16 июля 2024
USD 87.81 +0.06 EUR 95.78 +0.03
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Выпускной балл: что показали результаты ЕГЭ и нужно ли возвращать вступительные экзамены в вузы
ЕГЭ образование Общество Россия

Выпускной балл: что показали результаты ЕГЭ и нужно ли возвращать вступительные экзамены в вузы

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с момента введения стал предметом острых споров и разногласий в обществе. Несмотря на перманентные попытки «тонкой настройки», устранить противоречия до сих пор не удалось. При этом противники ЕГЭ считают его чуть ли не абсолютным злом, а выпускников средней школы, поступивших в вузы, в целом все устраивает.

Школьники во время сдачи ЕГЭ

©Александр Щербак/ТАСС

Содержание:

Больше отличников

Рособрнадзор в конце июня обнародовал предварительные результаты сдачи ЕГЭ в 2024 году. С точки зрения ведомства, все прошло гладко, без резких изменений в ту или другую сторону. С заданием по русскому языку справились 99% выпускников, успешно преодолевших минимальный порог баллов. Из них 60% набрали 60 баллов и более, а 2636 человек – 100 баллов. Глава ведомства Анзор Музаев назвал последний показатель «хорошим», правда, в прошлом году он был выше (3014 отличников).

ЕГЭ по профильной математике, как и в 2023-м, выбрали 45% выпускников. По словам руководителя комиссии разработчиков экзаменационных материалов по этому предмету Ивана Ященко, эта стабильность – «база для перехода к росту выбора профильного экзамена». Оптимизм вселяет и увеличение числа отличников: 100 баллов за профильную математику впервые получили больше тысячи экзаменуемых – 1165 (лучший показатель прошлых лет – 749 в 2019-м).

Что такое ЕГЭ: все, что нужно знать об экзамене

По физике также обновлен рекорд – на 100 баллов ЕГЭ по этому предмету сдали 769 человек (прежний рекорд датирован 2019 годом – 469 отличников). Доля выпускников, получивших 60 и более баллов по физике, выросла примерно на треть. Прогресс, отмечают в Рособрнадзоре, обеспечили меры по повышению качества преподавания физики и математики в школе, предпринятые профильными министерствами и ведомствами и ведущими техническими вузами.

Ранее, в начале июня, были подведены итоги ЕГЭ по химии, географии и литературе. Высший балл на экзамене по литературе (всего его сдавали около 43 тыс. человек) получили 1757 выпускников, более чем у 20% – высокие баллы. Такой же процент выпускников успешно справились с ЕГЭ по химии, а 998 человек получили 100 баллов. Средний балл по географии получили более трети из 16 тыс. экзаменуемых, ну а максимально возможный результат показали 113 участников.

Без нарушений не обошлось. С экзаменов удалили 768 человек, которые пытались использовать мобильные телефоны и иные средства связи, шпаргалки и справочные материалы. Все нарушители получили возможность сдать ЕГЭ в резервные дни. На телефоны «линии доверия» Рособрнадзора поступило 196 обращений, в 41 случае жалобы подтвердились. Они касались бытовых условий – температурного режима в помещениях, очередей в туалеты и т. д. Словом, и здесь, с точки зрения ведомства, ничего принципиально нового не случилось.

Шкала оценки знаний

Чиновники считают итоги единого госэкзамена в этом году вполне удовлетворительными, но ряд депутатов Госдумы придерживаются иной точки зрения. В октябре на Охотном Ряду планируется рассмотрение законопроекта об отмене ЕГЭ, подготовленного представителями трех фракций – ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия – За правду». Они предлагают вернуться к традиционной системе экзаменов при поступлении в вузы.

Авторы документа обосновывают необходимость реформы, в частности, увеличением количества суицидов среди выпускников школ из-за неудач со сдачей ЕГЭ. В пояснительной записке также приведены оценки независимых экспертов, согласно которым, коррупционные схемы из сферы приемных комиссий вузов переместились в сферу олимпиад.

Госдума рассмотрит в октябре законопроект об отмене ЕГЭ

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев весьма критически отозвался о законопроекте: «Мы написали в Госдуму письмо: дайте конструктивные предметные замечания, варианты, как должна проходить итоговая аттестация выпускников, мы готовы все рассмотреть… Вернуться к прошлому – это уже невозможно».

Независимые эксперты, опрошенные «Профилем», сдержанны в оценках итогов ЕГЭ. Еще до официальных заявлений руководства Рособрнадзора они предсказали увеличение количества хороших и отличных оценок. Преподаватель, разработчик интерактивных учебных материалов Ольга Логвинова отмечает, что многие задания были значительно проще, чем в предыдущие годы.

