25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Хорошо забытое старое
Общество

Хорошо забытое старое

Члены Совета Федерации внесли на рассмотрение в Госдуму проект закона о введении трудового воспитания в школах. Они считают, что таким образом у учеников разовьются необходимые для социальной жизни личностные качества: старание, тяга к справедливости, уважение к труду, целеустремленность. Авторы документа нашли в законе «Об образовании» лазейки, позволяющие школьникам избежать трудовой активности. Чтобы такую возможность устранить, предлагается ряд поправок. Эксперты полагают, что закон больше претендует на введение трудового обучения, но инициативу поддерживают.

В верхней палате парламента предложили ввести трудовое воспитание на всех уровнях общего образования в рамках основных и дополнительных общеобразовательных программ. Проект закона уже внесен на рассмотрение в Госдуму.

Авторы документа (сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков) предлагают прописать в законе «Об образовании» понятие «трудовое воспитание». Под этим они понимают процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся. Предполагается, что это поспособствует формированию у них добросовестного отношения к работе, развитию творческих способностей, появлению стремлений к достижению высоких результатов. Трудовое воспитание также призвано оказать влияние на развитие у школьников таких личностных качеств, как старание, тяга к справедливости, ответственность и уважение к труду.

Кресс и Волков в документе обращают внимание на наличие в законе противоречивой нормы. Речь идет о следующем: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Авторы указывают на возможность широкого толкования этого пункта. Норма, по их мнению, позволяет «нивелировать трудовое воспитание в образовательных организациях», что уже произошло к настоящему времени.

Поэтому инициаторы предлагают дополнить закон поправкой, которая объяснит, каким образом можно привлекать обучающихся к работам в рамках трудового воспитания. Так, привлечение учащихся к труду, согласно проекту, должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических нормативов, а также с учетом индивидуальных особенностей учеников (здоровья, интересов, возраста, способностей). Исключение составят обязанности, которые должны выполнять работники общеобразовательного учреждения.

«Все-таки никто не снимал со школы ответственности за воспитание. Я не могу согласиться с тем, что воспитание не прописано в документах», — отметил член комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ Роман Дощинский. Собеседник «Профиля» подчеркнул, что в современном законодательстве, скорее, отсутствует понятие «трудовое обучение». «Необходимо прописать, что это не просто воспитание, но еще и обучение», — сказал он.

Совфед не первым предпринимает попытки внести в закон «Об образовании» поправки. В комитете по образованию и науке Госдумы работа над законопроектом о трудовом воспитании началась еще осенью 2016 года. В феврале 2017 года глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что поддержит проект ГД «обеими руками». До этого сама она высказывалась за возвращение в школы практики уборки помещений учениками.

«К тому времени, как ребенок покинет стены школы и выйдет во взрослую жизнь, он должен уметь мыть окна, ухаживать за деревьями на участке, выносить мусор», — подчеркнул Дощинский. Однако школа может столкнуться с теми или иными препятствиями в процессе обучения или, если хотите, воспитания. Главными противниками школьного труда могут стать даже не дети, а их родители. «Сейчас борцами за то, что дети не должны ничего делать в школе, являются именно родители, — говорит эксперт. — Они считают, что это каким-то образом угрожает свободе и является насилием над личностью ребенка».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».