26 декабря 2024
USD 99.61 -0.26 EUR 103.94 -0.29
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Закат дикой природы: на Земле началось шестое массовое вымирание
животные Наука и Технологии экология

Закат дикой природы: на Земле началось шестое массовое вымирание

«Профиль» продолжает серию материалов об утрате биоразнообразия Земли. По мнению экспертов, эта угроза только начинает осознаваться в ряду глобальных вызовов XXI века.

Лов рыбы сетями в реке

Средняя численность млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий и рыб упала на 68% в 1970–2016 годах

©Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ/ Vostock Photo
Содержание:

Первая часть: Каким животным грозит исчезновение из-за деятельности человека

Новый тренд: сокращение массовых видов

С экологической точки зрения сейчас продолжается тот же процесс, который тысячелетия назад запустили древние охотники: гомо сапиенс как вершина пищевой цепи эксплуатирует остальные виды. Однако масштаб кардинально изменился. Вплоть до XX века человек наносил урон популяциям напрямую: убивая, вылавливая, добывая. Объектом его интереса была преимущественно мегафауна (животные тяжелее 45 кг): доказано, что вымирание в четвертичном периоде не затронуло мелких и морских животных. Некоторые виды человек извел, однако, учитывая стабильную численность населения Земли и отсутствие технологий массового поражения, биосфере в целом ничего не угрожало.

Землю может ждать шестая волна массового вымирания, предупредил ученый

Но за последние полвека экологический след человечества вырос на 75%. Его рассчитывает организация Global Footprint Network, выясняя, соответствуют ли суммарные потребности людей биопотенциалу Земли. В 1970 году они впервые его превысили – 23 декабря наступил символический День экологического долга, после которого потребленные ресурсы брались как бы взаймы у природы. С тех пор этот день наступает все раньше – в 2022 году его объявили 28 июля.

На этом фоне наблюдается настоящее схлопывание биосферы – исчезают почти все живые существа. WWF изучил динамику 20 811 популяций позвоночных – млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий, рыб. Вывод: их средняя численность в 1970–2016 годах упала на 68%.

Отдельные цифры внутри этого тренда выглядят еще тревожнее. Так, из всех регионов наиболее драматические события разворачиваются в Латинской Америке – там за 47 лет популяции сократились на 94%.

Среди групп животных хуже всего статистика по обитателям пресноводных водоемов – падение численности на 84% за отчетный период. Каждый третий пресноводный вид может исчезнуть, настаивает WWF. Количество угрожающих им факторов особенно велико: брошенные рыболовные сети, травмирование винтами судов, плотины, ГЭС. А главное – микробы, которые заносятся сточными водами: они способствуют активному размножению водорослей. Кстати, одной из причин пермского вымирания называют водоросли и бактерии, пропитавшие водоемы ядовитой слизью.

Cвои «красные сигналы» подают все экосистемы, можно заключить из научных публикаций последних лет. В 2005–2020 годах погибла половина кораллов Большого барьерного рифа, и к концу столетия коралловые рифы могут полностью исчезнуть. Сокращается птичье поголовье: с 1980-х годов в Европе исчезла каждая шестая птица, а численность воробьев уменьшилась вдвое.

Кораллы Большого барьерного рифа

Коралловые рифы могут полностью исчезнуть к концу столетия

Shutterstock/FOTODOM

Директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко считает олицетворением этих трендов русскую выхухоль – небольшого зверька-эндемика Европейской части России, который до XX века встречался повсеместно. Он выделяет четыре фактора, влияющих на ее популяцию.