«Пожалуй, наибольший интерес, вернее, недоумение у преподавателей вузов вызвала новая система перевода баллов из первичных во вторичные. Поэтому 70 тестовых баллов (например, по профильной математике) сейчас можно заработать, выполнив всего 37,5% заданий. И если раньше выпускник, который справился с тестовой частью, но не выполнил задания с развернутым ответом, мог рассчитывать на 64 балла, то в этом году его результат составил 70 баллов», – говорит Логвинова.

Риски новой шкалы оценки знаний заключаются в том, что результаты ЕГЭ абитуриентов, имеющих действительно высокий уровень знаний, будут лишь незначительно превосходить результаты середнячков, считает эксперт. Первокурсники и с 70, и с 90 баллами ЕГЭ часто демонстрируют примерно одинаковый уровень реальных компетенций, достойный оценки «удовлетворительно».

«Нововведение главным образом в интересах выпускников школ, живущих в отдаленных регионах. Понятно, что для них высокие баллы потенциально могут открыть двери престижных вузов. Соответственно, родители абитуриентов и психологи уверены в том, что новая система поможет снизить стресс у юношей и девушек. Главное, чтобы это было не в ущерб знаниям, ведь нашей экономике нужны квалифицированные специалисты», – подчеркнула Ольга Логвинова.

Школьники во время сдачи ЕГЭ

Недоверие объективности результатов ЕГЭ вынуждает некоторые вузы проводить вступительные экзамены в классической форме

Денис Абрамов/РИА Новости

За и против ЕГЭ

В свое время введение ЕГЭ позиционировали как часть реформы отечественного образования, инициированной для присоединения России к Болонскому процессу. Предполагалось обеспечить сопоставимость стандартов высшего образования со странами ЕС. Однако эта цель давно утратила актуальность – в Европе нас никто не ждал, напоминает доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ Марина Измайлова.

Сегодня основной вопрос в том, удается ли с помощью ЕГЭ решать задачи, связанные с обеспечением доступности высшего образования для абитуриентов из регионов и борьбы с коррупцией. Выпускники школ позитивно относятся к возможности подать документы одновременно в пять вузов, иногда находящихся в разных регионах страны. Если предположить, что ЕГЭ отменят, то сдать такое количество вступительных экзаменов физически невозможно. С другой стороны, ученики старших классов несколько лет находятся под постоянным психологическим давлением, связанным с особенностями подготовки к ЕГЭ.

На "Госуслугах" могут добавить возможность обратной связи о проведении ЕГЭ

«Смущает очевидное снижение качества знаний в процессе сугубо механического натаскивания на решение экзаменационных заданий, поскольку такой подход не предполагает развития когнитивных способностей», – говорит Измайлова. Вероятно, именно это стало решающим аргументом для 76% родителей, ратующих за отмену ЕГЭ, согласно одному из опросов портала SuperJob.ru.

В учительском сообществе большинство (63%) высказывается за отмену ЕГЭ, 34% – за сохранение, 3% занимают нейтральную позицию. Соотношение, вероятно, постепенно будет меняться, учитывая, что власти регионов практикуют материальное поощрение педагогов, подготовивших выпускников к успешному прохождению ЕГЭ. Так, в Краснодарском крае, Московской области, Республике Крым премии установлены в размере 100 тыс. руб., в Башкирии – 50 тыс. руб. Можно предположить, что учителя зарабатывают и на репетиторстве, индивидуально готовя учеников старших классов к сдаче ЕГЭ. В этом отношении продвигаемая система премирования не выглядит безупречной, сказала эксперт.

Отношение преподавателей вузов к ЕГЭ, скорее, негативное. Причина – в сомнениях по поводу самостоятельности сдачи некоторыми выпускниками экзаменов на высокие баллы. Несмотря на все строгости, нарушения имеют место, отметила собеседница «Профиля». Так, в текущем году в одном из пунктов сдачи в Приморском крае выявили массовое использование экзаменуемыми мобильных телефонов для получения ответов, в Москве зафиксирован случай утечки экзаменационных материалов по математике, в Новосибирской области несколько учеников пытались передать ответы с помощью скрытых устройств связи.

Недоверие к объективности результатов ЕГЭ вынуждает некоторые вузы проводить вступительные экзамены в классической форме – для проверки и подтверждения реального уровня знаний абитуриентов. Собственные правила устанавливают топовые учебные заведения – МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, РАНХиГС. Следовательно, Болонская система на российской почве высшего образования более чем за 15 лет в полной мере так и не прижилась, считает Марина Измайлова.

«Вузы обеспокоены отсутствием у абитуриентов основы для развития «мягких» навыков (критическое мышление, исследовательские навыки, аналитико-синтетические компетенции). Отказ от ЕГЭ и возвращение к традиционным государственным экзаменам кажется оправданным. Однако получится ли войти в одну реку дважды – большой вопрос», – резюмировала эксперт.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль