28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Больше, чем клуб: какие интриги стоят за выборами президента "Барселоны"
Барселона Испания Лионель Месси Спорт футбол

Больше, чем клуб: какие интриги стоят за выборами президента "Барселоны"

В воскресенье, 7 марта, пройдут выборы президента футбольного клуба «Барселона». Казалось бы, это событие должно интересовать только заядлых любителей футбола. Однако девиз фанатов «Барсы» – «Больше, чем клуб» (Mes que un club) – точно описывает сложившуюся ситуацию. Пестрый фон из скандалов и уголовных дел, неопределенность дальнейшей судьбы Лионеля Месси – все это сделало из предстоящих выборов событие международного масштаба. А их участники устроили яркую предвыборную гонку, по уровню интриги превосходящую многие реальные политические кампании. «Профиль» рассказывает, в какой обстановке пройдут эти выборы и кто на них, вероятнее всего, победит.

©Stephen Pond/PA Photos/TASS

Государство в государстве

Обычно футбольный клуб имеет конкретного владельца (пример – Роман Абрамович в «Челси», компания Red Bull в «РБ Лейпциг») либо является открытым акционерным обществом («Ювентус»). В этих случаях президент клуба – всего лишь функционер, назначенец.

У «Барселоны» же всё иначе. Собственность распределена между членами клуба – сосьос. Это около 150 тысяч человек, каждый из которых платит в год примерно 150 евро взносов. При этом статус сосьос передается по наследству, а получить его «с улицы» крайне сложно. Раз в несколько лет сосьос проводят президентские выборы. Избранный президент «Барселоны», таким образом, – народный представитель, политическая фигура.

Исторически пребывание президентов на каталонском «троне» заканчивалось непросто. В 1978–2000 годах клубом руководил Жозеп Нуньес – поначалу успешно, под конец не очень. В конце 1990-х молодой адвокат Жоан Лапорта организовал оппозиционное движение против Нуньеса, но свергнуть его не смог. Однако после ухода Нуньеса в «Барсе» ввели ограничение президентских сроков: не более двух подряд.

В начале 2000-х клуб возглавлял Жоан Гаспар: он провалился на экономическом фронте, впустую потратив на трансферы 200 млн евро, увяз в скандалах и, наконец, подал в отставку. Затем на президентский пост заступил вышеупомянутый Лапорта. Его правление было в целом успешным, однако после ухода Лапорту обвиняли в финансовых махинациях: в суде экс-президенту с трудом удалось избежать штрафа в 25 млн евро.

Со следующим президентом Сандро Росселем тоже связано немало историй. В 2013-м он провернул трансфер в «Барселону» бразильского вундеркинда Неймара за 57 млн евро. Однако позже выяснилось, что на самом деле было потрачено 100 млн, причем 15 млн из них ушли самому президенту. Россель ушел в отставку, но не избежал уголовного преследования, и в конце концов провел два года в каталонской тюрьме.

После ухода Росселя президентские выборы в 2015 году выиграл Жозеп Бартомеу.

Жозеп Бартомеу

LLUIS GENE / AFP/ East News

Пятилетка разорения

Спустя пять лет Бартомеу называли «худшим президентом в истории». Что же произошло?

Исторически «Барселону» всегда окружала особая «философия». Клуб позиционировал себя большой семьей, в которой один за другим подрастают воспитанники мирового уровня, передающие друг другу «клубный ДНК». А главным носителем этого ДНК (то есть приверженцем футбольных принципов, заложенных в 1970–1990-е годы голландцем Йоханом Кройффом) должен являться главный тренер.

Эта модель исправно работала в конце 2000-х: клубная академия «Ла Масия» регулярно поставляла звездных игроков в основную команду, которой руководил тренер (также бывший воспитанник и капитан «Барсы») Хосеп Гвардиола.