  1. Вырубки леса и осушения болот в годы СССР. Пойменные местообитания, где живет выхухоль, стали исчезать. Плюс сооружение каскада ГЭС на Волге привело к затоплению сотен тысяч гектаров пойменных угодий, уничтожив около 1 млн выхухолей.
  2. Сельскохозяйственное и промышленное загрязнение водоемов. У выхухоли практически нет жировой прослойки, она сохраняет тепло в холодной воде благодаря чистоте меха. Загрязненный мех означает избыточную теплопотерю и гибель. По совокупности этих факторов к 1990 году популяции выхухоли оценивались в 40 тыс. особей.
  3. В 1990-х годах началось массовое браконьерство. Выхухоль не промышляли, но она попадалась рыбакам, использующим лесочные сети китайского производства. По словам Зименко, они стали смертельными конвейерами для речной и озерной живности. К 2001 году численность выхухоли упала до 28 тыс. особей, к 2017-му – до 8 тыс.
  4. С начала XXI века сказываются климатические изменения. Чаще случаются засухи, мелеют реки и озера. Хуже того, начались периодические зимние паводки: вода поднимается подо льдом, затапливая норы выхухоли, и она теряет источники воздуха для дыхания.

«Сейчас выхухоли осталось около пяти тысяч, и это оптимистичное предположение, – говорит Зименко. – В прошлом году мы пытались поймать зверьков для питомника, ловили в наиболее благоприятных местах обитания. Оказалось, что всего за несколько лет численность популяций в них снизилась в 8–13 раз».

Русская выхухоль

По оптимистичным оценкам, сейчас осталось около пяти тысяч особей выхухоли

Andrey Zvoznikov/Interfoto/Vostock Photo

Мы не знаем всей картины

Эта проблема особенно актуальна, если «спускаться» от позвоночных к другим царствам и группам живых существ. Так, до сих пор не составлены карты ареалов до 50% видов растений. Можно лишь изучить некоторую выборку и экстраполировать выводы на все царство. Сделав это, WWF определил, что 22% растительных видов (большинство из них находится в тропическом поясе) угрожает исчезновение, что сравнимо с соответствующим риском для млекопитающих.

Ученые выяснили, сколько животных исчезнет с лица Земли к концу столетия

Отдельная тема – беспозвоночные, на долю которых приходится 97% всех описанных видов животных. Без изучения этой группы вряд ли вообще можно судить о состоянии биоразнообразия на Земле. В последние годы насекомые привлекают все больше внимания исследователей. И все же достоверные данные фрагментарны. Так, в Великобритании популяция крупных мотыльков с 1969 по 2016 год сократилась на 31%. Там же в 1994–2008 годах на 30% и более снизилась численность половины видов жужелиц. В Германии в 2008–2017 годах насекомых на пастбищах стало меньше на 78%.

Больше всего информации по тем насекомым, которых легко наблюдать. Например, по бабочкам. В американском штате Огайо регулярный мониторинг бабочек ведется с 1996 года: за 20 лет их численность упала на треть. В Нидерландах за этими насекомыми следят с 1890 года – с тех пор они стали встречаться реже на 84%. По расчетам WWF, в 28 странах ЕС популяции типичных видов луговых бабочек в 1990–2017 годах сократились на 49%.

Еще более острая ситуация сложилась с пчелами. В России их численность в 2007–2017 годах снизилась на 40%. В США всего за год, с апреля 2020-го по апрель 2021-го, пасеки опустели на 45%. Есть прогнозы, согласно которым пчелы как вид могут исчезнуть уже к 2035 году.

Мертвые пчелы в улье

Пчелы как вид могут исчезнуть уже к 2035 году

Максим Кимерлинг/Коммерсантъ/ Vostock Photo

По словам Алексея Зименко, пчелы гибнут по двум причинам. «Первая – усиление химической обработки полей, пчелы массово травятся, – рассказывает эксперт. – Вторая – изменение климата. Пчелиным семьям важно поддерживать оптимальную температуру в улье. Сейчас они часто гибнут от перегрева. Сказываются и засухи: если растениям не хватает воды, они сокращают выработку нектара. Для пчел это означает голодную смерть».

