30 апреля 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Антиимперия"

Архивная публикация 2002 года: "Антиимперия"

К памятным датам приятно дарить небольшие подарки. Россия к очередной годовщине создания СНГ получила сразу несколько таких подарков. И что особенно приятно, с подношениями выступили бывшие союзные республики -- Украина, Белоруссия, Киргизия и Грузия.На Украине назначен новый премьер -- говорят, бывший донецкий губернатор Виктор Янукович придерживается промосковской ориентации. Строптивый белорусский батька Александр Лукашенко, еще недавно гневно отзывавшийся о смелых интеграционных планах российского президента, пал-таки в объятия Москвы, заявив, что "Белоруссия всегда была и будет другом России". На территории Киргизии (аккурат к визиту Владимира Путина в эту страну) началось развертывание российской авиабазы. А Грузия (вопреки прогнозам и невзирая на угрозы со стороны масхадовцев) приступила-таки к реальной борьбе с терроризмом, уничтожив на своей территории нескольких, по словам Владимира Путина, "наиболее одиозных террористов" и экстрадировав в Россию еще нескольких чеченских боевиков.
Впрочем, "подарками" все эти события можно назвать лишь весьма и весьма условно. Просто так сложились обстоятельства: и Россия постаралась, и Запад помог, да и сами дарители, может, и не хотели бы выделяться из общего ряда с подарками. Но пришлось.
"Донбасс порожняк не гонит"

Назначение Виктора Януковича главой украинского кабмина (так любовно на Украине называют правительство) стало ожидаемым и очень приятным для России событием. В последние месяцы позиции украинского президента серьезно ослабли -- оппозиция продолжает перманентную кампанию под лозунгом "Кучму -- геть!", сам глава государства так и не смог "отмыться" от обвинений в причастности к "делу Гонгадзе". А ко всему прочему добавились проблемы оттуда, откуда их вроде бы и не ждали -- из далекой Америки. США обвинили Украину ни много ни мало в причастности к поставкам Ираку радиолокационных систем "Кольчуга". Киев понял, что имеет все шансы на попадание в список "стран-изгоев", сотрудничающих с мировым терроризмом.
Попав под перекрестный огонь, Кучма сделал ставку на промосковского премьера. Ведь Янукович считается негласным лидером так называемого "донецкого клана" -- наиболее влиятельной финансово-политической группы в стране, традиционно тяготеющей к России и связанной с российским бизнесом многочисленными совместными проектами. Кучма рассудил, что такому человеку легче всего будет использовать пророссийскую риторику, подкрепляя ее, где возможно, реверансами в сторону Москвы. А без ее поддержки решить главную для Кучмы задачу -- мягкую, по российскому сценарию, передачу власти преемнику -- видимо, не удастся. Значит, уступать придется. Ведь с Западом вышла явная неувязочка.
Впрочем, украинская неувязочка не идет ни в какое сравнение с белорусской -- отношения Минска с Западом перешли в совсем обидную для Лукашенко плоскость. Его просто туда не пускают. Ахмеда Закаева пускают, а его -- президента европейского государства -- нет. Причем не пускают именно в тот момент, когда Лукашенко занял-таки принципиальную позицию по вопросам российско-белорусской интеграции. Дав понять, что, если Москва и дальше будет отделять белорусских "мух" от российских "котлет", он поищет себе друзей на Западе. Однако, не найдя там понимания (поговаривают, что решение не давать Лукашенко визу было предварительно согласовано с Москвой), "батька" все-таки одумался.
Оказавшись в изоляции, Лукашенко, по сути, обратился к России с просьбой стать посредником в отношениях Белоруссии с Западом. Москва же, согласившись на это, тут же посоветовала "батьке" быть более сговорчивым. В итоге Лукашенко заявил о готовности в любой момент начать переговоры с ОБСЕ о выработке нового мандата этой организации в Белоруссии.
В ходе встречи с Путиным Лукашенко пообещал в самое ближайшее время подписать указ об акционировании РУП "Белтрансгаз". Тем самым дав понять, что вопрос о создании совместного с "Газпромом" газотранспортного предприятия вот-вот должен решиться к полному удовольствию российской стороны. И хотя видение путей дальнейшей интеграции у лидеров обеих стран, судя по всему, так и осталось разным (по слухам, вопрос о том, на каких именно условиях будет строиться белорусско-российский союз, даже не обсуждался), встреча президентов явно пошла в актив России. В конце концов, проект под названием "Союзное государство" всегда носил немного виртуальный характер. Другое дело -- экономические интересы. И Москва дает понять, что главное для нее -- это экономика.
Вихрь-антитеррор

