порядка 40% иноагентов проживают за рубежом, это примерно 200 человек. Они игнорируют налагаемые на них обязанности, не представляют отчетность, «зачастую дописывают или заменяют положенную маркировку разными лозунгами, превращая ее фактически в инструмент антироссийской пропаганды», говорил на пленарном заседании Госдумы глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев (ЕР).
В двух шагах от уголовного дела
Требования к маркировке ужесточаются. А статью 19.34 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которая наказывает за нарушение порядка деятельности иностранного агента, дополняют новыми штрафами за невыполнение законных требований должностного лица Минюста или его территориального органа: для граждан – от 30 тыс. до 50 тыс., для должностных лиц – 100–300 тыс., для юридических лиц – 300–500 тыс. рублей. Кроме того, закрепляется возможность заочного привлечения к административной ответственности по этой статье КоАП, если иноагенты живут за пределами РФ и нарушения совершают там (например, не маркируют свою продукцию в интернете).
Замглавы Минюста Олег Свириденко сообщил: за два последних года ведомством было составлено 463 протокола об административных правонарушениях в отношении иноагентов «на 22 миллиона рублей всего лишь». Нововведения позволят наказывать строже и чаще.
Василий Пискарев напомнил, что заочно вынесенное административное наказание может привести к уголовному делу по статье 330.1 Уголовного кодекса (УК), потому что ответственность за уклонение от обязанностей по предоставлению документов или за нарушение порядка деятельности иноагента возникает лишь после того, как попавший в реестр был оштрафован в административном порядке дважды в течение года.
Статистика Судебного департамента при Верховном суде свидетельствует: в 2023 году и в первом полугодии 2024-го (более свежие данные не опубликованы) по ст. 330.1 УК не было осуждено ни одного человека.
Перечень расширяется
Статья 247 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) требует обязательного участия подсудимого в судебном разбирательстве, но допускает исключение из общего правила для процессов по тяжким (максимальное наказание не больше 10 лет лишения свободы) и особо тяжким преступлениям (максимальное наказание свыше 10 лет), если обвиняемый от явки в суд уклоняется и (или) находится за пределами РФ. Дела по обвинениям в нетяжких преступлениях (максимальное наказание не больше 5 лет лишения свободы) суд сейчас рассматривает заочно лишь только по просьбе подсудимого.
Но в УК есть ряд преступлений, связанных с антироссийской деятельностью и относящихся к категориям небольшой или средней тяжести, говорится в пояснительной записке к одному из принимаемых законопроектов. «Учитывая факты уклонения находящихся за рубежом подсудимых, обвиняемых в совершении таких преступлений, от явки в российский суд», предлагается разрешить рассмотрение в отсутствие подсудимого уголовных дел по нетяжким составам из двадцати статей УК. Среди них карающие за фейки о Вооруженных силах РФ, уничтожение или повреждение массовых воинских захоронений и мемориалов, за публичные призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма, публичные призывы к экстремистской деятельности, сепаратизму, возбуждение ненависти либо вражды, осуществление деятельности нежелательной организации (и участие в ее деятельности) и другие.
Вице-спикер Ирина Яровая (ЕР) подтвердила важность нововведения таким примером: «С 2020 года следственными органами возбуждено более 160 уголовных дел по фактам уничтожения или повреждения памятников советским воинам в 15 государствах Европы. По данным уголовным делам проходят более 250 иностранных граждан, в отношении которых иначе не было бы перспективы вынесения приговора».
Статья 330.1 УК, карающая за уклонение от исполнения обязанностей иностранного агента, в этом перечне тоже есть. УПК, впрочем, гарантирует отмену заочного приговора или определения суда по ходатайству самого осужденного или его адвоката, если беглец вернется и примет участие в судебном разбирательстве лично.
«Преступное извлечение выгоды»
Судить заочно можно будет и обвиняемых по трем статьям, появившимся в УК после начала спецоперации. Это ст. 280.3 (публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан), ст. 284.2 (публичные призывы к санкциям против РФ, россиян и российских организаций) и ст. 284.3 (оказание содействия международным организациям, в которых Россия не состоит, или иностранным государственным органам). В них добавится новый квалифицирующий признак: совершение преступления по корыстным мотивам или по найму. Такого рода деяния говорят «об осмысленной направленности на преступное извлечение выгоды за действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности РФ», считают депутаты.
Причем если пока при отсутствии отягчающих вину обстоятельств по ст. 280.3 и 284.2 действует административная преюдиция (то есть уголовные дела возбуждаются лишь после того, как гражданин был наказан ранее за то же самое в административном порядке), то теперь ее отменяют.
Кроме того, в ст. 104.1 УК, где говорится о «принудительном безвозмездном изъятии и обращении в собственность государства на основании обвинительного приговора» денег, ценностей и иного имущества, вносятся изменения, допускающие конфискацию по вышеназванным трем статьям, если признанный виновным действовал из корыстных побуждений.
Обратной силы не имеет?
Против уехавших из страны за последние годы уже возбуждено немало уголовных дел по статьям УК, которые теперь будут допускать заочное рассмотрение в судах и конфискацию. Имеют ли обратную силу новые нормы?
Вице-президент Адвокатской палаты города Москвы, член комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов РФ Николай Кипнис объяснил «Профилю», что уголовный закон, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение обвиняемого, обратной силы не имеет. Конфискация наказанием не является, но возможность применения ее как иной меры уголовно-правового характера связана с вынесением обвинительного приговора. Если расширяется круг преступлений, по факту признания виновным в которых может быть применена конфискация, то такой уголовный закон обратной силы также не имеет, считает адвокат.
Что касается заочного рассмотрения дел по преступлениям небольшой и средней тяжести, то, если уголовное дело возбудили до вступления новых правил в силу и производство по нему было приостановлено в связи с отсутствием обвиняемого, «теперь производство можно будет возобновить и провести судебное разбирательство в отсутствие подсудимого», говорит Кипнис.
Адвокат Александр Караваев, в свою очередь, напоминает, что при производстве по уголовному делу применяется тот уголовно-процессуальный закон, который действует во время соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения. В отношении уже возбужденных уголовных дел, по его мнению, «возникает коллизия: с одной стороны, новый закон обладает немедленным действием, с другой – его принятие не должно изменять правоотношения и их последствия, возникшие в ходе действия закона прежнего».
Эта проблема, напоминает юрист, является предметом серьезных научных исследований. Какова будет судебная практика, пока судить сложно: в разных регионах она может складываться по-разному, и конечную точку поставят высшие судебные инстанции, полагает Караваев. Однако при принятии решений, говорит он, следует помнить о позиции Конституционного суда, которая основывается на том, что по смыслу Конституции общим для всех отраслей права является принцип: «закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".