Трудно представить, что станет с экосистемами, если пропадут пчелы и их сородичи, замечает собеседник. «Пчелиные опыляют множество растений, без них пострадают растительные сообщества, – поясняет он. – Выращивание многих сельхозкультур напрямую связано с пчелами. Значит, упадет урожайность».

Для более общих выводов биологам приходится прибегать к статистическому анализу. В 2018 году вышла работа, где предполагалось, что на Земле на самом деле обитают 5,5 млн видов насекомых (сейчас наукой описан только 1 миллион). В 2020-м – обширный доклад, вычисливший средний темп сокращения популяций насекомых (на 8,8% за десятилетие). А в начале 2022 года биологи из США и Франции решили пересмотреть темпы вымирания с 1500 года, экстраполировав в прошлое современные данные по беспозвоночным. Максимальная оценка – за 500 лет Земля потеряла до 260 тыс. видов (в 290 раз больше, чем фактически учтено в Красной книге).

На Земле резко выросла скорость вымирания насекомых

«Моделирование биоразнообразия – малопродуктивная деятельность, – возражает Зименко. – Не одну тысячу параметров нужно загрузить в компьютер, чтобы получить правдоподобные результаты: все пищевые, экологические связи, болезнетворные организмы и так далее. Обычно с помощью модели можно выделить общие тренды, но детали покажет только долговременное изучение специалистами конкретного вида или участка. К сожалению, видов много, а ученых мало. Мы мало что знаем про узкоареальные виды. Некоторые насекомые могут обитать в одном-единственном ущелье и больше нигде».

Владимир Кревер, научный руководитель программы сохранения биоразнообразия WWF России, также признался «Профилю» в недоверии к математическим моделям. Он привел в пример популяцию северного оленя. «Она падает во всех странах обитания, но явных предпосылок к этому нет. Связи между климатом и образом жизни оленя не обнаружено. Браконьерство? Но численность снижается как в России, так и в Скандинавии, где отлично работают природоохранные службы. Нужно признать, что ученые до сих пор многое не понимают в дикой природе. Притом биология и поведение оленя изучены гораздо лучше, чем у насекомых», – объясняет Кревер.

Шестое массовое вымирание – только гипотеза?

И все же методы data science набирают популярность в биологии. Именно они позволили поставить вопрос об истинном масштабе нынешнего вымирания. По одним оценкам, его скорость в 100 раз выше фоновых процессов обновления биосферы, по другим – в 1000 раз.

«Это безумные по земным меркам темпы, – комментирует Алексей Зименко. – Когда условия жизни меняются естественным путем, это занимает тысячи, десятки тысяч лет, большинство организмов успевают приспособиться. Сейчас у многих нет шансов на адаптацию».

Дает ли это основание поставить нашу эпоху в один ряд с пятью вымираниями древности? «Мы начали массовое вымирание – шестое примерно за 540 миллионов лет», – гласит документ «Второе предупреждение человечеству», подписанный 15 364 учеными из 184 стран (2017 год). «То, что мы уже находимся на пути шестого крупного исчезновения, неоспоримо с научной точки зрения», – говорится в другом коллективном докладе, вышедшем год назад в журнале Frontiers in Conservation Science.

И все же есть альтернативные взгляды. «Шестое массовое вымирание: факт, вымысел или спекуляция?», «Неправильно понятое шестое массовое вымирание» – это тоже заголовки научных статей.

Собеседники «Профиля» высказываются на эту тему с осторожностью. «При всей серьезности ситуации сравнение с древними катастрофами отдает популизмом, эти процессы имеют разные причины, признаки и содержание», – уверен Алексей Зименко.

«Выдвигаются разные гипотезы, у них есть свои сторонники и противники, – объясняет Владимир Кревер. – Рассудит нас только история. Все-таки самые ужасающие цифры, которые мелькают в прессе, – это математические модели, не имеющие эмпирического подтверждения. Необязательно резкое сокращение популяции закончится исчезновением вида».

Продолжение следует.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".