Эффектное турне Владимира Путина в Китай и Индию завершилось не менее эффектно в Киргизии. К визиту президента началась переброска российских военных самолетов на аэродром Кант близ Бишкека. Несмотря на то, что формально речь идет лишь об "авиационной компоненте" сил быстрого развертывания, о создании которых участники Договора о коллективной безопасности (РФ, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) договорились еще в прошлом году, Россия дала понять, что рассматривает авиабазу в качестве форпоста своего военного присутствия в Центральной Азии. О чем недвусмысленно заявил министр обороны Сергей Иванов, также побывавший в Канте.
Наблюдатели отмечают, что российское военное присутствие в регионе носит главным образом символический характер: чуть более года назад на другой киргизской авиабазе -- в Манасе -- прочно обосновались американцы. И хотя активная фаза антитеррористической операции в Афганистане практически завершена, покидать регион, по крайней мере в ближайшее время, американские военные явно не намерены. Понятно, что соперничать с США за влияние в Средней Азии Россия не может. Однако, рассудили в Москве, даже сам факт присутствия России может быть небесполезен. Хотя бы для нанесения собственных упреждающих антитеррористических ударов, о возможности которых заявил в Бишкеке глава российского оборонного ведомства. Ведь очевидно, что американцы намерены решать в центрально-азиатском регионе исключительно свои задачи. Что не может не беспокоить не только Россию, но и ту же Киргизию, где в борьбе с противниками Аскар Акаев по-прежнему может рассчитывать лишь на Москву. А это значит, что о собственных интересах и интересах своих союзников России придется заботиться самостоятельно.
Впрочем, в антитеррористической борьбе у Москвы появился неожиданный союзник. Грузия, ранее отказывавшаяся вместе с Россией бороться с чеченскими боевиками, из-за чего между двумя странами то и дело вспыхивали совсем нешуточные конфликты, стала более сговорчивой. Выдав Москве очередную партию пойманных на ее территории сепаратистов, Грузия занялась уничтожением боевиков у себя дома. Среди ликвидированных террористов оказались лица, причастные к взрывам жилых домов в Москве осенью 1999 года. Более того, Эдуард Шеварднадзе заявил, что "допустил большую ошибку, когда не обратил внимания на террористическую угрозу", и пообещал впредь таких ошибок не допускать.
Шаги грузинских властей получили поддержку в Москве. И хотя "подвижек" по другим спорным вопросам (Абхазия, судьба российских военных баз в Грузии, визовый режим и т.д.) нет и пока не предвидится, Шеварднадзе, судя по всему, занялся улаживанием наиболее острых проблем двусторонних отношений. Осознав, видимо, что Грузия очень уж зависима от России. А ставка на западную помощь оказалась явно завышенной -- ни ЕС, ни США не имеют прямой заинтересованности в Грузии. Поэтому и не спешат решать ее проблемы.
В объятиях старшего брата