Однако Россель, а затем и Бартомеу повели клуб по другому пути. Его отличительной чертой стала закупка звезд на трансферном рынке: все началось как раз с трансфера Неймара, которого «Барселона» буквально вырвала у мадридского «Реала». На тренерский пост тем временем стали приглашать специалистов, не соответствующих принципам «Барселоны» (Эрнесто Вальверде) либо вовсе малоизвестных временщиков (Тата Мартино, Кике Сетьен).

Поначалу эта политика вроде бы себя оправдывала: Лигу чемпионов 2014/2015 «Барселона» выиграла усилиями гениальной тройки нападающих (Месси, Неймар, Суарес), игравших как бы на голом таланте. Но после той победы как отрезало. В 2015–2020 годах «Барселона» потратила на трансферы почти 1 миллиард евро – третий показатель в Европе. Почти все деньги ушли в молоко. Новые звезды (Филиппе Коутиньо за 145 млн евро, Усман Дембеле за 138 млн, Антуан Гризманн за 120 млн) не прижились в команде, а полтора десятка игроков, купленных за 10–40 млн, и вовсе ее уже покинули.

Куда катится мяч: после коронакризиса европейский футбол ожидают большие реформы

По подсчетам CIES Football Observatory, сегодняшний состав «Барселоны» стоит на рынке 826 млн евро. Для сравнения: действующий обладатель Кубка чемпионов «Бавария» оценена в 408 млн. Но затраченные ресурсы не позволили игрокам «Барселоны» снова победить в Лиге чемпионов – напротив, каждый год они вылетают из нее с оглушительным позором. 0:3 от «Ромы» в 2018 году, 0:4 от «Ливерпуля» в 2019-м, вишенка на торте – 2:8 от «Баварии» в 2020-м.

Парадокс: на маркетинговом фронте Жозеп Бартомеу вел дела с успехом – в 2019-м «Барселона» стала первым клубом, преодолевшим планку в 1 млрд евро выручки за сезон, и до сих пор остается самым доходным клубом Европы. И все равно над «Барсой» замаячила угроза банкротства. Во-первых, неудачные ходы на трансферном рынке пробили брешь в бюджете в размере 367 млн евро. Во-вторых, расходы на зарплаты игрокам раздулись до неприличных размеров (в отдельные моменты превышали 80% бюджета).

Пандемия коронавируса может добить «Барселону». В прошлом сезоне клуб недосчитался 120–140 млн евро доходов, столько же, вероятно, недополучит в нынешнем. Весной 2020-го руководство, несмотря на недовольство игроков, урезало зарплаты на 70%. Осенью прошло новое сокращение: сообщалось, что только согласие футболистов умерить аппетиты способно отсрочить банкротство каталонского клуба. А летом клуб спешно расчищал состав, почти задаром избавляясь от заслуженных игроков (Луис Суарес, Иван Ракитич, Артуро Видаль), лишь бы разгрузить зарплатную ведомость.

Впрочем, Бартомеу обвиняют не только в том, что он вогнал клуб в финансовую яму. Едва ли не более значимыми оказались имиджевые потери. Из «Барселоны» улетучилась семейная атмосфера: академия «Ла Масия» пришла в упадок, игроки поделились на конфликтующие группировки, капитан команды затеял публичную перепалку со спортивным директором. Главный скандал разразился весной 2020-го, когда выяснилось, что Бартомеу подрядил стороннюю SMM-организацию публиковать в соцсетях посты в его поддержку, а заодно критиковать игроков «Барсы».

Гений или злодейство?

Помимо этого в ситуации «Барселоны» есть еще один существенный фактор. Имя ему Лионель Месси. Влияние лучшего футболиста современности (если не лучшего в истории) на процессы в команде трудно переоценить. Уже несколько лет муссируются слухи, что живая легенда «Барсы» определяет состав на матчи и указывает, что делать тренерам. Впрочем, до лета 2020-го Месси вел себя в публичном пространстве сдержанно, заняв мирную позицию даже в неловкой ситуации с соцсетями.

При этом общее отношение Месси к ситуации в «Барселоне» более-менее известно. Его карьера клонится к закату, до ее завершения он хочет еще раз выиграть Лигу чемпионов. Неспособность боссов клуба создать «сильный спортивный проект» весьма разочаровывает Лионеля.

Лионель Месси

Shutterstock/ FOTODOM

После летнего унижения от «Баварии» его терпение лопнуло. Аргентинец, играющий за «Барселону» с 13 лет, засобирался на выход. Для этого он решил использовать прописанное в контракте право одностороннего разрыва до конца сезона. Правда, в обычных условиях этот пункт можно активировать до 1 июня. Но из-за пандемии все сдвинулось: Лигу чемпионов доигрывали в начале августа. Этим и воспользовался Бартомеу, наотрез отказавшись отпускать главную звезду. Он объявил, что расстанется с Месси только за 700 млн евро –заведомо неподъемную сумму для потенциальных покупателей (действующий трансферный рекорд – продажа Неймара в «ПСЖ» за 222 млн евро).

Лионель решил не идти в суд и остался в клубе. При этом высказал все, что накопилось: «Бартомеу обманывал много и на протяжении нескольких лет. Я просил помощи и понимания, но в ответ слышал только: «Нет, нет, нет». Бартомеу сливал слухи обо мне, чтобы выставить меня плохим парнем».

Правильно ли поступила «Барселона», удержав легенду, – вопрос, обсуждающийся на спортивных порталах уже около полугода. Месси стал для клуба и даром, и проклятием одновременно. С одной стороны, многие матчи он выигрывает практически в одиночку. С другой, его специфическая игровая роль раз за разом мешает команде в важнейших поединках.

То же самое происходит и на финансовом поле. Месси – главный маркетинговый актив «Барсы», по некоторым оценкам, он генерирует до 300 млн евро выручки каждый год. Но недавно вскрылись детали его контракта: за четыре года клуб должен выплатить Лионелю 555 млн евро. Нынешней «Барсе» это явно не под силу: в феврале сообщалось, что игроку не платят зарплату несколько месяцев, долг перед ним превышает 60 млн.

Летом разорительный контракт завершается, и Месси может свободно перейти в другой клуб. Но, по информации испанской прессы, окончательного решения он пока не принял. Ждет, чем закончатся выборы.

Революционный момент

Бартомеу должен был покинуть свой пост летом 2021 года по достижении максимального срока пребывания на президентском посту. Однако на фоне удручающих результатов и скандала с Месси на него посыпались требования о досрочной отставке. Оппозиционное крыло сосьос запустило предусмотренную уставом клуба процедуру импичмента. Она состоит из двух этапов: сначала инициативная группа собирает порядка 20 тыс. подписей и объявляет вотум недоверия, затем проводится референдум по вотуму, на котором за отставку должны высказаться уже две трети сосьос (100 тыс. человек).

Хроника событий прошлой осени в Барселоне напоминает сценарий фильма про свержение диктатуры (в сети даже проводили параллели с событиями в Белоруссии). Жители Барселоны собирались на митинги, готовили вотум недоверия (а им мешали хакеры, обрушившие сайт для сбора подписей), была даже назначена дата референдума… Но до голосования дело не дошло: в конце октября Бартомеу ушел сам.

Об одиозном экс-президенте «Барселоны» любители футбола, похоже, еще не раз услышат. Несколько дней назад Бартомеу был арестован по подозрению в коррупции – якобы часть денег, выплаченных тем самым SMM-щикам за критику игроков, он присвоил себе. Но к истории клуба это имеет уже косвенное отношение.

Предвыборные расклады

Последние несколько месяцев «Барселоной» заправляет временная администрация. Провести выборы нового президента планировалось еще в январе, но голосование было перенесено из-за коронавируса. Это дало время кандидатам дополнительно поупражняться в дебатах и PR-ходах.

