Архивная публикация 2005 года: "Спанки в городе"
Кристофер Фаулер. Спанки. «Азбука-классика».
Основатель компании Сreative Partnership Кристофер Фаулер больше
прославился как идеолог рекламных кампаний фильмов Бернардо Бертолуччи,
Квентина Тарантино, Питера Гринуэя, Ридли Скотта и других известных
режиссеров.Это несмотря на то, что в литературе он дебютировал еще в
начале 80-х и к нынешнему дню успел порадовать публику более чем
десятком романов, три из которых переведены на русский.
«Спанки» — современная вариация на тему искушения Фауста. Автор
оказался перед моральной проблемой: с одной стороны, он замахнулся на
глубоко философскую притчу, с другой стороны, у него почему-то
получается сценарий для голливудского триллера. Сплав получился
удачным. Правда, Гильермо дель Торо, который планирует снять фильм по
роману, наверняка откажется от всех философских изысканий.
Мартин Росс — двадцатитрехлетний менеджер мебельного магазина с
весьма прозрачными перспективами на скорое увольнение (типа Фауст). У
него есть демоническое и совершенно аморальное «альтер эго»
Спансиалозофус Лакримоза (типа Мефистофель), или попросту Спанки.
Спанки представляет себя даэмоном, то есть существом, имеющим
обыкновение «связывать себя с каким-то человеком, покровительствуя ему
и помогая решать все жизненные проблемы». Поначалу даэмон и в самом
деле кажется добрым гением. Он обеспечивает Мартину роскошную жизнь —
восхитительных женщин, должность второго (кстати, почему не первого?)
человека в компании с соответствующей зарплатой, новую прекрасную
квартиру. Также даэмон решает психологические проблемы в семье своего
подопечного: налаживает отношения между давно чужими друг другу
родителями, спасает от депрессии сестру Мартина и учит его самого
использовать людей в своих интересах.
В отличие от Мефистофеля, требующего за свои услуги бессмертную
человеческую душу, Спанки нужно лишь тело, поскольку «архаичные
библейские законы отпускают бренной человеческой оболочке» три раза по
двадцать лет и еще десяток. Срок пребывания даэмона в предыдущем теле
вот-вот закончится, и душа Спансиалозофуса окажется запертой внутри
человеческого трупа.
Получив от Мартина решительный отказ, Спанки начинает методично
уничтожать как близких Россу людей, так и просто случайных прохожих. От
выпавших на его долю испытаний Мартин вполне по-голливудски укрепляется
духом. «Мне еще ни разу не доводилось сталкиваться с ситуацией, когда
простой смертный был бы настолько упрям», — сетует Спанки. Сломить
ставшего уже почти суперменом Мартина может нечто экстраординарное — и
злой дух начинает действовать методами исламских террористов, устраивая
обрушение многолюдного торгового центра на Оксфорд-стрит.
В финале книги на первом плане оказывается философия. Мартин
приходит к выводу, что Спанки — это его худшая половина. И точно такой
же даэмон подстерегает любого из нас.
Кристофер Фаулер. Спанки. «Азбука-классика».
Основатель компании Сreative Partnership Кристофер Фаулер больше
прославился как идеолог рекламных кампаний фильмов Бернардо Бертолуччи,
Квентина Тарантино, Питера Гринуэя, Ридли Скотта и других известных
режиссеров.Это несмотря на то, что в литературе он дебютировал еще в
начале 80-х и к нынешнему дню успел порадовать публику более чем
десятком романов, три из которых переведены на русский.
«Спанки» — современная вариация на тему искушения Фауста. Автор
оказался перед моральной проблемой: с одной стороны, он замахнулся на
глубоко философскую притчу, с другой стороны, у него почему-то
получается сценарий для голливудского триллера. Сплав получился
удачным. Правда, Гильермо дель Торо, который планирует снять фильм по
роману, наверняка откажется от всех философских изысканий.
Мартин Росс — двадцатитрехлетний менеджер мебельного магазина с
весьма прозрачными перспективами на скорое увольнение (типа Фауст). У
него есть демоническое и совершенно аморальное «альтер эго»
Спансиалозофус Лакримоза (типа Мефистофель), или попросту Спанки.