Судя по всему, синдром огульного перетягивания на себя всего постсоветского одеяла у России прошел. Теперь Москва старается притягивать либо тех, кто для нее действительно важен, либо тех, кто сам к ней по-настоящему тяготеет. И готов подкрепить свое желание конкретными шагами. При этом мотивы сближения непринципиальны. "Достала" доморощенная оппозиция? -- Добро пожаловать в Москву. Нет денег и негде взять? -- Рассмотрим. Есть желание поучаствовать? -- Присоединяйтесь. Отвернулся Запад? -- Попробуйте строить отношения с нами.
По всей видимости, последний мотив все чаще начинает играть решающую роль в попытках стран Содружества наладить более тесные отношения с Россией -- и в экономической, и в военно-политической сфере. Не случайно западные наблюдатели отмечают, что уходящий год можно назвать годом "экономических разочарований" для многих стран СНГ. Ведь на протяжении последних десяти лет, пытаясь избавиться от комплекса "младшего брата" в отношениях с Россией, страны Содружества стремились к более тесной интеграции с Западом: говорили о готовности вступить то в НАТО, то в ЕС. Однако западные страны явно не торопятся открывать для бывших союзных республик свои рынки и не форсируют вступление этих стран в свои военно-политические союзы. Запад сомневается как в достаточной "рыночности" постсоветских экономик, так и в подлинной демократичности их посткоммунистических режимов. Выталкивая эти страны в объятия России, Запад волей-неволей дает ей шанс снова укрепить свои позиции в той части земного шара, которая еще полтора десятилетия назад находилась в сфере влияния Москвы, но в последние годы активно стремилась от этого влияния избавиться.
Вопрос в том, сможет ли Россия правильно воспользоваться предоставленным ей шансом, не растратит ли появившийся ресурс на лоббирование узкокорпоративных проектов и не разменяет ли его на решение частных и сугубо конъюнктурных проблем.

Внешняя торговля России

К памятным датам приятно дарить небольшие подарки. Россия к очередной годовщине создания СНГ получила сразу несколько таких подарков. И что особенно приятно, с подношениями выступили бывшие союзные республики -- Украина, Белоруссия, Киргизия и Грузия.На Украине назначен новый премьер -- говорят, бывший донецкий губернатор Виктор Янукович придерживается промосковской ориентации. Строптивый белорусский батька Александр Лукашенко, еще недавно гневно отзывавшийся о смелых интеграционных планах российского президента, пал-таки в объятия Москвы, заявив, что "Белоруссия всегда была и будет другом России". На территории Киргизии (аккурат к визиту Владимира Путина в эту страну) началось развертывание российской авиабазы. А Грузия (вопреки прогнозам и невзирая на угрозы со стороны масхадовцев) приступила-таки к реальной борьбе с терроризмом, уничтожив на своей территории нескольких, по словам Владимира Путина, "наиболее одиозных террористов" и экстрадировав в Россию еще нескольких чеченских боевиков.

Впрочем, "подарками" все эти события можно назвать лишь весьма и весьма условно. Просто так сложились обстоятельства: и Россия постаралась, и Запад помог, да и сами дарители, может, и не хотели бы выделяться из общего ряда с подарками. Но пришлось.

"Донбасс порожняк не гонит"


Назначение Виктора Януковича главой украинского кабмина (так любовно на Украине называют правительство) стало ожидаемым и очень приятным для России событием. В последние месяцы позиции украинского президента серьезно ослабли -- оппозиция продолжает перманентную кампанию под лозунгом "Кучму -- геть!", сам глава государства так и не смог "отмыться" от обвинений в причастности к "делу Гонгадзе". А ко всему прочему добавились проблемы оттуда, откуда их вроде бы и не ждали -- из далекой Америки. США обвинили Украину ни много ни мало в причастности к поставкам Ираку радиолокационных систем "Кольчуга". Киев понял, что имеет все шансы на попадание в список "стран-изгоев", сотрудничающих с мировым терроризмом.

Попав под перекрестный огонь, Кучма сделал ставку на промосковского премьера. Ведь Янукович считается негласным лидером так называемого "донецкого клана" -- наиболее влиятельной финансово-политической группы в стране, традиционно тяготеющей к России и связанной с российским бизнесом многочисленными совместными проектами. Кучма рассудил, что такому человеку легче всего будет использовать пророссийскую риторику, подкрепляя ее, где возможно, реверансами в сторону Москвы. А без ее поддержки решить главную для Кучмы задачу -- мягкую, по российскому сценарию, передачу власти преемнику -- видимо, не удастся. Значит, уступать придется. Ведь с Западом вышла явная неувязочка.