Кто претендует на «расстрельную» должность? Первоначально свои кандидатуры выдвинули девять человек, однако шестеро из них не смогли собрать нужное количество подписей. В итоге 7 марта сосьос обнаружат в избирательных бюллетенях три фамилии: Фонт, Фрейша, Лапорта.

Кандидаты на пост следующего президента «Барселоны» Жоан Лапорта, Виктор Фонт и Тони Фрейша

Alejandro Garcia/ EPA/ TASS

Виктор Фонт – каталонский бизнесмен, который уже давно метит на руководящие посты в «Барсе». В 2010 году он работал в предвыборном штабе кандидата Марка Инглы, в 2015-м хотел избираться сам, но снялся на раннем этапе. К 2019-му Фонт разработал яркую предвыборную программу, а в прошлом году активно участвовал в отстранении Бартомеу.

Тони Фрейша, напротив, считается ставленником Бартомеу: он поддерживает связь с опальным функционером, а также входил в совет директоров клуба в годы его правления. Третий кандидат – тот самый Жоан Лапорта, возглавлявший «Барселону» в ее самые успешные годы (в конце 2000-х).

С учетом ситуации в клубе риторика всех кандидатов удивительно похожа: каждый выступает за возвращение к «потерянным ценностям», «кройффизму», воспитанникам в составе и так далее. Но делают это по-разному. К примеру, Виктор Фонт в случае победы пообещал назначить тренером знаменитого Хави, вокруг которого строилась «Барселона» десятилетней давности, а спортивным директором сделать сына Йохана Кройффа. Программа Фрейши опирается на идею возрождения «Ла Масии». Лапорта же упирает на некий барселонский «дух», рассчитывая на свою общую популярность в регионе (в его карьере даже есть опыт руководства каталонской политической партией, выступавшей за отделение от Испании).

Отдельно каждый из кандидатов высказался о ситуации с Месси. И Лапорта, и Фонт претендуют на голоса той часть сосьос, которая считает необходимым избежать ухода аргентинца. При этом Лапорта уверен, что его личной дружбы с Месси будет достаточно для решения контрактных вопросов. Фонт придумал более хитрую схему: он хочет предложить Лионелю пожизненное соглашение, расписав его обязательства после завершения игровой карьеры. И только Фрейша не считает необходимым удерживать Месси любой ценой, планируя сначала «сесть и поговорить» со звездой.

Затяжной кризис и новые форматы: влияние COVID-19 на спортивную индустрию

Что касается экономического кризиса, то здесь кандидаты ищут новые источники дохода для «Барселоны». Лапорта собирается выпустить долговые облигации, продажа которых поможет «Барсе» закрыть дыры в бюджете в кратчайший срок. Фонт предложил крупную программу реформ: пересмотреть схему владения имиджевыми правами на игроков, собирать с каждого фаната «Барсы» ежегодные пожертвования, выйти на рынок киберспорта и так далее.

Считается, что именно между Фонтом и Лапортой развернется основная борьба в ходе голосования (у Фрейши мало шансов, как у человека, близкого к Бартомеу). И если в прошлом году фаворитом считался Фонт как наиболее последовательный оппонент Бартомеу, то в последние месяцы политический опыт Лапорты, похоже, берет свое. С начала года он установил в Каталонии гигантские баннеры в свою поддержку, а также вывесил дерзкий баннер в Мадриде около стадиона «Реала» («С нетерпением жду новой встречи», – гласит полотнище).

Фонт же критикует Лапорту за отсутствие конструктива, но сам при этом допускает публичные просчеты (например, согласился подержать футболку «Реала» на одном из телешоу). В итоге за считанные дни до голосования и букмекерские конторы, и предвыборные опросы сосьос отдают предпочтение Лапорте.

Возможно, 7 марта длинная история скандалов в «Барселоне» закончится. Но даже если победивший кандидат вернет ей благообразный имидж, едва ли клубу, пять лет жившему не по средствам, удастся избежать последствий в виде затяжного кризиса.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама