26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Игра на выбывание: российский футбол стоит перед судьбоносным выбором
антироссийские санкции Россия спорт Спорт футбол

Игра на выбывание: российский футбол стоит перед судьбоносным выбором

Федерация футбола Крыма в июне обсудит вступление в состав Российского футбольного союза, заявил 13 мая ее руководитель Сергей Бородкин. Эта тема стала одной из самых обсуждаемых в отечественном спорте весной 2022 года: крымский футбол, выйдя из-под юрисдикции Украины в 2014-2015 годах, так и не стал по-настоящему российским. Сейчас же вопрос его «русификации» оказался увязан с противоположной по смыслу задачей – оспариванием санкций, наложенных на наш футбол после начала спецоперации на Украине. Выбор перед Российским футбольным союзом (РФС) предельно ясен: или футбольный Крым – наш, или Россия – часть мирового футбольного сообщества. «Профиль» с помощью экспертов разобрался в имеющихся сценариях.

Тренировка сборной России по футболу

Тренировка сборной России по футболу, март 2022 года

©Григорий Сысоев / РИА Новости

Содержание:

Что изменилось после начала спецоперации

В марте 2022 года ФИФА и УЕФА отстранили Россию от международных турниров. Сборная лишилась права отобраться на ЧМ-2022 в Катаре, клубы – путевок в Лигу чемпионов и Лигу Европы. На фоне этих событий представители крымского футбола активизировались. «Крым вернулся в родную гавань, давно пора и футболу, – заявил, в частности, Валерий Чалый из «Севастополя». – Я думаю, сегодня позвоним [президенту РФС Александру] Дюкову, чтобы они рассмотрели наш вопрос. Понятно, была сборная, были клубы, а сейчас ничего не держит».

Аналогичные призывы звучат из уст российских политиков. «Крым – это Россия. Не вижу причин, чтобы быть против [включения крымских клубов]. В чем проблема?» – аргументировал депутат Госдумы Николай Валуев. «Не надо бояться никаких санкций от УЕФА. Мы уже под санкциями, и это не на один год», – заверил его коллега по Госдуме Роман Терюшков. «Нас пытаются оградить от всего, отовсюду исключить. Сколько можно? Давайте будем идти прямо, правда за нами», – подключился губернатор Северной Осетии Сергей Меняйло.

УЕФА ввел санкции против российского футбола

Но сегодня статус крымских клубов все тот же. «Мы обмениваемся с РФС мнениями, рассуждаем, но не более того. Все пока на уровне личного общения», – рассказал 12 апреля нынешний глава крымского футбола Сергей Бородкин. 12 мая власти Севастополя сообщили, что одноименный клуб подал в РФС заявку на вступление, но так и не дождался ответа. В июне севастопольцы попробуют заявиться еще раз.

Тем временем в РФС тему крымского футбола публично не комментируют. Как рассказал «Профилю» источник, близкий к футбольному союзу, она действительно обсуждается, но пока РФС не хочет «лишний раз провоцировать партнеров». По редким интервью Александра Дюкова видно, что он не хочет обострять отношения с УЕФА. Например, в марте Россия вдруг подала заявку на проведение Евро-2028 и Евро-2032. Она изначально выглядела безнадежной, но Дюков объяснил логику: «Это возможность для диалога. Предлагаете закрыться? Разобрать стадионы?».

Чем рискует РФС

В начале марта громко прозвучала новость: Российскую премьер-лигу (РПЛ) исключили из Ассоциации европейских профессиональных лиг (EPFL). Судя по эмоциональным комментариям болельщиков в Сети, не все верно ее поняли. В действительности это малозначимая организация, присутствие в которой – сущая формальность. Реальная же опасность заключалась в том, что РФС лишится членства в ФИФА и УЕФА. Но 31 марта прошел конгресс ФИФА в Катаре, на котором ее исполком даже не стал обсуждать этот вопрос (хотя, по слухам, некоторые континентальные ассоциации лоббировали публичную казнь РФС). 11 мая аналогичный конгресс в Вене провела УЕФА – с тем же утешительным для России итогом. При этом делегации РФС были приглашены на оба форума.

Таким образом, футбольные санкции против России пошли по «мягкому» пути. В начале мая отстранение клубов и сборной было продлено на один сезон (2022/23 годов). Причем клубам в качестве компенсации начислят рейтинговые очки, чтобы РПЛ не упала слишком низко в зачете европейских лиг.

Глава УЕФА считает преждевременными разговоры об исключении РФС из организации

«УЕФА пора верстать сетку соревнований следующего сезона, некоторые из них стартуют уже в июне, – сообщил «Профилю» источник, близкий к РФС. – Соответственно, нужно искать замену России, поэтому и приняли такое решение. В целом неофициальная позиция УЕФА такова, что как только международная обстановка успокоится, Россия сможет вернуться во все турниры. Но если РФС примет клубы с территорий, которые УЕФА не считает российскими, это повлечет за собой бессрочный бан».

Такой бан подразумевает сложнейшую процедуру обратного принятия, подтвердил «Профилю» член комитета по маркетингу РФС, экс-директор московского «Локомотива» Алексей Киричек. «Важно, что РФС и УЕФА не отказываются от коммуникации. Если отношения прервутся, восстанавливать их придется годами», – считает он. «Сейчас нашей сборной запрещено играть только официальные матчи, но если РФС потеряет регистрацию в ФИФА, о товарищеских тоже можно будет забыть. Важен и материальный аспект. ФИФА и УЕФА ежегодно выделяют значительные суммы на развитие футбола в России, эти деньги идут через РФС. Исключат нас – больше не получим ни копейки», – предупреждает в беседе с «Профилем» почетный президент РФС, бывший вице-президент ФИФА Вячеслав Колосков.

Подсластил пилюлю России и президент УЕФА Александр Чеферин. В своих интервью словенец постоянно говорит, что санкции против россиян «разбивают ему сердце»: мол, спортсмены не должны страдать из-за «отдельных решений», но УЕФА «не могла поступить иначе».

Президент УЕФА Александр Чеферин

Санкции против российских клубов и сборных «разбивают сердце» президенту УЕФА Александру Чеферину. Тем не менее они были продлены на сезон 2022/23

CHRISTIAN BRUNA/EPA/Vostock Photo

Позиция международных ассоциаций далека от монолитной, подчеркивает Алексей Киричек. «В том же УЕФА состоит больше 50 стран, у которых разные точки зрения, – поясняет он. – Сколько из них настроены жестко по отношению к России? Этого ни УЕФА, ни ФИФА не могут просчитать. В марте сборные Польши, Швеции и Чехии отказались играть "стыки" с Россией за попадание на ЧМ-2022. По идее, ФИФА должна была присудить им технические поражения, а нам отдать путевку на мундиаль. Но что, если и другие его участники устроят России бойкот? Во что превратится турнир? Словом, приходится балансировать между интересами сторон. Есть, например, такая точка зрения: Украина тоже является членом УЕФА, сейчас ее национальный чемпионат прерван, а клубы неизвестно когда вернутся в еврокубки. Раз так, почему россияне должны играть?».

Давление на исполком УЕФА оказывают не только национальные федерации, продолжает Киричек. «Одним из стейкхолдеров УЕФА является Евросоюз, это закреплено юридически, а значит, с его политикой санкций нельзя не считаться. Добавьте сюда позицию бизнеса. Что, если телекомпании станут разрывать контракты на показ турниров, где участвует Россия? А ведь на долю медиаправ приходится до 80% выручки УЕФА», – говорит эксперт.

Есть ли шанс на отмену футбольных санкций

Да. РФС обжаловал решения ФИФА и УЕФА в Спортивном арбитражном суде в Лозанне (CAS). Линия защиты строится на том, что они лишены правовых оснований. В апреле сообщалось, что CAS якобы отклонил апелляцию России. На деле суд лишь отказал в ходатайстве о приостановке санкций на время разбирательств. То есть в том, чтобы сборной России и московскому «Спартаку» разрешили вернуться в свои турниры, пока CAS не вынесет окончательный вердикт. Самого же вердикта пока не было – возможно, мы узнаем его в мае.

В Олимпийском комитете России призвали искать новые форматы турниров в условиях санкций

Тем временем в других видах спорта появляются прецеденты в пользу России. Международная федерация санного спорта (FIL) также исключила россиян из своих соревнований, но 7 апреля ее внутренний арбитражный суд внял доводам российской стороны, постановив, что исполком FIL вышел «за пределы своей компетенции», а отстранение «продиктовано исключительно политическими мотивами».