Впрочем, украинская неувязочка не идет ни в какое сравнение с белорусской -- отношения Минска с Западом перешли в совсем обидную для Лукашенко плоскость. Его просто туда не пускают. Ахмеда Закаева пускают, а его -- президента европейского государства -- нет. Причем не пускают именно в тот момент, когда Лукашенко занял-таки принципиальную позицию по вопросам российско-белорусской интеграции. Дав понять, что, если Москва и дальше будет отделять белорусских "мух" от российских "котлет", он поищет себе друзей на Западе. Однако, не найдя там понимания (поговаривают, что решение не давать Лукашенко визу было предварительно согласовано с Москвой), "батька" все-таки одумался.

Оказавшись в изоляции, Лукашенко, по сути, обратился к России с просьбой стать посредником в отношениях Белоруссии с Западом. Москва же, согласившись на это, тут же посоветовала "батьке" быть более сговорчивым. В итоге Лукашенко заявил о готовности в любой момент начать переговоры с ОБСЕ о выработке нового мандата этой организации в Белоруссии.

В ходе встречи с Путиным Лукашенко пообещал в самое ближайшее время подписать указ об акционировании РУП "Белтрансгаз". Тем самым дав понять, что вопрос о создании совместного с "Газпромом" газотранспортного предприятия вот-вот должен решиться к полному удовольствию российской стороны. И хотя видение путей дальнейшей интеграции у лидеров обеих стран, судя по всему, так и осталось разным (по слухам, вопрос о том, на каких именно условиях будет строиться белорусско-российский союз, даже не обсуждался), встреча президентов явно пошла в актив России. В конце концов, проект под названием "Союзное государство" всегда носил немного виртуальный характер. Другое дело -- экономические интересы. И Москва дает понять, что главное для нее -- это экономика.

Вихрь-антитеррор


Эффектное турне Владимира Путина в Китай и Индию завершилось не менее эффектно в Киргизии. К визиту президента началась переброска российских военных самолетов на аэродром Кант близ Бишкека. Несмотря на то, что формально речь идет лишь об "авиационной компоненте" сил быстрого развертывания, о создании которых участники Договора о коллективной безопасности (РФ, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) договорились еще в прошлом году, Россия дала понять, что рассматривает авиабазу в качестве форпоста своего военного присутствия в Центральной Азии. О чем недвусмысленно заявил министр обороны Сергей Иванов, также побывавший в Канте.

Наблюдатели отмечают, что российское военное присутствие в регионе носит главным образом символический характер: чуть более года назад на другой киргизской авиабазе -- в Манасе -- прочно обосновались американцы. И хотя активная фаза антитеррористической операции в Афганистане практически завершена, покидать регион, по крайней мере в ближайшее время, американские военные явно не намерены. Понятно, что соперничать с США за влияние в Средней Азии Россия не может. Однако, рассудили в Москве, даже сам факт присутствия России может быть небесполезен. Хотя бы для нанесения собственных упреждающих антитеррористических ударов, о возможности которых заявил в Бишкеке глава российского оборонного ведомства. Ведь очевидно, что американцы намерены решать в центрально-азиатском регионе исключительно свои задачи. Что не может не беспокоить не только Россию, но и ту же Киргизию, где в борьбе с противниками Аскар Акаев по-прежнему может рассчитывать лишь на Москву. А это значит, что о собственных интересах и интересах своих союзников России придется заботиться самостоятельно.

Впрочем, в антитеррористической борьбе у Москвы появился неожиданный союзник. Грузия, ранее отказывавшаяся вместе с Россией бороться с чеченскими боевиками, из-за чего между двумя странами то и дело вспыхивали совсем нешуточные конфликты, стала более сговорчивой. Выдав Москве очередную партию пойманных на ее территории сепаратистов, Грузия занялась уничтожением боевиков у себя дома. Среди ликвидированных террористов оказались лица, причастные к взрывам жилых домов в Москве осенью 1999 года. Более того, Эдуард Шеварднадзе заявил, что "допустил большую ошибку, когда не обратил внимания на террористическую угрозу", и пообещал впредь таких ошибок не допускать.

