25 февраля 2024
USD 92.75 +0.31 EUR 100.44 +0.55
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Трамвай желаний: что не так с проектом модернизации электротранспорта Нижнего Новгорода
Нижний Новгород общественный транспорт Общество

Трамвай желаний: что не так с проектом модернизации электротранспорта Нижнего Новгорода

Нижний Новгород реализует масштабный проект модернизации городского электротранспорта. В числе задач – закупка трамваев, спроектированных специально для города-миллионника. Срок ограничен 2026 годом, однако объемы поставок нового подвижного состава сегодня крайне незначительны, что ставит под сомнение реалистичность планов.

Трамвай в Нижнем Новгороде

©Министерство транспорта РФ / mintrans.gov.ru

В середине июля первый заместитель главы Минтранса Андрей Костюк проинспектировал ход модернизации объектов трамвайной инфраструктуры Нижнего Новгорода. В релизе, размещенном на сайте министерства, раскрыты основные пункты плана: закупка 170 трамваев, строительство почти 150 км рельсового полотна, реконструкция 15 тяговых подстанций и трех трамвайных депо.

Реализация рассчитана до конца 2026 года. Инвестиции оцениваются в 50,4 млрд руб. Из этой суммы 35 млрд руб. – средства инвестора, остальное выделит федеральный центр и область в пропорции 96 и 4% соответственно.

Таким образом, Нижний Новгород за четыре года получит из госбюджета в общей сложности 15,4 млрд руб. Финансирование осуществляется в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта», который является составной частью нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Документ предусматривает, что до конца 2028 года 10 регионов по программе обновления подвижного состава получат свыше 600 трамваев – односекционных, двухсекционных и трехсекционных – отечественного производства.

Примерно четверть из этого количества должен закупить Нижний Новгород. Поставщик местный – завод «Нижэкотранс», расположенный в городе Ворсме.

Насколько это надежный партнер, определенно сказать нельзя. Производство официально открыли в начале декабря прошлого года, так что истории у завода как таковой нет, как пока нет и репутации – ни хорошей, ни плохой.

Известно, что это предприятие – совместное российско-белорусское. С российской стороны в нем участвуют ООО «Фоксбас» и ООО «Экологические проекты» (на 99% принадлежит Корпорации развития Нижегородской области). С белорусской – BKM Holding (до недавнего времени «Белкоммунмаш») и ООО «АМБ-Инжиниринг». Отсюда название торговой марки трамвая – «МиНиН» (расшифровывается Минск + Нижний Новгород), которое отсылает к одному из героев Отечественной войны 1612 года.

Очевидно, что ближайшие годы «Нижэкотранс» будет работать почти исключительно в интересах Нижнего Новгорода. Гендиректор Александр Титов раскрыл среднесрочные планы – с 2023 по 2026 год предстоит произвести 176 вагонов, из них 26 трехсекционных.

Цена по контракту одного трамвая составляет более 57 млн руб.

Несложно подсчитать, что предприятие получило выгодный госзаказ с финансированием, превышающим 10 млрд руб. Ответ на вопрос, способно ли оно с ним справиться, остается открытым.

Сомнения вызывает реалистичность выполнения контракта в 2023 году. Как сказано выше, город должен получить из Ворсмы 50 трамваев. С января по июль было поставлено всего 10.

Хотя местные власти и заверили заместителя главы Минтранса Андрея Костюка, что работы идут строго по графику, есть неопределенность относительно того, что завод физически способен за оставшиеся пять месяцев произвести трамваев в четыре раза больше.

Перед глазами опыт «Белкоммунмаша», который за первые 16 лет серийного выпуска белорусских трамваев (с 2000-го по 2016-й), поставил заказчикам немногим более 500 единиц. То есть в среднем с конвейера сходило всего около трех десятков трамваев в год.

С учетом этого обязательства «Нижэкотранса» всего за год довести объемы серийного выпуска подвижного состава до 50 единиц выглядят, мягко говоря, завышенными. В случае невыполнения плана 2023 года производителю придется каким-то образом компенсировать «недостачу» в несколько десятков трамваев в течение следующих трех лет. Конечно, если это позволят производственные мощности. Если они на это не рассчитаны, то возникают риски срыва сроков программы модернизации городского электротранспорта и неэффективного использования бюджетных средств.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама