26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Инженер сырокопчения
Общество

Инженер сырокопчения

Идея производить мясные деликатесы была еще чем-то вроде мечты, хобби, которым Алексей Петрушов рассчитывал заниматься после выхода на пенсию. Но обстоятельства сложились иначе, и на сегодняшний день он уже собирается построить первый фирменный магазин, доведя объем продаж до сотен килограммов в день.

Семья Петрушовых встречает нас во дворе своего дома в поселке Малино Ступинского района Московской области. Большой участок с тремя десятками стройных заиндевелых березок, дом, беседка, несколько хозяйственных построек, небольшая «избушка» на сваях — первая «недвижимость» восьмилетней дочери, где она любит играть. Все это Алексей построил своими руками. Здесь же стоит и коптильня: сегодня в ней готовят мясо и колбасу для себя, а когда-то именно с этого маленького сарайчика начинался бизнес.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Как все начиналось

Алексей Петрушов вместе с семьей приехал в Россию из украинского Стаханова в начале нулевых. Тогда в шахтерском городке, названном в честь знаменитого ударника труда, настали совсем тяжелые времена: добывающая промышленность встала, другой работы не было, люди массово уезжали на заработки в соседнюю страну. Понимая, что на родине у его семьи больше нет будущего, Алексей с женой и сыном-школьником собрали вещи и поехали в Москву.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Участок купили буквально через пару лет после переезда: хотя стоил он совсем недорого, на покупку ушли все деньги от продажи четырехкомнатной квартиры и дома в Стаханове. Участок сначала оформили на друга — процесс получения российского гражданства затянулся на несколько лет. Все это время снимали жилье в Москве. Алексей, в прошлом инженер, зарабатывал ремонтом квартир, его жена Виктория торговала на рынке. «Мысли переехать в Подмосковье появились довольно скоро: перспектива из года в год ютиться по съемным квартирам не радовала, — рассказывает Алексей Петрушов. — К тому же, когда появилась дочь Наталья, поняли, что нужно что-то менять, заняться своим делом».

Но для того чтобы заняться производством мясных деликатесов, недостаточно было просто построить коптильню. Тем более невозможно было просто отыскать технологию производства в интернете или справочниках. «Я поехал на Украину к своему другу, у которого мясо — семейный бизнес, и месяц работал у него, изучая технологический процесс, секреты и тонкости производства, — рассказывает Петрушов. — Он меня всему обучил, но поставил условие: начинать свое дело как минимум в пятиста километрах от него, чтобы не создавать конкуренции, а также ни с кем не делиться полученными знаниями».

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

После этого встал вопрос инвестиций — на строительство жилья и старт бизнеса. Не имея гражданства, получить кредит в России оказалось практически невозможно. Помогла сестра из Риги: взяла кредит в евро в латвийском банке под 7% годовых, причем под залог собственной квартиры. Еще часть денег дал под небольшой процент бывший заказчик Алексея, которому тот делал ремонт. В общей сложности удалось привлечь $50 тыс. Этого хватило на первый этап.

Развитие бизнеса

На втором этапе нужно было расширяться из маленькой коптилки. Повезло: неподалеку, в Большом Алексеевском, был большой племзавод по выращиванию свиней, основанный еще до революции. Сам завод прекратил свою деятельность незадолго до того, как Алексей занялся мясом. Но при нем остался колбасный цех, который за два года простоя пришел в полное запустение. Алексей арендовал производственные помещения. «От цеха там осталось одно название, конечно: все оборудование заржавело, что-то растащили, восстанавливать пришлось по крупицам», — рассказывает Петрушов.

Далее начинающий тогда предприниматель зарегистрировал свое производство в форме индивидуального предпринимателя, сертифицировал производство в Коломне, получил разрешения на переработку и продажу мяса и мясных продуктов. Для этого нужно было предоставить образцы продукции, показать условия в цеху и пройти многочисленные экспертизы.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Проверки бывают регулярно: раз в месяц, раз в квартал или раз в год — зависит от той или иной службы. Некоторые из них, впрочем, заканчивались курьезно: сотрудники одной из лабораторий, проверявших продукцию, после всех формальностей сами перешли в разряд постоянных покупателей.

Большой удачей Алексей считает отношение с властями. Предприниматели привыкли считать, что чиновники повсеместно вставляют палки в колеса где бы то ни было. «Но каково же было мое удивление, когда районные власти мне не только не мешали, но, напротив, всячески помогали развивать свое дело», — признает Алексей.

Мясная арифметика

Мясо Петрушов закупает на бойнях, расположенных в ближайших от Малино районах. Свиней и коров на эти бойни привозят живыми из Курской, Липецкой и других соседних областей. «Благодаря этому мясо всегда свежее, мороженое никогда не использую, — рассказывает Алексей. — Обычно единовременно работаю с тремя поставщиками». По его словам, найти поставщиков не составило проблемы.

Первоначально объемы производства были небольшими: 5–10 килограммов колбасы в день, немногим больше — сырого мяса. За несколько лет оборот увеличился на порядок. «В хорошие дни мы продавали до 200 килограммов колбасы и другой продукции, но здесь нужно учитывать сезонный фактор: весной, летом и осенью объемы увеличиваются в связи с приездом дачников, к зиме спадают», — рассказывает Алексей. Сейчас же на спрос влияет и снижение покупательной способности ввиду кризиса, отмечает бизнесмен. Правда, касается это в основном местного населения, в Ступино объемы не упали.

Выросли и закупочные цены на мясо: за год на 70% подорожали и свинина, и говядина. При этом в процессе приготовления мясо теряет до 30% своего веса. Готовую же продукцию Алексей продает по цене в среднем 650 рублей за килограмм. «Да, это недешево, но и сама продукция — деликатес, ее все же не каждый день покупают, — говорит Петрушов. — Спрос в целом стабильный, натуральные фермерские продукты пользуются популярностью».

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Как торговать деликатесами

Первую «коммерческую» партию продукции раздали лично: Алексей отвез друзьям в Москву, а Виктория распространила среди торговцев на рынке в Люберцах, где тогда работала. «Затем уже начало работать «сарафанное радио»: колбаса всем понравилась, люди начали узнавать, где ее берут», — рассказывает Виктория.

Решили арендовать на том же рынке торговую палатку, наняли продавцов. «И это была ошибка, — вспоминает Алексей. — Продавцы оказались непорядочными, контролировать их было сложно, и в итоге прибыли оставалось 2–3 тысячи рублей в месяц: смысла так далеко ездить не было никакого».

Еще один неудачный опыт получился с автолавкой: объемы продаж были небольшими, автомобиль не окупался. В итоге его продали, а деньги от продажи пошли на восстановление цеха. «Потом подвернулась палатка за 500 тысяч рублей, ее тоже пришлось брать в рассрочку. Зато значительно выросли объемы, появилась возможность расширять бизнес», — говорит Алексей.

На сегодня у Петрушова функционируют две торговые палатки: одна в Малино и еще одна при цехе в Большом Алексеевском. Также хорошее подспорье в развитии бизнеса — участие в различных ярмарках и фермерских праздниках и событиях, продукция там расходится на ура. На ярмарке за день также расходится до центнера продукции. Приезжают и индивидуальные клиенты из соседних городов, берут десятками килограммов.

Теперь дошло дело и до первого фирменного магазина. «В прошлом году выиграли аукцион на землю под строительство, что было уже само по себе не так просто. Теперь напрягусь и буду возводить», — говорит Алексей.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Где искать помощников

В самом начале приходилось и готовить, и продавать самим. Но с появлением первой стационарной торговой точки встал вопрос о найме сотрудников. «Пригласил на работу двух молодых ребят из Узбекистана. Оформил все необходимые документы, работали они у меня официально, — рассказывает Алексей. — Получали немного, но зато были, так сказать, на полном пансионе: жили у нас, мы их кормили, даже мобильную связь оплачивали». За четыре года такого сотрудничества узбеки сумели накопить на две свадьбы, обучение, купили на родине дом... И уехали жить в свою страну.

Теперь на производстве заняты родственники, в том числе бежавшие от войны с Донбасса. Среди них — Евгений, племянник Алексея, он приехал с семьей около полугода назад. На родине он был шеф-поваром в ресторане, поэтому его опыт пригодился в производстве. «Он улучшил некоторые рецепты, придумал новые и вообще привнес инновации, если можно так сказать», — рассказывает Петрушов.

Планы на будущее

Бизнесмен признает: кредиты в банках сейчас очень дорогие, да и получить их на бизнес не так просто. К сторонним же частным инвесторам Алексей Петрушов относится настороженно. «Да, для дальнейшего развития нужны средства. Но я, потратив столько сил, не готов просто взять деньги и пустить кого-то в долю. Если же человек готов вложиться не только финансово, но, например, оборудованием, технологией, или готов помогать организационно, — тогда есть что обсуждать», — говорит Алексей. Тем временем задачи перед предпринимателем стоят непростые: тот же цех легко может вместить в себя миллионы рублей в виде оборудования. Не говоря уже о капитальных затратах на строительство магазина.

Планирует Петрушов и осваивать производство новых видов продукции. «К весне думаем начать выпуск вареной колбасы. Думаю, со спросом будет все в порядке: она дешевле, чем остальные деликатесы, так что покупать будут», — уверен Алексей.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».