30 апреля 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: ""Русская мафия": сделано в Голливуде"

Архивная публикация 2003 года: ""Русская мафия": сделано в Голливуде"

Самый верный признак того, что какое-то явление превратилось в социокультурный миф, - утилизация его Голливудом. Это своеобразный сертификат общественного признания. И "русская мафия" его успешно получила, сделавшись устойчивым голливудским штампом.Произошло это на заре перестройки, когда в "Красной жаре" (Уолтер Хилл, 1988) Арнольд Шварценеггер в роли русского милиционера Ивана Данко ловил банду русско-грузинских торговцев наркотиками. Так русская мафия в качестве киношной страшилки пришла на смену кровавым чекистам из фильмов про Джеймса Бонда - генералам Пушкину и Гоголю.

Самый верный признак того, что какое-то явление превратилось в социокультурный миф, - утилизация его Голливудом. Это своеобразный сертификат общественного признания. И "русская мафия" его успешно получила, сделавшись устойчивым голливудским штампом.Произошло это на заре перестройки, когда в "Красной жаре" (Уолтер Хилл, 1988) Арнольд Шварценеггер в роли русского милиционера Ивана Данко ловил банду русско-грузинских торговцев наркотиками. Так русская мафия в качестве киношной страшилки пришла на смену кровавым чекистам из фильмов про Джеймса Бонда - генералам Пушкину и Гоголю.

Вообще, мафия как таковая - вечная голливудская тема. В американском кино - а значит, и в сознании всего "свободного мира" - бывает мафия итальянская, китайско-гонконгская, японская, латиноамериканская и вот теперь русская. Причем каждая из них имеет устойчивый образ: итальянская - бутлегерство и игорный бизнес начала века, латиноамериканская - наркотики, азиатская - экзотические притоны и хореографические композиции в стиле Джеки Чана и Брюса Ли. А вот "русская мафия", подобно русской душе, оказывается гремучей смесью всего на свете: тут и наркотики, и торговля оружием, и проституция, и бог знает что еще. И это немудрено. Все вышеперечисленные национальные разновидности организованной преступности давно уже стали частью американского общества и воспринимаются соответственно - как деталь привычного, устойчивого, вполне уютного мира, вроде чайна-таунов или пиццерий. А вот "русская мафия", как вообще все русское в новейшей истории, - это часть пугающего варварского мира, несущего хаос, а значит, и угрозу в рациональную, налаженную западную цивилизацию.

В сознании голливудских продюсеров (и, следовательно, в их фильмах) все смешалось: исламский терроризм, балканская война в недавнем прошлом, "русская мафия" (да еще с Чечней в придачу) - и стало частью единого, враждебного Америке мира, лежащего где-то на Востоке. Именно так все и обстоит, например, в "Миротворце" (Мими Ледер, 1997), где Джордж Клуни с Николь Кидман спасают мир от ядерного конфликта, который чуть не произошел благодаря русским торговцам оружием (главного играет звероподобный Александр Балуев, вполне способный привести в трепет любую американскую домохозяйку).

Единственная на сегодняшний день более-менее известная попытка использовать бренд "русская мафия" за пределами экшна - "Именинница" (Джез Баттерворт, 2001), опять же с Николь Кидман в главной роли. Фильм - черная комедия. Тут представлен весь букет бытовых культурных стереотипов о нас - от водки до русских проституток. Героиня Кидман, русская девушка Надя с не самой, очевидно, безупречной репутацией, посылает известно на какие три буквы (причем по-русски) своего жениха, ее кузены-сутенеры ходят в трениках, золотых цепях и кожаных пальто на голое тело, пьют водку из горла и чуть что хватаются за оружие. Видимо, как бы ни цивилизовывались наши отечественные бандиты, им так и суждено остаться среди самых варварских русских образов Голливуда - где-то между медведями и матрешками.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».