Спанки представляет себя даэмоном, то есть существом, имеющим
обыкновение «связывать себя с каким-то человеком, покровительствуя ему
и помогая решать все жизненные проблемы». Поначалу даэмон и в самом
деле кажется добрым гением. Он обеспечивает Мартину роскошную жизнь —
восхитительных женщин, должность второго (кстати, почему не первого?)
человека в компании с соответствующей зарплатой, новую прекрасную
квартиру. Также даэмон решает психологические проблемы в семье своего
подопечного: налаживает отношения между давно чужими друг другу
родителями, спасает от депрессии сестру Мартина и учит его самого
использовать людей в своих интересах.
В отличие от Мефистофеля, требующего за свои услуги бессмертную
человеческую душу, Спанки нужно лишь тело, поскольку «архаичные
библейские законы отпускают бренной человеческой оболочке» три раза по
двадцать лет и еще десяток. Срок пребывания даэмона в предыдущем теле
вот-вот закончится, и душа Спансиалозофуса окажется запертой внутри
человеческого трупа.
Получив от Мартина решительный отказ, Спанки начинает методично
уничтожать как близких Россу людей, так и просто случайных прохожих. От
выпавших на его долю испытаний Мартин вполне по-голливудски укрепляется
духом. «Мне еще ни разу не доводилось сталкиваться с ситуацией, когда
простой смертный был бы настолько упрям», — сетует Спанки. Сломить
ставшего уже почти суперменом Мартина может нечто экстраординарное — и
злой дух начинает действовать методами исламских террористов, устраивая
обрушение многолюдного торгового центра на Оксфорд-стрит.
В финале книги на первом плане оказывается философия. Мартин
приходит к выводу, что Спанки — это его худшая половина. И точно такой
же даэмон подстерегает любого из нас.
Тайна Колумба
Дина Рубина. Холодная весна в Провансе. «ЭКСМО».
В путевые заметки о путешествии по Голландии, Италии, Франции и
Испании органично вплетены драматические истории разбросанных по миру
еврейских семей. Особенно впечатляет испанская часть путешествия,
сопровожденная историческим экскурсом. В 1492 году был издан декрет,
предписывающий евреям покинуть Испанию под угрозой смерти или потери
имущества. Многие уехали, но многие остались. Самых упрямых сожгли на
костре, остальные приняли крещение и стали Хуанами, Ромиресами, Диего
или Санчо. Рубина выдвигает гипотезу, что Христофор Колумб тоже был
евреем, а тайной целью его плавания был поиск исчезнувших десяти
израилевых колен, обосновавшихся, по преданиям, на островах в океане.
Творческий гурман
Арнон Грюнберг. Фантомная боль. «Фантом Пресс».
Первый же роман писателя Роберта Г. Мельмана (главного героя книги
Грюнберга), «268-й номер в списке лучших теннисистов мира», принес ему
признание. Но недолгое. Случай сводит его с госпожой Фишер, дочерью
выходцев из России, владеющей уникальной коллекцией доставшихся от
предков рецептов польских и еврейских блюд. Обработав архив новой
знакомой, Роберт создает энциклопедию польско-еврейской кухни,
одновременно крутя романы с различными девушками.
Гибель империи
Петер Зилахи. Последний Окножираф. «НЛО».
Название взято из детского Лексикона (энциклопедии для детей), где
ablak, то есть слово на первую букву алфавита, означает «окно», в то
время как жираф — zsiraf — начинается с его последней буквы. Хотя книга
и позиционируется как «балканская энциклопедия», правильнее было бы
назвать ее венгерско-югославской. Автор — проживший много лет в
Белграде венгр. Как истинный мадьяр, он порой относится к Югославии
лишь как к отколовшейся южной части Великой Венгрии и поэтому постоянно
вставляет краткие эссе из истории становления Венгерского государства.
Писатель был очевидцем войны в Югославии, но это не помешало ему с
сарказмом писать о стране, выстоявшей в жесточайшей войне с фашизмом и
развалившейся как карточный домик из-за религиозных противоречий.
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».