Шаги грузинских властей получили поддержку в Москве. И хотя "подвижек" по другим спорным вопросам (Абхазия, судьба российских военных баз в Грузии, визовый режим и т.д.) нет и пока не предвидится, Шеварднадзе, судя по всему, занялся улаживанием наиболее острых проблем двусторонних отношений. Осознав, видимо, что Грузия очень уж зависима от России. А ставка на западную помощь оказалась явно завышенной -- ни ЕС, ни США не имеют прямой заинтересованности в Грузии. Поэтому и не спешат решать ее проблемы.

В объятиях старшего брата


Судя по всему, синдром огульного перетягивания на себя всего постсоветского одеяла у России прошел. Теперь Москва старается притягивать либо тех, кто для нее действительно важен, либо тех, кто сам к ней по-настоящему тяготеет. И готов подкрепить свое желание конкретными шагами. При этом мотивы сближения непринципиальны. "Достала" доморощенная оппозиция? -- Добро пожаловать в Москву. Нет денег и негде взять? -- Рассмотрим. Есть желание поучаствовать? -- Присоединяйтесь. Отвернулся Запад? -- Попробуйте строить отношения с нами.

По всей видимости, последний мотив все чаще начинает играть решающую роль в попытках стран Содружества наладить более тесные отношения с Россией -- и в экономической, и в военно-политической сфере. Не случайно западные наблюдатели отмечают, что уходящий год можно назвать годом "экономических разочарований" для многих стран СНГ. Ведь на протяжении последних десяти лет, пытаясь избавиться от комплекса "младшего брата" в отношениях с Россией, страны Содружества стремились к более тесной интеграции с Западом: говорили о готовности вступить то в НАТО, то в ЕС. Однако западные страны явно не торопятся открывать для бывших союзных республик свои рынки и не форсируют вступление этих стран в свои военно-политические союзы. Запад сомневается как в достаточной "рыночности" постсоветских экономик, так и в подлинной демократичности их посткоммунистических режимов. Выталкивая эти страны в объятия России, Запад волей-неволей дает ей шанс снова укрепить свои позиции в той части земного шара, которая еще полтора десятилетия назад находилась в сфере влияния Москвы, но в последние годы активно стремилась от этого влияния избавиться.

Вопрос в том, сможет ли Россия правильно воспользоваться предоставленным ей шансом, не растратит ли появившийся ресурс на лоббирование узкокорпоративных проектов и не разменяет ли его на решение частных и сугубо конъюнктурных проблем.


Внешняя торговля России

ГодЭкспорт ($ млрд.)Импорт ($ млрд.)

199467,850,4

199582,962,6

199690,668,1

199789,071,9

199874,958,0

199975,739,5

2000105,644,9

2001101,653,7

2002 год

январь6,83,7

февраль6,74,0

март8,34,7

апрель9,35,1

май8,54,7

июнь8,14,9

июль9,15,4

август9,65,0

сентябрь9,95,2

Источник: Центральный Банк России (www.cbr.ru).

Экспорт и импорт стран СНГ в январе--августе 2002 года ($ млн.)

~0102~Страна~0201~Экспорт~0201~Импорт

в страны СНГв другие страны мираиз стран СНГиз других стран мира

Россия9465,155585,76434,122262,0

Украина2678,28394,35638,34949,2

Казахстан1411,24368,91930,42335,8

Белоруссия2808,42360,03776,21686,4

Азербайджан138,81007,0409,3600,2

Молдавия224,3165,7230,6396,1

Таджикистан134,7337,7362,8122,0

Армения56,1244,5168,0412,5

Киргизия105,1211,4203,6167,7

Грузия101,2107,6181,2286,1

Источник: Центральный Банк России (www.cbr.ru).


Данные по Туркмении и Узбекистану отсутствуют.


Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ.

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».