Спустя месяц еще одна победа была одержана в настольном теннисе, где российским клубам «Факел-Газпрому» и УГМК не дали сыграть в полуфинале Лиги чемпионов. Арбитраж Европейского союза настольного тенниса (ETTU) признал это решение «дискриминационным», предписав еще раз провести розыгрыш турнира с участием россиян. Впрочем, точку в этих делах ставить рано: скорее всего, исполкомы FIL и ETTU пойдут отстаивать свою точку зрения в тот же CAS.

Так или иначе, РФС ждет новостей из Лозанны. «Нужно понять, куда ветер дует, – делится с «Профилем» источник при футбольном союзе. – Если суд, условно говоря, разрешит федерациям банить Россию на срок до пяти лет, значит, придется обдумать свое будущее. Вопрос в том, пойдет ли CAS на этот прецедент. Ведь военные конфликты в разных частях мира не редкость. Значит, теперь каждый из них переносится в сферу спорта? Если же CAS примет решение в пользу России вплоть до возвращения нашей сборной на ЧМ-2022, понятно, что вопрос с Крымом отходит на второй план».

Куда двинется российский футбол

К концу апреля РФС наметил три сценария развития в зависимости от результата судебных разбирательств. Первый – «европейский»: сохранение юридического статуса-кво в расчете на скорое снятие санкций. Второй – «азиатский»: переход из УЕФА в Азиатскую конфедерацию футбола. Третий – «внутренний»: реформа российских лиг с привлечением участников из «дружественных» стран.

Очевидно, интеграция с Крымом входит в третий сценарий. Возможны и другие опции. Команда из ДНР в чемпионате России – это «вопрос времени», заявил глава футбольного союза республики. В Абхазии же создают клуб, планирующий играть во втором российском дивизионе.

Эксперты «Профиля» отзываются об этих сценариях скептически. «Представьте себе перелет из Санкт-Петербурга в Малайзию на матч Азиатской лиги чемпионов, – говорит Киричек. – И так весь сезон. Ради чего? Спортивная составляющая в этом турнире вряд ли обеспечит нашим клубам рост профессионализма. А спонсоры Азиатской конфедерации футбола из «недружественных» стран наверняка уйдут из-за участия России. Значит, нам придется вливаться туда деньгами».

«Не факт, что нас примут в Азию, – соглашается футбольный агент, бывший гендиректор «Ростова» Юрий Белоус. – А если и примут, в финансовом плане будет провал. Россия получает от УЕФА десятки миллионов евро, призовые за участие в Азиатской лиге чемпионов на порядок меньше. Знаю, как в ней играют узбекские коллеги: сводят концы с концами. По моему опыту, во время кризиса нужно не дергаться, а спокойно ждать, когда все восстановится».

Свои угрозы таит и «внутренний» сценарий. «Абхазию принимать нельзя, это непризнанная республика, – убежден Вячеслав Колосков. – Теоретически можно интегрировать в РПЛ клубы Белоруссии, Казахстана, Узбекистана. Но это должны решать футбольные власти соответствующих государств. И что это нам даст, не понимаю. Разве их клубы повысят престиж, уровень конкуренции чемпионата России?»

Схватка бульдогов под трибунами: почему провалился запуск футбольной Суперлиги

Возможно, Европа вовсе не допустит образования открытого чемпионата России (с интернациональным составом участников). «Этот формат пресекается нормативными документами УЕФА, – делится опасениями источник, близкий к РФС. – Можно посмотреть на ситуацию с Суперлигой, которую захотели создать европейские топ-клубы. Им сразу пригрозили штрафами и многолетними дисквалификациями. По мнению УЕФА, только она может проводить международные турниры на постоянной основе».

Что же с крымским футболом? «Он остается в нынешнем статусе, пока ООН не признает полуостров частью России, – прогнозирует Колосков. – Быстрого решения здесь не будет. Мое мнение – сейчас лучше заняться другими проблемами нашего футбола».

Впрочем, существует и другой вариант. «Вопрос Крыма – не уровень РФС, – убежден Юрий Белоус. – Значит, он будет решен в администрации президента».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».